Лучшие фильмы 50-ых годов ХХ века

Рейтинг ста лучших картин, часть четвертая

Как вы знаете, на нашем портале вышел большой материал по кино, "Абсолютно исчерпывающий учебник по кино – по 10 фильмов за 10 десятилетий". Для удобства чтения мы разбили его также на десять глав - и предлагаем ознакомиться с четвертой из них, описывающей кино 50-ых годов ХХ века.

70. Театральный фургон / The Band Wagon (1953)

70. Театральный фургон / The Band Wagon (1953)

Жанр: Мелодрама, комедия, мюзикл | Режиссер: Винсенте Миннелли | В ролях: Фред Астер, Сид Черисс, Оскар Левант

О чем: переживающий череду неудач голливудский актер Тони Хантера пробует себя в в постановке Бродвейского мюзикла - вся команда настроена против героя, но он полон решимости сделать из шоу «гвоздь сезона»

Мюзиклы и так почти всегда представляют собой нечто большее, чем сумма их частей, но «Театральный фургон» Винсенте Миннелли дает нам аж на порядок больше, чем его элементы по отдельности. Перед зрителем раскрывается сначала исследование одиночества, переосмысление кризиса среднего возраста, затем вступает в действие спасительная сила музыки и танца. Все вместе формирует какую-то «чудо-таблетку», восстанавливающую наш уровень энергии.

69. В порту / On the Waterfront (1954)

69. В порту / On the Waterfront (1954)

Жанр: Криминальная драма, мелодрама, лучший фильм Оскар | Режиссер: Элиа Казан | В ролях: Марлон Брандо, Карл Молден, Ли Дж. Кобб

О чем: судьба докера Терри Мэллоу, который, узнав, что работает на гангстера Джонни Фрэндли, решает восстановить справедливость

«В порту», наполненный ошеломляющими, глубоко прочувствованными образами навсегда переписал ландшафт киноактерства. Персонажи тут не рубят с плеча, как было ранее принято, они выражают себя, как говорил историк актерского мастерства Исаак Батлер - колеблются, делают паузы, заикаются и умолкают, они передают скрытые чувства и желания. Конечно же, основной столп картины - Марлон Брандо, но именно участие Элиа Казана позволило огранить этот алмаз и превратить его в бриллиант.

68. Семь самураев / Shichinin no samurai (Seven Samurai)(1954)

68. Семь самураев / Shichinin no samurai (Seven Samurai) (1954)

Жанр: Боевик, драма, приключения | Режиссер: Акира Куросава | В ролях: Такаси Симура, Тосиро Мифунэ, Ёсио Инаба

О чем: в Японии XVI века крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев

Эпическое кино? Грандиозное кино? Невероятное кино? Первое же название, которое приходит на ум после этих эпитетов, конечно, «Семь самураев»! При всей своей силе и мощи картина снята очень деликатно, диалоги тут красноречивы, а музыка великолепна. Мозаика прекрасного складывается в подлинную симфонию, которая в финале переходит в разряд смерча.

67. Песнь дороги / Pather Panchali (1955)

67. Песнь дороги / Pather Panchali (1955)

Жанр: Драма | Режиссер: Сатьяджит Рай | В ролях: Кану Баннерджи, Каруна Баннерджи, Чунибала Деви

О чем: путь вниз по наклонной лестнице в истории бедной семьи, живущей в бенгальской деревне и вынужденной каждый день бороться за выживание

Из-за проблем с финансированием режиссеру из Калькутты Сатьяджиту Рэю потребовалось три года, чтобы завершить свой дебютный фильм «Песнь дороги». В итоге, вопреки всему, вышла одна из самых красивых картин в истории кино. Не даром Акира Куросава сказал: «не видеть кино Рэя — значит существовать в мире, не замечая ни солнца, ни луны».

66. Ночи Кабирии / Le notti di Cabiria (Nights of Cabiria) (1957)

66. Ночи Кабирии / Le notti di Cabiria (Nights of Cabiria) (1957)

Жанр: Драма | Режиссер: Федерико Феллини | В ролях: Джульетта Мазина, Франсуа Перье, Амедео Наццари

О чем: о вере в чудо в истории ранимой девушки

Маленькая и гордая, ранимая и взбалмошная, необразованная и чуткая; и, в конце концов, обладательница доброго сердца, жаждущего любви – такова Джульетта Мазина в роли Кабирии, женщины, которая продает свое тело, но никогда не предает свое чувство собственного достоинства. Ее подарок нам — напоминание о том, что способность смеяться над собой, над своими неудачами и есть это ключ к проживанию жизни. И, да, «Ночи Кабирии» точно одна из лучших совместных работ мужа и жены в кино.

65. Головокружение / Vertigo (1958)

65. Головокружение / Vertigo (1958)

Жанр: Триллер, мелодрама, детектив, экранизация | Режиссер: Альфред Хичкок | В ролях: Джеймс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бел Геддес,

О чем: отставной сыщик Скотти Фергюсон, жутко боящийся высоты, по просьбе бывшего коллеги начинает следить за его женой Мэделин, якобы одержимой идеей самоубийства

И киноманы, и кинокритики обожают «Головокружение» — фильм об одержимости мужчины женщиной, которая «то реальна, то нет», а потом и вовсе ускользает. Играя на чувствах полов, Альфред Хичкок снял свое самое значительное полотно, метафоричное и пронизанное исследованием нашего собственного «я», отвергающего реальность, которая идет вразрез с привычными взглядами. Навязчивое, дотошное, похожее на прокрутку маленьких шестеренок повествование, в итоге обращается к чему-то, находящемуся за его пределами – как кинематографическими, так и физическими.

64. Четыреста ударов / Les quatre cents coups (The 400 Blows) (1959)

64. Четыреста ударов / Les quatre cents coups (The 400 Blows) (1959)

Жанр: Драма, криминал | Режиссер: Франсуа Трюффо | В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми

О чем: о попытках сбежать от суровой действительности двенадцатилетнего Антуана Дуанеля

В дебютном фильме Франсуа Трюффо рассказывает историю молодых лет собственной жизни – бурю подросткового неповиновения помноженную на детскую ранимость. По сути, из-под пера мастера вышел портрет юности, пронзительный и жесткий. Многократно усиленный особым кинематографическим языком Трюффо.

63. Имитация жизни / Imitation of Life (1959)

63. Имитация жизни / Imitation of Life (1959)

Жанр: Мелодрама, драма, экранизация | Режиссер: Дуглас Сирк | В ролях: Лана Тёрнер, Джон Гэвин, Сандра Ди

О чем: пересказ двенадцати лет из жизни четырех женщин, пытающихся найти свое счастье

Мелодрама — один из самых оклеветанных жанров, испорченных дешевыми манипуляторами. А великая мелодрама — это вместилище, куда мы можем уместить всепоглощающие чувства, которым просто некуда больше деваться. Именно таков сиквел картины 1934 года, адаптация романа Фанни Херст от Дугласа Сирка. «Имитация жизни» во многом бросает вызов и Америке конца пятидесятых годов, и самой идее комфорта; она величественная и непоколебима как в своем масштабе, так и в отражении чувств героев.

62. Рио Браво / Rio Bravo (1959)

62. Рио Браво / Rio Bravo (1959)

Жанр: Вестерн, драма, экранизация | Режиссер: Ховард Хоукс | В ролях: Джон Уэйн, Дин Мартин, Рики Нельсон

О чем: шериф городка Рио Браво Джон Ченс арестовывает убийцу, брат арестованного собирает банду и берет город в осаду – вызов принимают лишь служитель закона, местный пьяница, певица и ловкий молодой стрелок

В этом идеальном вестерне, вернее, в этом идеальном фильме (например, перед нами - любимая картина великого британско-канадского критика Робина Вуда) сплетаются воедино и суровые образы, и ода второму шансу, и истории о «бесполезных» людях, которые доказывают свою исключительную ценность. Да, единственное, что работает всегда – это то, что в этом мире нет ничего определенного. Кроме мужества.

61. В джазе только девушки / Some Like It Hot (1959)

61. В джазе только девушки / Some Like It Hot (1959)

Жанр: Мелодрама, комедия, криминал, приключения, музыкальный, гангстерский | Режиссер: Билли Уайлдер | В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кёртис, Джек Леммон

О чем: два приятеля-музыканта пытаются унести ноги после того, как стали свидетелями мафиозных разборок

Кинорежиссер австрийского происхождения Билли Уайлдер прибыл в Америку в 1934 году с двадцатью долларами в кармане и словарным запасом из ста английских слов. Всего за несколько лет он стал одним из самых разносторонних и интересных сценаристов-режиссеров, которых когда-либо знал Голливуд, а визиткой маэстро оказались нуары. В 1959 году великий и ужасный Уайлдер попробовал себя в жанре комедии - и опять попал в десятку. Эта жизнерадостная картина щеголяет прекрасными ролями Тони Кёртиса и Джека Леммона, но, главная тут, конечно, Мэрилин Монро - и все, что нам нужно знать о ленте, это слова самого Уайлдера после смерти актрисы. «Все, что я могу вам сказать, это то, что, если бы Мэрилин была сегодня рядом, я бы опустился на колени и сказал - пожалуйста, давай сделаем это снова.»

Полный материал размещен по этому линку:

https://www.hi-fi.ru/magazine/cinema/top100-cinefile/

Борис Миленский

14 августа 2023 г.

Рейтинг:

5.00