Лучшие фильмы 40-ых годов ХХ века

Рейтинг ста лучших картин, часть третья

Как вы знаете, на нашем портале вышел большой материал по кино, "Абсолютно исчерпывающий учебник по кино – по 10 фильмов за 10 десятилетий". Для удобства чтения мы разбили его также на десять глав - и предлагаем ознакомиться с третьей из них, описывающей кино 40-ых годов ХХ века.

80. Его девушка Пятница / His Girl Friday (1940)

80. Его девушка Пятница / His Girl Friday (1940)

Жанр: Комедия, драма, мелодрама, экранизация | Режиссер: Ховард Хоукс | В ролях: Кэри Грант, Розалинд Расселл, Ральф Беллами

О чем: главный редактор газеты Уолтер Берне дает последнее задание своей бывшей жене и звездному репортеру Хильди Джонсон – взять интервью у приговоренного к смерти Мерфи

Великолепная эксцентричная комедия Говарда Хоукса «Его девушка Пятница» была революционной для своих лет, и дело даже не в монтаже или актёрском уходе от театральности. Гвоздь сезона – диалоги, они накладываются друг на друга, бумерангами проносятся между персонажами, сталкиваются, как бильярдные шары — вы можете ощутить, как они щелкают, стучат и летают по воздуху. Хоукс в этой картине определил то, как мы видим и слышим современное кино.

79. Леди Ева / The Lady Eve (1941)

79. Леди Ева / The Lady Eve (1941)

Жанр: Мелодрама, комедия, криминал, экранизация | Режиссер: Престон Стёрджес | В ролях: Барбара Стэнвик, Генри Фонда, Чарльз Кобёрн

О чем: герпетолог и наследник пивной империи Чарльз Пайк, возвращаясь из Южной Америки в США на океанском лайнере, попадает под чары мошенницы Джин Харрингтон

Перед нами - любимый фильм Стефани Захарек, самая значительная картина «всех времен и народов» по мнению кинокритика. «Леди Ева» сценариста и режиссера Престона Стерджеса — одновременно и величайшая американская кинокомедия, и фильм о ненадежности и непредсказуемости людей, и произведение о том, что мы должны посмотреть на себя со стороны, чтобы оценить, как и что делаем ради любви. Остроумные диалоги, прекрасные актеры, тут есть это все. Но, главное, что говорит нам «Леди Ева» - плохие люди, вероятно, нуждаются в любви даже больше, чем хорошие. Это злая мудрость, но от этого она не перестает быть ею.

78. Великолепные Эмберсоны / The Magnificent Ambersons(1942)

78. Великолепные Эмберсоны / The Magnificent Ambersons (1942)

Жанр: Драма, мелодрама, костюмированный, экранизация | Режиссер: Орсон Уэллс | В ролях: Джозеф Коттен, Долорес Костелло, Энн Баксте

О чем: три поколения богатой американской семьи Амберсонов наблюдают за тем, как наступают новые времена, разрушающие их маленький мир

«Гражданин Кейн»? Нет. В наш рейтинг войдет не самое совершенное кино Орсона Уэллса, «Великолепные Эмберсоны». Здесь нет точной фокусировки и пафоса, но картина пестрит такой нежной, элегической красотой, что от нее трудно отвернуться. Да, студия вырезала 43 минуты из ленты и восстановить их не удалось – но, даже в таком изуродованном виде, не заметить ее горделивое синие нельзя.

77. Милдред Пирс / Mildred Pierce (1945)

77. Милдред Пирс / Mildred Pierce (1945)

Жанр: Мелодрама, драма, детектив, нуар | Режиссер: Майкл Кёртис | В ролях: Джоан Кроуфорд, Джек Карсон, Захари Скотт

О чем: жизненный путь Милдред - от одного неудачного замужества до другого, которое разоряет ее

Женская драма, умело замаскированная под нуар, прекрасная режиссура Майкла Кёртиса и эталонная роль Джоан Кроуфорд – о, «Милдред Пирс» сложно перехвалить. Шаг за шагом демонстрируя то смирение, то мужество, то ошибки, картина дает нам проследить целый жизненный путь, узнать и увидеть персонажа.

76. Красавица и чудовище / La Belle et la bete (Beauty and The Beast) (1946)

76. Красавица и чудовище / La Belle et la bete (Beauty and The Beast) (1946)

Жанр: Фэнтези, экранизация, мелодрама | Режиссер: Жан Кокто, Рене Клеман | В ролях: Жан Марэ, Жозетт Дэй, Мила Парели

О чем: рассказ о том, как купец обменял свою жизнь на жизнь дочери, столкнувшись со странным чудовищем – и что из этого вышло

«Красавица и чудовище» Жана Кокто, самый изысканный фильм, появившийся после лишений военного времени. Романтическое фэнтези, приправленное фееричной визуалистикой, натянутая тетива между героями Жана Марэ и Жозетт Дэй – если и есть гимн преобразования мира любовью, то это – «Красавица и чудовище».

75. Да будет свет / Let There Be Light (1946 - 1980)

75. Да будет свет / Let There Be Light (1946 - 1980)

Жанр: документальный, военный | Режиссер: Джон Хьюстон | В ролях: Уолтер Хьюстон, Бенджамин Саймон

О чем: рассказ о 75 американских солдатах, проходящих психологическую реабилитацию в государственной больнице Эджвуд в Нью-Йорке с 1944 по 1946 гг.

Джон Хьюстон, крутой парень, режиссер «Мальтийского сокола», снял картину, которая продержала на полке много лет. Попытка автора работаться в лечении «психоневроза» (раньше это называлось так, теперь – посттравматическим синдромом) у бойцов, шокирующая и душераздирающая, из-за военных ограничений была подготовлена к релизу в 1980 году, а увидела свет только в 1981 году, да и то с напрочь испорченным звуковым рядом. Реставрация 2012 года расставила точки над «i» и помогла нам оценить шедевр.

74. Лучшие годы нашей жизни / The Best Years of Our Lives (1946)

74. Лучшие годы нашей жизни / The Best Years of Our Lives (1946)

Жанр: Мелодрама, военная драма, экранизация | Режиссер: Уильям Уайлер | В ролях: Мирна Лой, Фредрик Марч, Дэна Эндрюс

О чем: попытках преодолеть посттравматический синдром трех солдат, вернувшихся в свой город после войны и считающих, что годы на фронте были лучшими в их жизни

Уильям Уайлер вернулся домой после Второй мировой войне глухим на одно ухо – немудрено, что сценарий х/ф «Лучшие годы нашей жизни» привлек мастера. Описывая поствоенные судьбы, режиссёр выходит за рамки обычной истории, предлагая универсальный экзерсис. Позволяющий понять, что нет смысла тосковать по дому, ведь дом – это место, которое нужно найти в себе. Вот только цена этого может быть очень велика.

73. Из прошлого / Out of the Past (1947)

73. Из прошлого / Out of the Past (1947)

Жанр: Нуар, триллер, драма, экранизация | Режиссер: Жак Турнер | В ролях: Роберт Митчэм, Джейн Грир, Кирк Дуглас

О чем: бандит Вит Стерлинг нанимает бывшего частного детектива Джефа для розыска Кэтти Моффат, убийцы, прикарманившей $40 000. Найдя девушку, герой влюбляется в нее...

«Из прошлого» Жака Турнера — одно из величайших произведений жанра «нуар», беспощадное и красивое в своей мрачности. Тандем антиподов американской мечты соткан ролями Роберта Митчэма и Джейн Грир, их разрушительная сила притягивает и манит, заставляя плыть по волнам невероятного зрелища.

72. Черный нарцисс / Black Narcissus (1947)

72. Черный нарцисс / Black Narcissus (1947)

Жанр: Драма, костюмированный, экранизация | Режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер | В ролях: Дебора Керр, Флора Робсон, Джин Симмонс

О чем: старшая монахиня-сестра Клодаг начинает новую жизнь, создавая монастырь «Святой веры», больницу и школу на месте заброшенного двореца Мупу, расположенного на высоте два с половиной километра в гималайских горах

От мистической мелодрамы «Красные башмаки» до боевого «Я знаю, куда иду!» и романтического «Вопроса жизни и смерти» - как выбрать лучший фильм Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера? Мы предпочтём красоту «Черного нарцисса» - повествования об одержимости, снятое на фоне раскрашенных фонов под руководством легендарного специалиста по спецэффектам Уолтера Перси Дэя. Даже натурные съемки не выглядели настолько реальными – при такой визуалистике и сама пружина действия, кажется, проникает в самое сердце.

71. Похитители велосипедов / Bicycle Thieves (Ladri di biciclette) (1948)

71. Похитители велосипедов / Bicycle Thieves (Ladri di biciclette) (1948)

Жанр: Драма, экранизация | Режиссер: Витторио Де Сика | В ролях: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелль

О чем: наконец-то устроившись на работу в послевоенном Риме, Антонио Рикки лишается велосипеда, без которого невозможно ничего делать -  и вместе с сыном Бруно пытается отыскать украденное в огромном городе

Фильмы создаются для того, чтобы поделиться со зрителем неким опытом - и для облегчения этого процесса разработаны стандарты кино. Де Сика же вывел на первый план в «Похитителях велосипедов» непрофессионального актера Ламберто Маджорани, кроме того, режиссер не использовал никаких студийных декораций и, вообще чурался принятых в индустрии канонов. В итоге, экран ожил самыми настоящими чувствами, переживаниями и эмоциями - разбивающими сердце, а, потом, наполняющими его радостью.

Полный материал размещен по этому линку:

https://www.hi-fi.ru/magazine/cinema/top100-cinefile/

Борис Миленский

14 августа 2023 г.

Рейтинг:

5.00