Лучшая киберпанк-фантастика XXI века
Не только для поклонников жанра
В конце прошлого века в жанре киберпанк случился настоящий творческий взрыв: «Матрица» и «Джонни-мнемоник», «Бегущий по лезвию» и «Газонокосильщик», «Трон» и «Робокоп» – технологии позволили демонстрировать удивительные миры будущего, где цифра сменяет чувства. Новый век не уступает предшественнику – вот лишь несколько достойных продолжателей дела киберпанка, снятых за последние 20 лет…
Особое мнение / Minority Report (2002)
Один из первых блокбастеров XXI века является одновременно и одним из лучших киберпанк-фильмов в истории кино. По законам нуара в центре сюжета «Особого мнения» находится человек, несправедливо осужденный за преступление, которого не совершал (еще не совершал!). Герой должен бежать, чтобы выжить, а попутно дать ответ на самый главный вопрос антиутопий – существует ли в принципе свобода воли? Должен ли персонаж Тома Круза совершить убийство, предначертанное оракулами, илу и него найдутся силы изменить судьбу? Особенно интересно то, что «Особое мнение» отлично предсказывает будущее, особенно в плане гаджетов и технологий.
Ренессанс / Renaissance (2006)
Визуальный стиль – важная составляющая киберпанка, этот жанр не слишком любит мягкие пастельные тона и гибкость линий. То, как выглядит европейский анимационный фильм “Ренессанс”, заставляет “Город грехов” кусать локти от зависти – контраст здесь бьет через край, персонажи словно сошли со страниц манги, но остались двумерными, нарисованными, живыми и цифровыми одновременно. Сюжет ленты разворачивается в не слишком отдаленном будущем, где детектив пытается разобраться в причинах исчезновения известного ученого и его конфликта с мегакорпорацией. Снимали все это французы, что добавляет изрядную порцию оригинальности.
Помутнение / A Scanner Darkly (2006)
Психологический киберпанк-триллер «Помутнение» – подлинный образец необычного жанра, демонстрирующий зрителям и сложный научно-фантастический сюжет, и необычное визуальное решение. Лента запоминается, в первую очередь, своим визуальным стилем – каждый кадр в «Помутнении» перерисован из игрового в анимационный, отчего лента создает необыкновенную атмосферу одновременно затягивающую и отталкивающую зрителя. Эффект ротоскопирования оказался столь мощным, что большая часть зрителей сейчас и не вспомнит сюжета картины, но легко воспроизведет в памяти «рисованного» Киану Ривза с его фирменной небритостью.
Хранители / Watchmen (2009)
Вы правы, в первую очередь “Хранители” – это, конечно, супергероический боевик. Но согласитесь, от картин Marvel или DC ленту Зака Снайдера отличает очень многое, и не в последнюю очередь атмосфера альтернативной реальности и элементы киберпанка. Здесь присутствует любимый многими фантастами ретрофутуризм, Доктор Манхэттен творит чудеса и толкает вперед науку, а Роршарх ведет непростое расследование, как это положено фантастическому киберпанк-нуару. Претензий Снайдеру по работе с оригиналом можно предъявить много, но стилистически «Хранители» совершенно бесподобны.
Судья Дредд 3D / Dredd (2012)
Принято считать, что киберпанк – это, прежде всего, философия, исследование социального устройства общества, столкновение технологии и эмоций. «Дредд» 2012 года – не такой. Это шикарный боевик, поставленный по всем канонам футуристического экшена, упивающийся кровью, взрывами и симфонией взрывов. Но под непроницаемой маской судьи легко просматривается старый добрый киберпанк. Больше всего «Дредд» похож на классического «Робокопа» 1980-х, еще один столп жанра, породивший множество подражателей. В обоих фильма мессианство сведено к минимуму, вместо слов действует пистолет.
Теорема Зеро / The Zero Theorem (2013)
В какой-то степени “Теорема Зеро” является духовным продолжением “Бразилии” и “12 обезьян”, двух шедевров киберпанка, снятых Терри Гиллиамом еще в прошлом веке. Наверное, до их уровня “Теорема” не добирает, но по всем внешним параметрам ее можно вводить в нашу подборку, это образцовый техно-нуар со злобной корпорацией, урбанизацией и засилием рекламы на улицах. Безусловно, в кадре здесь, как и положено, все искрит неоном, а одежды имеют кислотную расцветку. Наконец, главный герой – программист, ищущий ответ на вопрос о смысле жизни. Перед нами энциклопедический пример киберпанка от одного из основателей жанра.
Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049 (2017)
Оригинальный фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» – канонический шедевр мировой фантастики, но и Дени Вильневу нужно отдать должное – его сиквел получился хоть и не столь сногсшибающе мощным, но вполне достойным последователем, развивающим важные этические и психологические темы. А насколько хорош новый «Бегущий» визуально! Дикие пустыни и гиперурбанизированный Лос-Анджелес, горы мусора и тонны неоновой рекламы, холод открытых пространств и жар цифрового секса. Киберпанк и прежде отличался яркостью, но Вильнев вывел его на новый, недостижимый уровень, это нуар, обжигающий сетчатку.
Анон / Anon (2018)
Триллер Эндрю Никкола «Анон» не вызвал большого ажиотажа в сообществах любителей кинофантастики и фанатов киберпанка, но так получилось скорее не из-за содержания ленты, а по причине чрезмерного увлечения режиссера актрисой Амандой Сейфрид, исполнившей одну из главных ролей. Для цифрового мира будущего, где каждый ваш взгляд и каждое движение рук фиксируется особым контроллером и отправляется на вечное хранение в «облако», актриса слишком женственна и красива. А ведь сюжет повествует о суровом киберсопротивлении всеобщему надзору и тотальному контролю. Идея интересная, но реализация чуть хромает.
Апгрейд / Upgrade (2018)
Одна из самых неожиданных оригинальных картин последних лет – «Апгрейд» Ли Уоннелла – стартует как заправская нуарная фантастика. Мы видим мрачный город, в котором обилие яркой уличной рекламы не позволяет осветить все закоулки, обязательно найдется место, где злодеи вершат преступления. Мы видим футуристические машины, мы видим неожиданные разработки в области биотехнологий. Кроме этого Уоннелл умело поддерживает атмосферу шикарными декорациями и мрачными пейзажами. Развязка фильма и вовсе образцовая – как и положено киберпанку пластмассовый мир здесь делает серьезные шаги к победе над человечеством.
Алита: Боевой ангел / Alita: Battle Angel (2019)
После относительной неудачи переноса на большой экран “Призрака в доспехах” могло показаться, что участь киноадаптации манги “Алита” предрешена, но нет – фантастическая картина Роберта Родригеса “Алита: Боевой ангел” показала себя в прокате очень достойно. По сути, эта история – классика киберпанка. Здесь есть и неприветливое будущее, и роботы, и злобная корпорация и технологические приспособления, улучшающие или усложняющие жизнь людям. При этом, что редкость, “Алита” дает надежду на то, что будущее все-таки будет светлым, даже если мы доведем свою жизнь до такого кошмара. Нужно только верить в ангелов.