Крутые спецэффекты из 70-х и 80-х
Которые до сих пор смотрятся шикарно
Цифровые спецэффекты избаловали зрителей. Сейчас на компьютере в сравнительно сжатые сроки можно нарисовать хоть неведомый космос, хоть далекое прошлое, отправить человека на глубоководную станцию или в жерло вулкана – и все будет выглядеть очень натурально. Но еще каких-то 40 – 50 лет назад кино снималось с помощью подручных средств, и как снималось! Вспоминаем самые крутые визуальные эффекты из 70-х и 80-х.
Звездные войны / Star Wars (1977)
Первый фильм классической трилогии Джорджа Лукаса переполнен оригинальными новаторскими решениями, которые позволили картине стать одним из столпов жанра фантастики. Сложно описать в одном абзаце, сколько хитрых приемов использовал режиссер на съемочной площадке – от новаторской системы подвеса камеры, съемки которой создавали иллюзию скоростных полетов, до невероятных костюмов монстров, гуманоидов и роботов, в которых прятались люди. Однако самым необычным было то, что Лукас отказался от привычной эстетики «гламурного космоса», звездолеты в его фильмах грязные и побитые – зато эти миниатюры отлично смотрятся в кадре.
Чужой / Alien (1979)
Даже если бы экипаж «Ностромо» не наткнулся на космического монстра-ксеноморфа, «Чужой» вошел бы в историю – огромный звездолет в кадре смотрится невероятно, а руины корабля Жокеев поражают воображение. Но главная изюминка культового фантастического хоррора – тварь, похожая одновременно на богомола, мурену и велосипед. Оживить придуманное Х.Р. Гигером чудовище удалось при помощи латексного костюма, в который нарядили долговязого тощего нигерийского актера, и эффект был потрясающий. В продолжениях, снятых в новом веке, постановщики эффектов стали чаще обращаться к компьютерам, но повторить то первое ощущение ужаса перед необычным существом не смогли.
Американский оборотень в Лондоне / An American Werewolf in London (1981)
Культовый постановщик визуальных эффектов, художник и гример Рик Бейкер свой первый «Оскар» получил за работу над комедийным хоррором «Американский оборотень в Лондоне». Американские киноакадемики оказались бессильны противостоять изобретательности, с которой команда Бейкера подошла к сценам трансформации человека в волка. Съемки были очень трудоемкими – чтобы изменить лицо героя, актеру пришлось пройти через многократное наложение нового грима, показывающего новую ступень преображения лица в морду. В это время помощники постановщика эффектов растягивали латексную грудь и конечности – выглядит куда круче, чем сегодняшние «Сумерки» и «Халки».
Нечто / The Thing (1982)
Самым лучшим доказательством того, что в 1980-х визуальные эффекты достигли своего пика, является фильм «Нечто» Джона Карпентера. Известно, что Карпентер переснял ленту 1951 года, а его картина, в свою очередь получила ремейк в 2011 году, и фильм 1982-го на пять голов превосходит предшественника и последователя. Дизайнер и постановщик спецэффектов Роб Боттин работал больше года над визуальной составляющей – в ход пошло все: аниматронные куклы, марионетки, протезы, пиротехника, литры кукурузного сиропа, изображающего кровь. Но тяжкий труд того стоил, неземная тварь до сих пор приводит зрителей в восторг и ужас, новодел и близко по ощущениям не подобрался.
Инопланетянин / E.T. The Extra-Terrestrial (1982)
Строго говоря, даже в год своего выхода на экраны неуклюжий инопланетянин из одноименного фильма Стивена Спилберга не казался верхом изящества – уродливое существо очень сильно отличалось от общепринятых в фантастике образов пришельцев. Однако при этом мастер зрительского кино заставил публику полюбить нелепое создание, а историю дружбы мальчика и космического гостя превратить в культовое приключение. Для съемок понадобились сразу несколько «инопланетян»: одна кукла ездила, другая двигала руками, третья отвечала за мимику. Добавьте к этому выводок моделей разных размеров, и съемочная площадка «Инопланетянина» станет похожа на место высадки инопланетного десанта.
Муха / The Fly (1986)
Фантастическая «Муха» Дэвида Кроненберга – это невероятная смесь натуралистичности и буйной игры воображения. Сложно себе представить, как на самом деле должен выглядеть генетический гибрид человека и насекомого, но вариант, продемонстрированный в фильме, определенно крепко закрепился в умах зрителей. Чудовищная физическая деградация тела героя Джеффа Голдблюма пробирает до дрожи, постановщики эффектов заставили натуралистично отваливаться целые куски плоти, и это отвратительно. А притягательно здесь то, что до самого последнего момента за слоями грима мы продолжаем видеть черты лица актера, и это очень тонкая работа мастеров по эффектам, можно только восхищаться.
Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit (1988)
Сочетание в одном кадре живых актеров и анимации – старинный кинематографический способ показать что-то непостижимое уму. Однако до появления на экранах «Кролика Роджера» такие «стилистические дуэты» редко выходили за пределы трех- или пятиминутного хронометража. Здесь же визуальное пиршество растянулось на целый фильм, причем даже сегодня сплетение рисунка и актерской игры выглядит безупречно. Команда режиссера Роберта Земекиса поработала на славу, но персонально снять шляпу хочется перед Бобом Хоскинсом, которому почти весь фильм пришлось играть перед пустой комнатой и с отсутствующими вымышленными партнерами. Он справился великолепно, поэтому фильм и стал классикой.