Киберпанк в кино — 10 малоизвестных жемчужин жанра
Которые стоят просмотра
Киберпанк – жанр в искусстве сравнительно новый, но уже имеющий обширный список фильмов, получивших статус культовых. А что насчет других, не столь известных картин? Мы собрали для вас несколько фантастических лент с элементами киберпанка, с которыми стоит ознакомиться. Хотя бы для того, чтобы представлять, куда нас может завести прогресс.
Железо / Hardware (1990)
Вышедший в 1990 году фантастический триллер “Железо” у нас в стране распространялся с какими-то немыслимыми названиями: “Голова робота”, “Железяки” и даже “МАРК13”. Все потому, что публика не знала как к нему подступиться – слишком мудреный для боевика, слишком кровавый для драмы, слишком натуралистичный для фантастики этот фильм про очередное восстание машин оказался многим не по зубам. Зато вошел в число культовых лент для “своих”.
Считанные секунды / Split Second (1992)
Сейчас “Считанные секунды” смотрятся несколько наивно, но для начала 90-х это был вполне себе впечатляющий фантастический постапокалиптический триллер с запоминающейся атмосферой и исполненный в мрачных тонах. Киберпанка здесь немного, но даже по мелким деталям зритель считывает технический уровень того будущего, где Лондон затоплен Темзой, а в катакомбах под городом орудует страшный монстр. Ну, и Рутгер Хауэр в футуристичных костюмах крайне хорош.
Виртуозность / Virtuosity (1995)
Шикарную “Виртуозность” в момент первого выхода на экраны не поняли, а сегодня просто забыли, но между тем это фильм, достойный стоять рядом с “Газонокосильщиком” или “Джонни Мнемоником”. Лента рассказывает о попытке злодея из компьютерной игры осознать себя и вырваться на свободу в мир людей. Жестокого монстра играет молодой Рассел Кроу, а сражается с ним персонаж Дэнзела Вашингтона – такое кино никак нельзя пропустить.
Темный город / Dark City (1998)
Замысловатый неонуар Алекса Пройаса “Темный город” на видеокассетах было невозможно смотреть – почти все действие ленты происходит в кромешном мраке. Зато сейчас в этот фантастический мир, населенный ожившими трупами, вымирающими инопланетянами и подозревающими неладное главными героями, смотрится очень неплохо. Атмосфера немецкого экспрессионизма, помноженная на страх перед неизвестным и новыми технологиями, пугает.
Планета сокровищ / Treasure Planet (2002)
В противовес тьме предыдущего пункта предлагаем яркую картинку диснеевского мультфильма. А почему бы, собственно, киберпанк не использовать в анимации? У “Планеты сокровищ” есть всё, чтобы стать любимым зрелищем и для поклонников пиратской классики, и для фанатов фантастических приключений – Джон Сильвер здесь является киборгом, а Бен Ган – роботом. Да и вообще, бескрайний космос – куда более манящая стихия для настоящих охотников за удачей.
Время / In Time (2011)
У антиутопии “Время” режиссера Эндрю Никкола были все шансы стать культовой лентой уровня “Бегущего по лезвию” или “Матрицы”: в фильме задействованы отличные актеры, он держит в напряжении, в основе сюжета лежит интересная экономическая и социальная модель. Но что-то пошло не так, лента получилась слишком сухой для тех, кто привык смотреть блокбастеры “пожирнее”. Но пересмотреть “Время” никогда не будет лишним – фильм учит ценить секунды.
Машина / The Machine (2013)
Малобюджетный британский триллер “Машина” прошел мимо широкого проката, но прогремел на жанровых и общеиндустриальных фестивалях, поэтому если пропустили – найдите время посмотреть. Сюжет разворачивается в недалеком будущем в эпоху холодной войны между западным обществом и Китаем. Англичане работают над мозговыми имплантами, способными изменить ход противостояния, но получившиеся киборги выходят из-под контроля.
Страховщик / Autómata (2014)
Сюжет фантастической драмы “Страховщик” в очередной раз рассказывает нам, что никто не научит людей гуманизму лучше, чем поставленные на службу человеку роботы. Зрители погрузятся в постапокалиптический мир не столь отдаленного будущего – война превратила почти всю планету в радиоактивную пустыню, обслуживаемую роботами. Сохранившиеся остатки человечества все чаще видят в роботах проявление разума – неужели они обрели самосознание?
Битва за Землю / Captive State (2019)
Триллер “Битва за Землю” любопытно смотрится в тандеме с другой картиной того же режиссера Руперта Уайатта “Восстание планеты обезьян”. В обоих случаях человечество оказалось покорено, но если в одном варианте против него восстала природа, то в другом кара пришла с небес в виде загадочных инопланетян, не демонстрирующих себя никому, но повелевающих миром. Только найдя гармонию в технике, чувствах и разуме, битва за планету может закончиться в нашу пользу.
Смертельная зона / Outside the Wire (2021)
Недавний боевик “Смертельная зона” делает попытку противопоставить человека и киборга не где-нибудь, а на поле боя реальной войны (реальной с поправкой на жанр фантастики, конечно). Главный герой фильма прежде не нюхал пороха, он управлял боевым дроном, убивающим врагов с недосягаемой высоты. Теперь ему придется пробраться в тыл врага, но не одному, а в тандеме с новейшим киборгом, отличающимся любопытным взглядом на жизнь и людей.