«Фуриоса» или Монте-Кристо на фоне пост-апокалипсиса
Стоит ли смотреть давно ожидаемый приквел «Безумного Макса»?
С момента выхода в 2015 году ставшего уже культовым фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»фанаты ждали от Джорджа Миллера продолжения истории. Что ж, спустя девять лет, без суеты и спешки, маэстро выпустил приквел к картине – «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» / Furiosa: A Mad Max Saga (2024) расскажет о становлении воительницы Фуриосы из Зелёных Земель. Мы посмотрели ленту и попытались разобраться, действительно ли у Миллера снова получилось перенести зрителя в причудливый постапокалиптический мир.
Итак, режиссирует опять Миллер, он же (в паре с Ником Латурисом) писал сценарий, а на главные роли в произведение взяли таких актеров, как Аня Тейлор-Джой, Крис Хемсворт, Том Бёрк и Алила Браун. Производственный бюджет составлю $168 млн. долларов, хронометраж фильма – 2 часа 28 минут. Сюжетно «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» разбита на несколько глав – история стартует с эпизода, когда совсем еще маленькая Фуриоса лишается матери и попадает в банду байкеров под предводительством «доктора» Дементуса (Крис Хемсворт). Далее на горизонте возникнет известный по «Дороге ярости» Несмертный Джо, управляющий Цитаделью; девочка подрастает (теперь на экране центральную роль займет как раз Аня Тейлор-Джой) и ставит на карту все, ради того, чтобы разобраться с негодяем, убившим ее мать.
Чем нас ошеломила в свое время «Дорога ярости»? Безумными каскадерскими трюками (80% эпизодов были сняты вживую)? Невероятной скоростью, от которой закладывало уши – и ритмом развития действия, качающим адреналин похлеще американских горок? Инновационной манерой схемок, резко меняющей планы и позволяющей увидеть происходящее с множества углов? Причудливыми злодеями и харизматичными героями? Конечно же, всеми элементами вместе, заставляющими поверить в происходящее и переместиться за экранное полотно, в пыльные пустоши. «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», вроде бы, использует ту же формулу, но…
Во-первых, замах на описание пятнадцати лет, явно не удался. Картина обрывочно конструирует завязку, потом просто проматывает события, не давая ровным счетом никаких деталей о произошедшем в обозначенный промежуток времени. С тем же успехом работал бы и текст до титров, как «Звездных войнах» - основные события все равно разворачивают в одной плоскости.
Во-вторых – подбор актеров. Если и есть за последние годы претендент на мискаст номер один - то это, конечно, «Фуриоса». Аня Тейлор-Джой старательно пучит и без того огромные глаза, произносит за весь фильм несколько реплик – и больше всего подходит на роль персонажа второго плана, но никак ни на центр внимания, который должен приковывать зрителя к экрану и отвечать за наисуровейшее действо. Гораздо хуже дело обстоит со злодеями, вернее «злодеями». Несмертный Джо тут нарисован ровно для галочки, а главный негодяй, Дементус, в исполнении Криса Хемсворта более походит на Тора в те времена, когда он зависал у экрана ТВ с пивом. Сколько не пыжься, улыбка получается добродушная, яростного блеска в глазах нет – и это, спрашивается, новое исчадье ада?
В-третьих, «Дорогая ярости» брала масштабом – грандиозная почти часовая погоня из ее финала стала уже притчей во языцех и вошла во все учебники по кино. $185 млн., потраченных на ленту в 2015 году, кажутся совсем не теми «крохами», которыми стали спустя девять лет с учетом инфляции и общего удорожания натурных съемок $168 млн., выделенных на «Фуриосу» сейчас. Да чего там, насквозь компьютерный и сделанный «на коленке» «Атлас» от Нетфликса стоил $200 млн. – а тут планировался традиционный замах Миллера на почти полный отказ от графики и конструирование опаснейших сцен с помощью каскадеров! В итоге, «Фуриоса» предложит вам одну исключительно эффектную погоню в середине картины и… И на этом все – финал окажется вымученным и смазанным, недвусмысленно намекающим на недостаток средств.
А что с сюжетом? И тут, отношение к «Фуриосе» серьёзно портится, так как авторы не удосужились не только собрать сколько-нибудь логичную конструкцию противостояния, но и даже подробно объяснить мотивацию героев. Шаблон на шаблоне и шаблоном погоняет - отрицательный персонаж стал таким после потери семьи, Фуриоса знаменует собой пару страниц комикса (вся ее трансформация заканчивается стрижкой волос), Несмертный Джо просто бубнит что-то по нос, право слово, надежд было много, но тут повторяется ситуация со вторым «Аватаром» - работали явно спустя рукава. Что вдвойне странно, ведь по срокам никто не подгонял, девять лет – интервал значительный.
Значит ли это, что «Фуриоса» плохой фильм? Отнюдь. На фоне огромной массы совершенно проходного кино последних лет, картина подкупает своей визуальной стилистикой, очаровывает музыкой и предлагает вам ряд абсолютно невероятных боевых сцен. Под «Фуриосу» можно неплохо развлечься, если не ждать от картины ничего особенного. Произведение может даже понравиться, в конце концов, безумный мир будущего снова перед вами. Но вот полюбить его, как «Дорогу ярости», увы, невозможно. И провал в прокате был предопределён - перед нами никак не "сага", а небольшая зарисовка на тему.
Борис Миленский