Другой Табаков
8 малоизвестных работ Олега Табакова
В фильмографии Олега Табакова можно найти множество любопытных образов – от французского короля до нацистского преступника. Мы вспомнили несколько примечательных, но не слишком известных ролей любимого актера – откройте для себя необычного Табакова.
Молодо-зелено (1962)
В большом кино Олег Табаков дебютировал в конце 1950-х, а в 1962-м уже сыграл первую главную роль. Пришлась эта работа на фильм, жанр которых в СССР принято было называть «производственной драмой». В картине «Молодо-зелено» Табаков предстал в образе совсем юного монтажника, который решается на смелый эксперимент – предлагает сменить на стройке в таежной глубинке кирпич на керамзитные блоки. Трудно себе представить, что на этом можно выстроить какой-то сюжет, но на деле в ленте находится место и вызову обществу, и тяжелым испытаниям, и даже романтике.
Марк Твен против… (1975)
Про съемки телефильма «Марк Твен против…» сам Табаков всегда вспоминал с особенной теплотой. Несмотря на то, что картина готовилась в страшной спешке (ее зачем-то пытались показать накануне 200-летия независимости США), работа велась исключительно по ночам, а актеру приходилось терпеть многочасовое укладывание тяжелого грима, именно на площадке «Марка Твена» артиста особенно искренне встречали и позволяли много импровизировать. Лента снималась в Кишиневе, и Табаков буквально влюбился в столицу Молдавии – позже он неоднократно возвращался в город и даже играл в местном театре.
Корабль пришельцев (1985)
Несмотря на довольно фривольное название, сюжет картины «Корабль пришельцев» основан на реальных, и весьма драматических событиях – испытаниях первых ракет-носителей и космических аппаратов, которым вскоре предстоит поднять над землей Юрия Гагарина. Лента режиссера Сергея Никоненко повествует о запуске «Спутника-7-1», капсулы с двумя собаками на борту, полет которой был прерван непредвиденной аварией. Табаков в этой картине сыграл не кого-нибудь, а главного космического конструктора СССР Сергея Королева, и сыграл блистательно – столь энергичным и целеустремленным отца советской космонавтики не показывали прежде никогда.
Шаг (1988)
Драму режиссера Александра Митты «Шаг», снятую по сценарию Виктора Мережко, сегодня мало кто помнит, а ведь на нее стоило обратить внимание еще три-четыре месяца назад, ведь в ее сюжете легко читаются параллели с днем сегодняшним. Картина рассказывает об эпидемии полиомиелита в Японии в конце 1950-х – тогда местная фармацевтическая промышленность не справилась с изготовлением вакцины, что привело к множеству смертей среди детей. На помощь пришел Советский Союз, но бюрократия едва не погубила план спасения японцев. Ведущая роль в фильме досталась Леониду Филатову, а Табаков сыграл медицинского работника, от действий которого во многом зависят судьбы людей.
Искусство жить в Одессе (1989)
Режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу так никогда и не удалось повторить грандиозный успех своих «Мушкетеров», хотя попыток он делал множество. Одна из картин, потенциал которой мог сравниться с вольной музыкальной экранизацией книги Дюма – это адаптация для большого экрана «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. В какой-то мере, получился сборник анекдотов про Беню Крика и одесских евреев, которым в предреволюционном портовом городе живется очень непросто. Олег Табаков в картине находится на вторых ролях, но в очень теплой компании Михаила Боярского, Александра Ширвиндта и Зиновия Гердта.
Московские каникулы (1995)
Еще одна «жертва» невероятно удачной режиссерской работы – Алла Сурикова. Что бы ни снимала эта талантливая постановщица, всё будут сравнивать с «Человеком с бульвара Капуцинов». Вот и лирической комедии «Московские каникулы» не повезло – ее не заметили зрители и обошли вниманием критики, а ведь для «проклятых 90-х» это было не самое тривиальное кино, почти без чернухи и с особой теплотой демонстрирующее таинственную русскую душу. Табаков, впрочем, в этом фильме сыграл не нашего соотечественника, а итальянского дипломата. Ну, а что? Южный колорит в актере определенно присутствует.
Леди на день (2002)
Эксцентрическая комедия «Леди на день», снятая совместными усилиями российских и белорусских кинематографистов, смотрится несколько неуклюже – наши пытаются изображать американскую жизнь начала XX века, и временами это напоминает очень плохой водевиль. Но не будем слишком строги к постановке Дмитрия Астрахана, в конце концов, это были не самые простые годы для нашего кино, а «Леди на день» позволила собрать в кадре таких артистов как Марина Неелова, Александр Калягин и Александр Филиппенко. Олег Табаков в картине сыграл мэра Нью-Йорка – этакого типичного американского ковбоя, привыкшего решать все вопросы одним щелчком пальцев.
Вечное возвращение (2012)
Как и все предыдущие работы Киры Муратовой, ее последний фильм «Вечное возвращение» сложен для неподготовленного зрителя – для его просмотра необходимо особенное лирическое настроение и стремление постичь ранее неизведанные глубины поэтики и оригинальности. В самом грубом приближении фильм представляет собой сборник актерских этюдов, в которых несколько пар артистов начитывают один и тот же текст. Зрители видят разные интонации, разную подачу, разные эмоции, разные техники – и это служит мостиком к пониманию самой сути искусства. Олегу Табакову в фильме как-то особенно веришь – все-таки классическая театральная школа творит чудеса.