Дикая природа наяву – 10 лучших картин о противостоянии человека и зверя
Фильмы о сильных духом в критических обстоятельствах
Это только в детской песне медведь бежит наутек, если вы сталкиваетесь с ним не в одиночку, а с другом, в жизни всё гораздо сложнее, и дикая природа по-прежнему остается не особенно чуткой к человеку, изнеженному цивилизацией. Это сопоставление активно используется в кино – мы выбрали десяток лучших картин о том, как человек сталкивается с диким зверем.
10. Отмель / The Shallows (2016)
Если на суше человек ещё как-то может чувствовать себя венцом природы, то в морях и океанах ему приходится намного сложнее – здесь и твари побольше хозяйничают, и среда сама по себе не слишком для людей благоприятная. Из множества картин о столкновении человека с акулой мы бы хотели отметить две наиболее яркие и начнем с “Отмели” режиссера Жауме Кольет-Серра. Главная героиня фильма оказывается пленницей большой белой акулы, отрезавшей ей путь на берег в небольшой затерянной в глуши бухте. Спасения ждать неоткуда, поэтому за свою жизнь женщине придется сражаться самой. Но противник ей попался умный и хитрый.
9. Белый бог / Fehér isten (2014)
В какой-то мере отзвуки сюжета германо-венгерской драмы “Белый бог” мы часто слышим в новостях и криминальной хронике – стаи одичавших собак, за поголовьем которых никто не следит, совершают дерзкие и порой весьма плачевно заканчивающиеся нападения на людей в самых разных точках земного шара. В самых ярких красках авторы “Белого бога” показывают, как домашний любимец, будучи лишенный хозяйского расположения и отправленный в собачий приют, вдруг проявляет животную агрессию и превращается в дикого убийцу, следующего самым страшным инстинктам. Сопротивление человека своре диких собак – настоящий ужас.
8. Схватка / The Grey (2011)
Выживание жертв авиакатастрофы – само по себе захватывающий сюжетный крючок, способный удерживать внимание публики на два часа хронометража хорошего фильма. Триллер Джо Карнахана “Схватка” не ограничивается одной только дезориентацией потерпевших крушение героев фильма – автор забрасывает персонажей в североамериканскую глушь, где обнаружить их будет особенно сложно, а заодно “забрасывает” людей в самое сердце ареала обитания волков, ревностно охраняющих свою территорию. Герою Лиама Нисона придется не только поддерживать в товарищах надежду на спасение, но и сражаться с местными серыми “царями природы”.
7. Кинг Конг / King Kong (1933)
Великолепного “Кинг Конга” и множество его последующих ипостасей можно воспринимать буквально – как развлечение и соревнование в умении спецэффектами поразить воображение зрителей. А можно смотреть на сюжет чуть шире и ощутить за схваткой человека и гигантской обезьяны метафору противостояния людей и дикой природы, необузданной, разрушительной и непредсказуемой. Герои оригинальной картины вторгаются на территории, которые прежде были от них скрыты, но вместо несметных сокровищ сталкиваются с тем, что не в силах удержать в силках. Природное любопытство толкает человека прямо в пасть дикому зверю.
6. Челюсти / Jaws (1975)
Общепринято называть “Челюсти” режиссера Стивена Спилберга первым летним блокбастером, запустившим индустрию дорогостоящих, масштабных, зрелищных проектов, способных вытягивать деньги из карманов миллионов зрителей. Все это так, но гениальная экранная схватка нескольких человек с акулой-убийцей в рамках этой ленты – это не только развлечение на пару часов. Как умный и достаточно проницательный постановщик, Спилберг внедрил внутрь сюжета о нападении океанского хищника на прибрежную зону метафорическое столкновение порядка и хаоса, цивилизации и природы, разума и сердца. И выбор стороны здесь совсем не очевиден.
5. Призрак и Тьма / The Ghost and the Darkness (1996)
Потрясающий драматический триллер “Призрак и тьма” знакомит зрителя с одним из наиболее жутких, кровавых и опасных противостояний в сравнительно недавнем прошлом человечества – в конце XIX века европейцы активно покоряли Африку, но продвижение достижений цивилизации на Чёрном континенте не было простым, и одной из главных опасностей для людей стали львы, обнаружившие в двуногих сравнительно легкую добычу. Герой “Призрака и Тьмы” в исполнении Вэла Килмера, кажется, справился с наиболее хитрым и опасным зверем, совершавшим набеги на вверенную ему территорию, но монстр вернулся и, похоже, стал ещё опаснее.
4. Птицы / The Birds (1963)
Чтобы показать саму возможность возникновения опасности в столкновении человека и природы, сценаристы и режиссеры обычно в своих картинах противопоставляют людям зверей побольше, посильнее и поагрессивнее. Но Альфред Хичкок пошел другим путем – он в своем гениальном фильме “Птицы” “натравил” на человека не особенно крупных пернатых, тех живых существ, которых прежде мы никогда не считали смертельно опасными или даже пугающими. Путей интерпретации сюжета Хичкока множество, но очевидно одно – автор показывает хрупкость нашего мира, который способны превратить в хаос даже вышедшие из-под контроля воробьи.
3. Жизнь Пи / Life of Pi (2012)
Красочную драму Энга Ли “Жизнь Пи” не назовешь банальным фильмом о противостоянии человека и зверя, хотя, разумеется, столкновение тигра и подростка является главной сюжетной линией картины. Нет, “Жизнь” умещает в себе и вопросы сосуществования двух несоединимых, казалось бы, систем, и тему воссоединения человека с природой, и красоту дикости, от которой цивилизация заставляет нас отказываться. Даже финальное “превращение” тигра из рассказов героя в человека становится поводом для поисков дополнительных смыслов. Впрочем, с точки зрения взятой нами сегодня темы фильм, конечно, гениален и впечатляющ. Иного и не надо.
2. Парк юрского периода / Jurassic Park (1993)
За “Парк юрского периода” вы вполне можете подвергнуть нас обоснованной критике – ну, о каком противостоянии человека и зверя можно говорить относительно фантастической картины, в которой людям, якобы, удалось оживить динозавров. Но в том-то и дело, что ожившие древние ящеры в ленте Стивена Спилберга – это всего лишь метафора для природы в целом. Помните фразу, произнесенную доктором Яном Малькольмом: “Жизнь всегда найдет лазейку”? Вот она и является основополагающей для всей концепции “парков” и “миров”, снятых за 30 лет. Человек может считать себя царем природы, но управлять он не способен даже собственной жизнью.
1. На грани / The Edge (1997)
Первое место нашего списка, наверное, вызовет споры – кто-то посчитает, что на вершине должны находиться куда более уважаемые “Челюсти”, “Птицы” или кто-то ещё, но нам драма “На грани” кажется квинтэссенцией напряженности отношений человека и дикой природы. Во многом фильм делает особенным тот сюжетный трюк, который заставляет персонажей, откровенно друг друга недолюбливающих, стать командой, когда общая опасность обретает слишком ощутимые черты. Гениально сыгранные Энтони Хопкинсом и Алеком Болдуином городские жители, брошенные в сердце леса на съедение гризли, лучший пример того, что дикая природа остаётся для нас врагом.
С пятьюдесятью лучшими фильмами про гигантских монстров можно познакомиться здесь.