8 самых безбашенных российских фильмов эпохи 90-х / 2000-х
Выход за границы
Два минувших десятилетия, девяностые годы ХХ века и начало «нулевых» XXI – настоящий кинематографический пир для поклонников арт-хауса и кино не для всех. Значительных бюджетов на фильмы еще не было, о рамках и ограничениях никто не думал, так что свет увидела целая обойма по-настоящему безбашенных картин. Уморительно смешных и трагичных, шокирующих и экспериментальных. Их мы сейчас и изучим (не впадая в крайности, конечно, самое жесткое кино не для всех – тема совсем другого обзора).
Прорва (1992)
Иван Дыховичный вынес на экраны, наверное, самый ортодоксальный взгляд на СССР конца тридцатых годов ХХ века. В «Прорве» будет и драма дворянки, вынужденной вливаться в новое общество, и смешная история о подарках маршалу, и шикарные роли Евгения Сидихина, Александра Балуева, Сергея Маковецкого. И, конечно же, стиль – ампир везде и всюду, который контрастирует с мрачными мыслями о будущем.
Два капитана-2 (1992)
Шаманство какое-то! Полностью состоящие из старой хроники, «Два капитана-2» буквально гипнотизируют зрителя и разрушают традиционную картину мира. На ряде сцен можно лопнуть от смеха, звериная серьезность происходящего на экране вместе с монотонными абсурдными текстами доводит зрителя до истерики. Постмодернистский шедевр,в котором заняты Сергей Курехин и Борис Гребенщиков – настоящий памятник эпохе.
Серп и молот (1994)
Жуть жуткая от Сергея Ливнева – в тридцатые годы XX века колхозница Евдокия Кузнецова становится жертвой научных экспериментов по смене пола и превращается в метростроевца Евдокима Кузнецова (Алексей Серебряков). Который быстро собирает все регалии, но, в конце концов, оказывается на краю выбора между любовью и долгом. Весьма скромный бюджет здесь умело замаскирован стилизациями и, конечно же, опирается на прекрасную игру Серебрякова.
Окраина (1998)
У жителей уральского хутора обманом отобрали землю. Начав собственное расследование, парни быстро поняли, что председатель колхоза тоже был в деле (он, раскаявшись, присоединился к отряду), ну а далее – раскрутили ниточки до хрустального офиса московского олигарха. Эпитафия нашим былинам на фоне бушующего в те годы кризиса била наотмашь, да и снята картина была удивительно ладно.
Москва (2000)
Формально начавшаяся как детектив «Москва» (Александр Зельдович собрал целое созвездие – в картине задействованы Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Александр Балуев) – речь пойдет о похищении огромной суммы наличных у нового русского по кличке Майкл, довольно быстро скатывается в инфернальные глубины. Невеста главного героя, как оказалось, влюбилась в его друга, который и является главным подозреваемым в краже, а атмосфера замкнутого пространства быстро превратилась в параноидальную. Сценарий был написан в соавторстве режиссера с Владимиром Сорокиным, так что, будьте уверены, сюжетные повороты окажутся непредсказуемыми.
Даун Хаус (2001)
Вольная интерпретация «Идиота» Достоевского – от сюжета тут мало что осталось, но диалоги просто феноменальны. Этот непрерывный набор гэгов, поправленный отличными образами в исполнении Федора Бондарчука и Ивана Охлобыстина, кажется настоящей феерией – сразу же после просмотра хочется запустить ленту снова, чтобы насладиться наиболее смачными моментами.
4 (2004)
После ленты «4» Илья Хржановский получил карт-бланш на авторский «ДАУ», который никак не может пробить себе дорогу на наш экран (над картиной начали работать в 2006, к съемкам приступили в 2008, а свет она увидела лишь в 2019 и часть фильмов саги не получила прокатные разрешения в РФ). Надо сказать, что повесть о торговце мясом, настройщике роялей и проститутке, которые познакомились в баре и начали друг другу рассказывать байки, довольно быстро хватает зрителя за горло и держит его поистине железной хваткой. Такого идеального спуска в глубины ада еще не было – и, судя по всему, талантом открывать двери в иные миры сегодня обладает лишь Хржановский.
Пыль (2005)
Кино-эксперимент Сергея Лобана – роман о «маленьком человеке». Неожиданно Леша попадает в эксперимент, где таких же неудачников превращают в накачанных суперменов. Увы, по завершении опытов, Леша снова получает назад свое рыхлое тело (и гонорар) – и всеми силами теперь пытается вернуть ускользающую красоту. Жесткий, но абсолютно гуманистический шедевр, призыв ко всем людям стать чуточку человечнее и добрее.