Кино без хэппи-энда

Лучшие картины, в которых открытый финал может казаться как хорошим, так и плохим

Сама история кино приучила публику к такому понятию как “хэппиенд” – мы заранее ожидаем счастливого исхода для любимых персонажей. Но в современном мире фильмы всё реже оканчиваются на фразе “жили долго и счастливо”, зато больше становится неоднозначных и спорных концовок. Вот классические примеры финалов, которые зритель должен додумать сам.


Выпускник / The Graduate (1967)

Выпускник / The Graduate (1967)

Картина режиссера Майка Николса “Выпускник” справедливо считается подлинной вехой в истории Голливуда сразу в нескольких аспектах – это и преодоление некогда табуированных тем, это и представление миру Дастина Хоффмана, и ловкое жонглирование жанрами, и неоднозначная концовка. Сюжет картины разворачивается вокруг юного и беззаботного Бена, легко встречающегося сначала с замужней женщиной, а затем с её дочерью. Финальный кадр стал подлинной классикой – герои либо обретут счастье, либо превратят свою жизнь в сущий ад.



Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)

Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)

Справедливости ради, в неоднозначность концовки гениальной фантастической драмы “Бегущий по лезвию” неразбериху внесли продюсеры и студия – фильм существует в семи различных версиях, и отличаются они далеко не только наличием вырезанных сцен или закадрового текста. В зависимости от того, выберете вы первоначальную, режиссерскую или окончательную версию, вам откроются различные финалы, и самый любопытный из них, конечно, наименее прямолинейный. Хорошо ли быть репликантом, не осознавая этого – вопрос, который остается открыт.



Нечто / The Thing (1982)

Нечто / The Thing (1982)

Против всяких правил “Нечто” Джона Карпентера заканчивается на самом интересном месте – практически всю картину зритель погружается в атмосферу недоверия каждого к каждому, но когда в финале остается всего два персонажа, каждый из которых может оказаться пришельцем, автор пускает финальные титры. Насколько хитрой и живучей оказалась тварь из космоса? Смог ли Макриди спасти человечество от гибели? Выживут ли спасшиеся полярники? Финальную сцену можно воспринимать двояко – герои сделали многое, но остановило ли это заразу...



Игла (1988)

Игла (1988)

Незатейливый сюжет фильма “Игла” режиссера Рашида Нугманова компенсируется фантастической харизмой ведущих артистов. Именно артистов, ведь и Виктора Цоя, и Петра Мамонова в то время знали исключительно как музыкантов, а для Марины Смирновой это был единственный опыт игры в кино. Зато получилось искренне, ярко и неожиданно многозначительно, словно картина получила полную свободу и собственную жизнь. А вот жизнь главного героя – вопрос без ответа. Он погиб? Или вернулся к девушке живым? Снег не скажет.



Карты, деньги, два ствола / Lock, Stock and Two Smoking Barrels (1998)

Карты, деньги, два ствола / Lock, Stock and Two Smoking Barrels (1998)

Бесполезно расписывать лихо закрученные сюжеты Гая Ричи в крохотном абзаце данной подборки, но, к счастью, это и не нужно – взаимоотношения героев и злодеев внутри ядовитого клубка персонажей черной комедии “Карты, деньги, два ствола” вы наверняка помните лучше нас. И, конечно, помните, что заканчивается картина стоп-кадром уморительно смешного финала, в котором Том останавливается в замешательстве перед выбором, избавиться ему от ружей или нет. Сохранит – и парни заработают немного денег. Выбросит – позволит избежать проблем.



Американский психопат / American Psycho (2000)

Американский психопат / American Psycho (2000)

Сложно сказать, можно ли концовку “Американского психопата” хоть под каким-то углом рассматривать как хэппиенд, но неоднозначность финала позволяет нам включить картину в сегодняшнюю коллекцию. Безусловно Патрик Бейтман – сумасшедший сукин сын, который если и не воплотил в реальность свои безумные фантазии с насилием и убийствами, то даже за подобные мысли должен быть изолирован. Однако с его точки зрения, он, кажется, избежал наказания за преступления. Или наоборот – загнал себя в клетку. Как посмотреть...



Старикам тут не место / No Country For Old Men (2007)

Старикам тут не место / No Country For Old Men (2007)

По одной из версий трактовки сюжета неовестерна братьев Коэн “Старикам тут не место”, зловещий убийца Антон Чигур является ничем иным, как символом неотвратимого рока, самой смертью, которая вышла прогуляться по жаркому Техасу в поисках наиболее достойных отправиться вместе с ней на тот свет. И под этим углом, и под любым иным концовка оставляет публике возможность подискутировать – осталась ли в живых Карла Джин? Так ли уж неуязвим Чигур? Что значат сны шерифа? Развилки позволяют пойти и по светлому, и по тёмному пути.



Начало / Inception (2010)

Начало / Inception (2010)

Наверное, самый известный пример неоднозначной концовки, неопределенность которой заставляет зрителей в исступлении грызть ногти – финальный кадр “Начала” Кристофера Нолана. Режиссер очень ловко подвесил интригу, четко разъяснив правила, действующие внутри сна, и сделав акцент на волчке Кобба. А вот упала ли кружащаяся игрушка или нет – не показал. Мы с одинаковой уверенностью можем считать и что герой ДиКаприо обрел счастье с детьми, и что он навечно заперт в подсознании – пока волчок крутится, оба варианта равновозможны.



Запрещенный прием / Sucker Punch (2011)

Запрещенный прием / Sucker Punch (2011)

Наверное, самый недооцененный фильм Зака Снайдера “Запрещенный прием” многим кажется нагромождением насилия, запредельной объективизации женщин, безумной игрой в стиль и странным погружением в глубины безумия. Отчасти, так и есть, но именно благодаря этому хитросплетению кино и смотрится с удовольствием. Претензии можно предъявлять лишь к финалу – одним хочется хэппиенда, другим кажется, что жизнь слишком жестока, чтобы выпустить кого-то из тисков психушки. И те, и другие правы – и все вместе уезжают в закат.



Бердмэн / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)

Бердмэн / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)

Невероятно красивый, безумно трогательный и фантастически искусно снятый “Бердмэн” можно пересматривать бесконечно и бесконечно находить темы для обсуждения увиденного. Разумеется, обсудить необходимо и финал, причем развилки у неожиданной концовки сразу две. Простая подчеркнута тем, как в окно смотрит героиня Эммы Стоун – возможно Ригган и прыгнул в окно, но не исключено, что при этом мужчина “вознесся”. Более сложная заставляет подумать, а смирился ли актер со своим самым известным образом на самом деле. Человек победил или птица?


Евгений Ухов

3 июля 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: