8 самых плохих советских фильмов
Фантастика и комедии, которые лучше было не снимать
Редакция Hi-Fi.ru очень любит кино СССР – эмоциональные, одухотворенные картины, с прекрасной актерской игрой и теплой «ламповой» атмосферой являют собой пример настоящего творчества. С одним «но» – если речь идет о действительно классных лентах того периода. К сожалению, во времена СССР выходили и весьма слабые картины – взяв за основу серьезные произведения, собрав впечатляющий актерский состав, они не смогли предложить зрителю ничего вразумительного. Именно такие «провалы» мы сейчас и изучим – встречаем анти-рейтинг; восемь самых плохих фильмов советских времен.
8. Подземелье ведьм (1990)
Экранизация произведений Кира Булычева – да еще и с Сергеем Жигуновым, Николаем Караченцовым, Дмитрием Певцовым в главных ролях! Жаль, но от глубокого сюжета (исследователи космоса прибывают на планету, в которой «перемешаны» ветви эволюции) об опасностях прогресса остались «рожки да ножки». Юрий Мороз не смог «склеить» мозаику действия воедино, а картонные спецэффекты и вовсе не оставили и камня на камне от впечатлений о ленте.
7. Спортлото-82 (1982)
От Леонида Гайдая ждали очередного прорыва, а получилось попурри из его старых шуток. Несмешное и разбалансированное (вполне возможно, что сыграл не на руку и слабый актерский состав картины, среди мэтров здесь можно отметить только Михаила Пуговкина). «По инерции» повесть о поисках потерянного выигрышного лотерейного билета посмотрели 55 млн. зрителей – но вот у многих из них на выходе из зала в душе осталось только недоумение. Тот самый случай, когда не стоило входить в одну и ту же реку много раз.
6. Русский сувенир (1960)
Любовь Орлова, Андрей Попов, Павел Кадочников – с таким актерским ансамблем проект сложно испортить, однако, Григорию Александрову это удалось. Сюжет о мире во всем мире в «Русском сувенире» подан с доведенным до предела пафосом. Судите сами – рядом с Байкалом вынужденно садится самолет с иностранными туристами (на борту есть и графиня, и миллионер, и другие представители «сливок западного общества»), а далее героям придется наблюдать за строительством города в Сибири или запуском ракеты на Луну. Этот калейдоскоп очевидно должен изменить взгляды чужаков на СССР – но, увы, склеено полотно настолько топорно и грубо, что меняет оно только взгляды зрителя на режиссуру Александрова.
5. Крестьянский сын (1975)
«Свой среди чужих, чужой среди своих» заложил стандарт советского боевика – жесткого, лихо скроенного и похожего на закрученную пружину. «Крестьянский сын» на фоне этого произведения выглядит жалкой калькой, в которой не осталось и толики былого величия – режиссура Ирмы Рауш не в состоянии удержать зрителей у экрана даже четверть часа, а героям Сергея Куракина, Георгия Буркова и Натальи Горевановой просто нечего играть. Посмотреть кино можно только ради музыки – она хоть и вторична, но, как говорится, повторение дважды иногда дает двойной эффект.
4. Нейлон 100% (1973)
Якобы комедия Владимира Басова с Леонидом Куравлевым и Риммой Марковой в главных ролях. Речь пойдет о модной вещи эпохи – нейлоновой шубе (в годы дефицита она была предметом вожделения многих), которая материализовалась в комиссионном магазине, да еще и по весьма доступной цене. Шубка сначала попадает в руки работниц магазина, после вещь перемещается «по рукам» – от адвоката до стоматолога и коневода. Мозаика образов и нравов могла бы стать слепком эпохи – но, по факту, кино кажется абсолютно неестественным и вымученным. А искрометности нет ни в одной шутке.
3. Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989)
Позднее творчество Леонида Гайдая (режиссер тут выступил и соавтором сценария) более напоминает треш – Дмитрий Харатьян и Спартак Мишулин стараются изо всех сил, но играть им просто нечего, а юморные моменты кажутся насколько банальными, что на них уже хочется плакать, а не смеяться. Частное сыскное бюро, происки мафии – всего через край, а эффекта нет никакого.
2. Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита (1985)
Фильм-спектакль Владимира Латышева, постаравшийся уместить в 64 (!!!) минуты экранного действия огромное произведение Дж. Р. Р. Толкина. Конечно же, не помогли и роли Зиновия Гердта и Михаила Данилова: на выходе получилось жуткое попурри, попытавшееся скрестить ужа и ежа. Никакой атмосферы, никакого стиля и никакого намека на величие оригинального произведения сформировать не получилось.
1. Лунная радуга (1983)
Фантастический роман Сергея Павлова очень быстро приобрел культовый статус – многоплановое философское произведение захватывало и не отпускало до последних строк. Кинофильм «по мотивам» мог бы получиться по уровню, равный ленте Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» – все ингредиенты были в порядке. Когда был объявлен актерский состав картины, у фанатов замерло в груди – на главные роли пригласили Василия Ливанова, Владимира Гостюхина и Юрия Соломина. А что же в итоге вышло у Андрея Ермаша? Жалкое и бледное подобие книги, из которого напрочь пропали почти все зрелищные моменты, действие потонуло в мутном киселе тягучего ожидания, а развязка не оставила и камня на камне от былых надежд. Самое яркое разочарование восьмидесятых годов ХХ века – неудачная попытка молодого режиссера стать новым Андреем Тарковским.