8 самых крутых боевиков, снятых в СССР
И нет задач невыполнимых
В Советском Союзе не было боевиков, это понятие пришло к нам лишь с появлением видеосалонов и нашествием массовой голливудской продукции. До этого приключения, детективы, триллеры и даже фантастику у нас принято было объединять в аморфное «остросюжетный фильм», но и этих слов на афише зрителям было достаточно, чтобы загореться желанием посетить кинотеатр. Мы вспомнили лучшие остросюжетные фильмы 60-80-х годов прошлого века, которые сегодня вполне могли бы именоваться крутыми боевиками.
«Неуловимые мстители» (1966)
Сегодня «Неуловимых мстителей» называют и историческим фильмом, и приключением, и даже неведомым в СССР словом истерн, но для советских мальчишек и девчонок эта картина всегда было просто «Неуловимыми». На противостояние юных героев Гражданской войны с недобитками Белой армии и буржуинами можно было любоваться бесконечно, и фильм крутили в кинотеатрах каждые школьные каникулы. Здесь было все: отвага и предательство, погони и перестрелки, горящий поезд и жестокая сцена пыток и даже «мертвые с косами» – как было не влюбиться в такую картину?
«Белое солнце пустыни» (1970)
Лента режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» настолько глубоко сидит внутри каждого советского человека, что кажется, будто она существует вечно, но на самом деле через год ей исполнится «всего лишь» 50 лет – детский возраст для настоящего произведения искусства. А лента действительно является шедевром кинематографа, со своим неповторимым стилем, с детально проработанными мелочами и блистательными актерскими работами. Удивителен и патриотический заряд этой картины, рассказывающей о Гражданской войне в Средней Азии – распалась страна, в которой сняли фильм, сменилось тысячелетие, пришла цифровая эпоха, а слова Верещагина о долге, чести и Родине остались актуальны, понятны и любимы.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Режиссер Никита Михалков никогда не скрывал, что на съемки картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» его вдохновили фильмы «Долларовой трилогии» Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли. Впрочем, как и было положено в то время, лента получила серьезный идеологический заряд – тут уже не бандиты разбирались между собой, а отважные чекисты обороняли реквизированное в пользу молодой Советской Республики золото от налетов белогвардейцев и контрреволюционеров. Лента изобилует сложно постановочными трюками и массовыми сценами, так что смотрится на одном дыхании даже спустя 45 лет после премьеры.
«Стрелы Робин Гуда» (1975)
Советское кино не слишком жаловало историю Средневековой Европы, полагая, что наши богатыри и витязи будут поинтереснее, но мимо легенды о Робине Гуде пройти оказалось сложно – уж больно красивая история. Картина «Стрелы Робин Гуда», снятая силами Рижской киностудии, тоже получилась красивой и музыкальной, но с учетом наличия в кадре мечей, арбалетов и рыцарей на конях, мальчишки неслись в кинотеатры гурьбой. Картине в прокате не повезло – из нее были вырезаны песни, написанные Владимиром Высоцким специально для картины (в том числе популярные «Баллада о Любви» и «Баллада о времени»), но сейчас ее можно найти в обоих вариантах – зритель от этого только выиграл.
«Пираты ХХ века» (1979)
«Пираты ХХ века» – настоящий феномен советского кино, самая кассовая лента советского проката. В картине блистательно сочетаются классические драматургические приемы и новаторские режиссерские решения, здесь используется проверенная формула противостояния героев, но разрешается конфликт необычными методами, тут нашлось место и довоенным образцам оружия, и неведомому доселе карате. Фильм сделал суперзвездами и без того популярных актеров Николая Еременко-младшего, Петра Вельяминова и Талгата Нигматулина, а заодно продемонстрировал высочайший уровень советских каскадеров – сцены на судне и в море сделаны на самом высоком уровне.
«Не бойся, я с тобой» (1981)
Картину Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» называют и комедией, и мюзиклом – все это правда, но в то же время лента является отличным остросюжетным фильмом, смотреть который одно удовольствие. Создатели выбрали для повествования необычное время и необычный регион, зато открыли десяткам тысяч зрителей удивительный Азербайджан с его яркой культурой, заводной музыкой и горячими южными эмоциями. Последнее породило уникальный, ни с чем не сравнимый экшн этого фильма – вы нигде больше не увидите такого массового побега из тюрьмы и такой осады крепости!
«Шестой» (1981)
Еще одно возвращение в героическую эпоху Гражданской войны – детектив «Шестой». Сюжет фильма разворачивается вокруг нового начальника милиции, назначенного навести порядок в небольшом провинциальном городке. Это уже шестой начальник за последние годы, пятерых предыдущих убили бандиты из местной банды, но новичок не собирается сдаваться и намерен дать противнику бой. Увы, в его отряд входят далекие от войны люди – циркач, пастух, парикмахер – но если защищаешь правое дело, то и сила на твоей стороне. Некоторая вальяжность первой половины ленты искупается драйвом второй – это одна, почти непрерывная перестрелка с драматической развязкой.
«В зоне особого внимания» (1977)
В Советском Союзе, как известно, жили мирные люди, но бронепоезд они на всякий случай держали подготовленным – о готовности армии противостоять захватчикам даже снимались фильмы вроде «В зоне особого внимания» и «Ответного хода», где прославлялась доблесть десантников. О том, как военные учения оборачиваются задержанием преступников-рецидивистов, рассказано с огоньком и изобретательностью – так, что голубые береты ВДВ хотелось примерить любому мальчишке от 7 до 70-ти. Фильм примечателен еще и отличной историей противоборства двух мужчин, связанных одним делом – молодой лейтенант в исполнении Бориса Галкина и опытный прапорщик Михая Волонтира получились яркими и живыми.