8 классных фильмов о метро
Осторожно, двери закрываются!
Метро давно перестало быть чудом – сегодня редкий житель даже нашей необъятной страны ни разу не был на подземной станции и не мчался с ветерком по темным туннелям. Вот и в кино к метро чаще всего относятся, как к чему-то обыденному – герой зашел, герой вышел. Но есть и такие ленты, которые подземку демонстрируют особенным образом, и именно такое кино мы собрали для вас сегодня.
«Крысы» / Deadly Eyes (1982)
Начать стоит с картины, в которой сосредоточены все главные страхи по отношению к подземке: в ней водятся гигантские крысы и там бесследно пропадают люди. «Крыс» режиссера Роберта Клауза можно было бы посчитать незамысловатой пугалкой для особо впечатлительных зрителей – якобы где-то в Торонто грызуны наелись зерна со стероидами, вымахали до неприличных размеров и заполонили собой линии местного метро. Однако определенную крепость картине добавляет то, что поставлена она по мотивам достаточно известных литературных произведений признанного мастера урбанистических триллеров Джеймса Герберта. Может быть, страхи в «Крысах» преувеличены, но ведь кто-то же там шевелится в темноте на путях…
«Денежный поезд» / Money Train (1995)
Для сегодняшних сорокалетних знакомство с необыкновенно востребованным сегодня Вуди Харрельсоном началось не с «Добро пожаловать в Зомбиленд», не с «Голодных игр» и, тем более, не с «Настоящего детектива», а с комедийного триллера «Денежный поезд», в котором герои Харрельсона, Уэсли Снайпса и Дженнифер Лопес угоняют в нью-йоркской подземке состав, груженый выручкой городских магазинов и касс. С высоты сегодняшнего дня картина смотрится нелепо и даже глупо, но в ней присутствует немало забавных эпизодов, «Денежный поезд» украшает плотная химия между двумя сводными братьями в исполнении Снайпса и Харрельсона. Наконец, тут есть добротный экшн со скрипящими тормозами, стучащими колесами и моргающим светом редких ламп подземных тоннелей. Метро на стероидах!
«Осторожно, двери закрываются» / Sliding Doors (1998)
Если вы не боитесь крыс и монстров, прячущихся в темноте тоннелей метро, то подземка наверняка кажется вам место магическим и таинственным, в котором легко можно переместиться во времени или очутиться в параллельной вселенной. Героиня Гвинет Пэлтроу в фильме «Осторожно, двери закрываются» однажды исхитряется прожить целую жизнь, просто успев в последний момент заскочить в закрывающиеся створки дверей лондонской подземки. Авторы мелодрамы позволили зрителю самому выбрать, какая из двух жизней, подаренных женщине метрополитеном, получилась ярче, счастливее, правильнее. Главное, понимать, что подобные ключевые разветвления судьбы в нашей жизни происходят ежесекундно, и их нужно принимать с готовностью.
«Метро» / Tyubeu (2003)
Из европейской части России не очень хорошо видно, кто и как в Сеуле использует метрополитен, поэтому нам придется поверить на слово режиссеру Пэк Ун-хаку, который в своем боевике «Метро» рассказывает о террористах, захвативших в корейской столице поезд подземки, в котором находился… мэр города и целая группа его ближайших подчиненных. Банда преступников не склонна идти на компромиссы, поэтому заложников ожидает мучительная гибель, но, к счастью, за дело берется опытный сотрудник полиции, у которого к бандитам есть личные счеты. Корейское «Метро» стало не только хитом местного проката, фильм вышел даже в Америке, где его назвали миксом из «Скорости» и «Крепкого орешка». Похвальные аналогии.
«Путевой обходчик» (2007)
Российский хоррор «Путевой обходчик» хочется добавить в сегодняшнюю подборку хотя бы потому, что это один из первых ярких фильмов данного жанра, вышедший в кинотеатрах достаточно широким прокатом. Сюжетно «Обходчик» недалеко уходит от классических ужастиков, в которых маньяк преследует группу молодых людей, попавших в западню, но при этом в фильме чувствуется любовь авторов к тому, что они делают – даже если получается не блестяще, искренность замыслов всегда ощущается. Кроме того, картина достаточно компетентно пугает – у режиссеров Игоря Шавлака и Павла Руминова не получился новый Джейсон Вурхиз или Фредди Крюгер, но мрачный обитатель тоннелей московского метро, вырывающий жертвам глаза, вполне достоин стоять рядом в культовыми героями ужастиков.
«Монстро» / Cloverfield (2008)
Псевдодокументальный триллер под кодовым названием «Клеверное поле», а попросту известный как «Монстро» снова отправляет зрителей в Нью-Йорк. На сей раз американский мегаполис подвергся нападению странного гигантского монстра, вышедшего из глубин океана и крушащего на своем пути небоскребы и мосты. Казалось бы, причем здесь подземка, но именно с ее помощью главные герои фильма делают попытку уйти из эпицентра разрушений. Да вот беда – вместе с безымянным океанским Ктулху на поверхность выбрались другие твари, размерами поменьше. Вот они-то и облюбовали подземелье, где еще недавно сновали стремительные поезда. Встреча с пауками в тоннелях под Манхэттеном – едва ли не самая жуткая в фильме.
«Полуночный экспресс» / The Midnight Meat Train (2008)
Приходилось ли вам оказываться в вагоне последнего поезда метро, едущего в тишине опустевших станций и темноте туннелей в депо глубоко за полночь? Ощущение не из приятных. В отражениях окон чудятся зловещие блики, за каждым столбом скрываются тени, каждый шорох вызывает дрожь. Герой ужастика «Полуночный экспресс» в поисках колоритных кадров отправляется фотографировать последних пассажиров подземки и натыкается на маньяка по прозвищу Мясник, тут же ищущего себе жертв. Колоритная картина от создателя «Восставшего из ада» Клайва Баркера не входит в бессмертную классику жанра, однако позволяет зрителям полюбоваться на противостояние героев Брэдли Купера и Винни Джонса. Уже интересно!
«Метро» (2013)
Российское «Метро» перед выходом на экраны старательно позиционировали как первый отечественный фильм-катастрофу о подземке, забывая при этом весьма схожую задумкой остросюжетную ленту «Прорыв» 1986 года. Тем не менее, стоит отметить высокое качество эффектов картины Антона Мегердичева – в фильме задействованы реальные станции и тоннели, создателям ленты удалось добыть несколько вагонов, которые можно было красочно раскурочить и залить водой. Наконец, худо-бедно, зрителей получилось увлечь мелодраматической историей, развернувшейся на фоне затопления перегона, проходящего под руслом Москва-реки. О реальных методах работы служб московского метро и спасателей по этой ленте судить, конечно, нельзя, но в напряжении картина держит – прямо как вагон метро с закрытыми дверьми.