8 фильмов про справедливую месть
Которую надо подавать холодной
Еще со времен «Графа Монте-Кристо» одним из самых популярных жанров в кино являются фильмы про возмездие, которое учиняют над злодеями несправедливо обиженные ими герои. Причем не всегда самой зрелищной и эффективной является месть, при которой обидчики расстреливаются из крупнокалиберных орудий. Медленное и тщательно спланированное возмездие наблюдать еще интереснее, с другой стороны, оно не всегда настигает тех, кого надо. В нашей подборке – лучшие фильмы этого жанра из разных эпох.
Убрать Картера (Get Carter, 1971)
Классический сюжет и самая мощная роль Майкла Кейна. Герой настолько сильно ассоциируется с образом, что даже для съемки римейка Голливуд пригласил его, правда, уже на роль главного злодея. Сценарий, казалось бы, прост – гангстер Джек Картер возвращается в родной Ньюкасл на похороны своего погибшего брата и пытается узнать, что же с ним случилось на самом деле. Довольно быстро становится понятно, что смерть брата была отнюдь не случайной, а Картеру приходится столкнуться с жестким противодействием местной мафии. И тогда начинается кровавое противостояние, которое для своего времени выглядело просто шокирующим, да и в целом было признано одним из самых жестоких в истории кино.
Убийственное лето (L’été meurtier, 1983)
Роскошный фильм Жана Бекера по роману Себастьена Жапризо. История разворачивается в маленькой французской деревушке, в которой вдруг появляется молодая женщина ослепительной красоты в исполнении Изабель Аджани. К всеобщему удивлению она обращает свой взор на местного автомеханика, застенчивого и немного неуклюжего человека, которого сыграл певец Ален Сушон, и даже выходит за него замуж. Правда, постепенно выясняется, что ее главной целью является месть за насилие, совершенное над ее матерью двадцать лет тому назад, и в котором она подозревает местных жителей. Она хочет заставить мужа отомстить за нее, однако, как выяснится в конце, прошлое скрывает не только имена не только убийц, но и мстителей. Зрителя ждет пронзительная и драматическая развязка.
Манон с источника (Manon des sources, 1986)
В продолжении экранизации гениального романа Марселя Паньоля «Жан де Флоретт» рассказывается о мести, которую решает учинить над обидчиками ее отца выросшая дочь героя Жерара Депардье, трагически погибшего в первой части. Напомним, что действие разворачивается в 1920-х годах в небольшом местечке Обань неподалеку от Марселя. Выросшая малышка (ее играет Эмманюэль Беар) сводит с ума простоватого сына главного обидчика, а также старается поставить к себе на службу силы природы, дабы покарать злодеев, лишивших ее отца спокойной жизни. Правда, развязка окажется весьма неожиданной – как всегда в провинции, судьбы героев переплетены гораздо сильнее, чем они могли себе представить. Финал второй части заставит содрогнуться даже самые черствые сердца.
Непрощенный (Unforgiven, 1992)
Переосмысление классического вестерна, где в роли положительных героев неожиданно выступили наемные убийцы. Клинт Иствуд не только сыграл главную роль, но и выступил в роли режиссера, заслуженный результат – премия Оскар за лучший фильм года. Наемники должны были отомстить глупым ковбоям, порезавшим работниц дома терпимости одного из маленьких городков Дикого Запада, где порядки наводит жестокий шериф в исполнении Джина Хэкмана. После совершения первого акта возмездия один из наемников попадает к нему в руки, и получает заслуженную казнь. А вот за его смерть берется мстить герой Иствуда, в котором проснулся не просто наемный стрелок, но самый чудовищный убийца, которого только знала Америка и который дремал под личиной всегда трезвого фермера.
Расплата (Payback, 1999)
Краткий, как тост на охоте, боевик, в котором Мел Гибсон играет гангстера, чудом выжившего после покушения на него подельников и вернувшегося в город за причитающейся ему долей. Казалось бы, классический сюжет, однако для героя взыскание долга – дело чести, и боссы мафии удивляются, что он осмелился их побеспокоить ради незначительной суммы в 80 тысяч долларов. Тем не менее, персонаж Гибсона идет на принцип и уничтожает стоящих у него на пути бывших подельников и новых соперников с невероятным хладнокровием и изобретательностью. История о том, как один несправедливо обиженный человек поставил на колени целый преступный синдикат.
Убить Билла 2 (Kill Bill 2, 2004)
Вторая часть дилогии Квентина Тарантино повествует о том, как героиня Умы Турман все же добирается до жестокого Билла, сорвавшего ее свадьбу и практически лишившего ее жизни. Обе части фильма вобрали в себя все возможные методы убийств и хладнокровной мести, которые только появлялись ранее на экранах кино. Однако гротескные и преднамеренно жестокие сцены нельзя воспринимать серьезно, в этой картине Тарантино просто собрал все существующие клише и ходы голливудского и азиатского кино. Правда, винегрет получился настолько вкусным, что фильм вполне заслужил свое место в пантеоне шедевров мирового кинематографа.
Помни (Memento, 2000)
Очень сложная задача стоит перед главным героем детектива от режиссера Кристофера Нолана. Он ведет расследование убийства своей жены, однако поиск дается ему непросто, ведь в результате тяжелой травмы герой Гая Пирса не способен запоминать что-то дольше, чем на четверть часа. В результате полной потери кратковременной памяти каждый день ему приходится делать записи, оставлять фото и улики для себя завтрашнего. Шаг за шагом он идет к разгадке, однако точка в этом процессе шокирует даже его самого – чтобы отомстить, ему придется… Но об этом лучше узнать из просмотра фильма.
Железная хватка (True Grit, 2010)
Один из самых кассовых фильмов братьев Коэн оказался римейком классического голливудского вестерна с Джоном Уэйном в главной роли. Удивительно, но братьям удалось во многом превзойти оригинал, а Джефф Бриджес не посрамил новое поколение актеров. Девочка-подросток отправляется мстить за смерть своего отца, в попутчики же она нанимает одноглазого федерального маршала, чьи лучшие времена давно прошли, и не слишком удачливого рейнджера. Однако перед лицом смертельной опасности эти столь разные люди будут вынуждены сплотиться, а месть окажется вовсе не такой сладкой и приятной, как казалось в начале пути.
Борис Миленский
14 июля 2019 года