8 фильмов, которые можно пересматривать многократно
и всякий раз находить что-то новое
Часто случается, что концовка фильма переворачивает сюжет с ног на голову, и ленту хочется тут же пересмотреть сначала, как «Шестое чувство» или «Бойцовский клуб». Но далеко не каждую картину можно пересматривать бесконечно, однако, мы нашли несколько примеров такого кино, где каждый подход дает новые детали, дарит новые образы и даже меняет сюжет. Смотрим повторно самые многослойные фильмы вместе.
Донни Дарко / Donnie Darko (2001)
С жанровой принадлежностью фильма «Донни Дарко» режиссера Ричарда Келли до сих пор не все однозначно – его считают кто триллером, кто научной фантастикой, кто мистической драмой. В этом и кроется его главный секрет притягательности – каждый просмотр можно устраивать с разных точек зрения: сперва можно попытаться все происходящее объяснять невероятными случайностями, потом можно попытаться вникнуть в теорию параллельных вселенных, а порой можно просто понаблюдать за отношениями главного героя с окружающими, и это ничуть не скучнее падающих самолетов.
Внутренняя империя / Inland Empire (2006)
Справедливости ради, любой фильм Дэвида Линча – это настоящая бездна, заглянув в которую, зритель рискует быть поглощенным надолго. Ради примера мы выбрали последний на сегодняшний день его полнометражный фильм «Внутренняя империя», пересказывать который, как и «Шоссе в никуда» или «Малхолланд Драйв» не имеет смысла – Линч оперирует не столько сюжетными ходами и жанровыми штампами, сколько сюрреалистичными образами и эмоциональными струнами. Добавьте к этому прием с «фильмом внутри фильма», который всегда дает дополнительный объем, и лента наполнится множеством нераскрытых деталей.
Нью-Йорк, Нью-Йорк / Synecdoche, New York (2008)
Сценарист Чарли Кауфман в свое время подарил миру несколько невероятных картин: «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация» и «Вечное сияние чистого разума». Эти ленты всегда смотрятся свежо, но режиссерский дебют писателя по объему внутреннего пространства обходит их все. «Нью-Йорк, Нью-Йорк» только при первом приближении кажется производственной драмой американских театральных деятелей – стоит вникнуть в суть и перевести фокус на детали вокруг основных действующих лиц, как весь мир внутри кадра этого фильма превращается в огромную театральную сцену. И каждый просмотр – это новое представление!
Древо жизни / The Tree of Life (2011)
Картины режиссера Терренса Малика, безусловно, имеют глубочайший философский, религиозный, социальный и психологический смысл. Они редко бывают понятны с первого раза и имеют свойство раскрываться с годами все сильнее и сильнее. Но «Древо жизни» для многократного повторного просмотра хочется порекомендовать, прежде всего, из-за его фантастической визуальной красоты. Как бы претенциозно это ни звучало, но Малик, ни много ни мало, показывает зрителю свой вариант рождения вселенной и появления в ней первых ростков главной связующей мир силы – силы любви. Это можно созерцать бесконечно.
Шпион, выйди вон! / Tinker, Tailor, Soldier, Spy (2011)
Несколько неожиданный пункт в нашем сегодняшнем списке, но иногда и хороший детектив раскрывается не с первого прочтения или просмотра. Шпионский триллер Томаса Альфредсона по роману Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!» интересен тем, что в нем собран весьма обширный и разнообразный контингент персонажей. Причем авторы уделяют каждому столько времени, что картину можно смотреть, как видеоигру – зритель с развитой фантазией может заранее выбрать себе одного из героев «Цирка» или его противников и посмотреть ленту «его глазами». Разбираться в том, кто и где прокололся или, наоборот, сыграл тонко и ловко, будет лишь интереснее.
Танец реальности / La danza de la realidad (2013)
Чилийский режиссер и сценарист Алехандро Ходоровски – автор удивительных по красоте и объему картин, в которые можно смело погружаться с головой, как в отдельную вселенную. После того, как Ходоровски выпустил в прокат ленту «Похититель радуги» в 1990-м, он пропал почти на четверть века и вернулся с многозначительной биографической драмой о собственном детстве. Бесподобный «Танец реальности» можно либо отвергнуть с первых кадров, либо влюбиться в него до беспамятства – третьего не дано. Если полюбили, пересмотреть этот фильм никогда не будет лишним и скучным, у Ходоровски в кадре постоянно открывается что-то новое.
Врожденный порок / Inherent Vice (2014)
Еще одно расследование в нашей подборке, но имеющее особенную атмосферу и совершенно бесподобную реализацию. Режиссер Пол Томас Андерсон – сторонник монументальных композиций, автор «Нефти», «Магнолии» и «Мастера» – вдруг решил снять кино о не слишком успешном частном детективе, который берется разыскать свою пропавшую бывшую подружку. Казалось бы, ничего особенного от подобной завязки ждать не стоит, но «Врожденный порок» и не собирается вам раскрываться с наскока. А вот если вы уделите фильму достаточно времени, если потрудитесь погрузиться в детали, то лента распустится словно благоухающий цветочный бутон.
Патруль времени / Predestination (2014)
Истории с параллельными вселенными и путешествиями во времени – это всегда достаточно запутанные ленты, чтобы потратить на их повторный просмотр дополнительный вечер. Однако «Патруль времени» братьев Спиригов можно пересматривать и больше, ведь этот фильм при разном настроении имеет разный эмоциональный окрас – от жестокого триллера о борьбе с террористами до слезоточивой драмы о предопределенности судьбы. И каждая вариация наполняется собственными деталями в кадре, зрители словно сами попадают в петлю времени и распутывают каждый уникальный виток вместе с героями.