8 фильмов, которые критики сначала разнесли
А потом посчитали шедеврами
Людям свойственно ошибаться – тем более, в оценке произведений, которые заметно опережают свое время. В этой подборке мы изучим как раз такие картины: сегодня они считаются признанной классикой, а вот в момент выхода удостоились тонн «помидоров» от критики.
Подглядывающий / Peeping Tom (1960)
«Подглядывающий» разрушил карьеру Майкла Пауэлла – эксперты разнесли ленту в пух и прах за весьма пикантные съемки. В итоге, фильм, по сути, попал «на полку» – и был реанимирован спустя много лет Мартином Скорцезе. Сегодня «Подглядывающий» считается эталоном по части работы с камерой, построению гнетущей атмосферы и погружению зрителя в самое сердце повествования.
Сияние / The Shining (1980)
В 2020 г. «Сияние» Стенли Кубрика возглавляет многие рейтинги лучших триллеров и ужастиков «всех времен и народов», а блестящее исполнение роли Джеком Николсоном в картине вошло во все учебники по кино. В 1980 году же почти все ревьюеры отреагировали на ленту крайне скверно – «Сияние» критиковали за недостаточно хорошо выстроенную интригу, сильные отступления от литературного оригинала и бледные роли всех в съемочной группе (кроме самого Николсона). Дело дошло даже до того, что картину номинировали на две «Золотые малины» — за худшую женскую роль и худшего режиссера!
Нечто / The Thing (1982)
Мало кто знает, но культовый сегодня «Нечто» Джона Карпентера (в котором добрая половину заслуг по части саспенса лежит на музыке), был номинирован на «Золотую малину» за худший саундтрек. Кроме того, произведение получило разгром в прессе, весьма похожий на восприятия «Подглядывающего» в 1960 г. В «Нечто» усмотрели чрезмерное насилие и натурализм.
Лицо со шрамом / Scarface (1983)
Американский институт киноискусства включил «Лицо со шрамом» в десятку лучших гангстерских драм, когда-либо снятых. Остальные оценки на сегодня столь же радужны – лента считается настоящей классикой. В 1983 г. картина удостоилась тонн «помидоров» – за смакование жестокости и нецензурщину. Не понравилась критиками и развязка фильма.
Коктейль / Cocktail (1988)
«Коктейль» сейчас, на волне моды на восьмидесятые годы ХХ века, кажется настоящим глотком свежести. Блестящая атмосфера, легкое и изысканное повествование. Увы и ах – в 1988 г. разве что ленивый не поругал Тома Круза за эту роль, а сам фильм называли и пошлым, и бессмысленным.
Мертвец / Dead Man (1995)
На «Мертвеца» Джиму Джармушу выделили солидный бюджет – получить $9 млн. для артхаусного режиссера было большой удачей. После выхода картину не спасли ни великолепная игра Джонни Деппа, ни музыка Нила Янга. Критики массового отчитались о том, что ничего не поняли, после премьеры в Каннах у публики осталось лишь недоумение. В итоге, в кино картина появилась лишь спустя год и заработала в девять раз меньше суммы своего бюджета. Зато, уже спустя несколько лет «Мертвец» получил культовый статус.
Необратимость / Irreversible (2002)
К «Необратимости» Гаспара Ноэ можно относиться по-разному, но, спору нет, произведение оставило свой глубочайший след в истории кино. В 2002 г. ленту ждал совсем не лестный прием – с премьер на фестивалях из залов уходили сотни человек, критики устроили «Необратимости» настоящий суд Линча. Все это вылилось в суровый перемонтаж произведения.
Эквилибриум / Equilibrium (2002)
Курт Уиммер был и остается режиссером одного хорошего фильма – как ни крути, произведение во многом сформировало жанр боевиков XXI века (у того же «Джона Уика» ноги явно растут из «Эквилибриума»). В 2020 году у ленты заслуженный культовый статус, она разошлась на миллионы цитат – а в 2002 г. фильм вдрызг разругали. За клишированность, примитивный сценарий и излишнюю жестокость.