7 самых эксцентричных фантастических фильмов
Улыбаемся и машем!
Фантастика, особенно космическая, не выглядит жанром, в который стоит добавлять гротеск – обычно путешествия в параллельные миры или встречи с пришельцами не подразумевают карикатурность и утрирование. Но режиссеры и сценаристы часто пробуют выйти за привычные рамки и ставят эксперименты над привычными законами жанра. Сегодня мы собрали для вас самые эксцентричные фантастические фильмы – они настолько необычны, что их трудно сравнивать даже друг с другом.
«Путешествие на планету доисторических женщин» / Voyage to the Planet of Prehistoric Women (1968)
«Научно-фантастический» фильм «Путешествие на планету доисторических женщин» зрителям может быть интересен исключительно с анатомической точки зрения, но не в смысле препарирования титульных инопланетных дам, а в разрезе того, как эта картина вообще появилась на свет. Все дело в том, что «состряпали» эту ленту из картины «Путешествие на доисторическую планету», которую американцы в свое время перемонтировали из советской «Планеты бурь» – да-да, с доисторическими венерианскими амазонками здесь контактирует Георгий Жженов, правда, под именем Ганс Вальтерс. С высоты сегодняшних дней на происходящее в кадре безумие без смеха смотреть невозможно, но в Америке 60-х и 70-х на «Путешествие» ходили зрители, да так активно, что фильм перевыпускали в прокат еще дважды, и опять с новыми названиями.
«Приключения эвоков. Караван смельчаков» / Caravan of Courage: An Ewok Adventure (1984)
Сегодня вселенная «Звездных войн» разрослась в колоссальную Империю с добрым десятком полнометражных картин, несколькими сериалами, кучей книг и комиксов, но в начале 80-х, когда после «Возвращения джедая» Джордж Лукас только обдумывал расширение своих владений, первые спиноффы выглядели крайне нелепо. Речь идет, конечно, о двух фильмах про эвоков, смешную расу карликовых медведей, ведущих жизнь первобытных племен на забытой богами планете. Картина «Караван смельчаков» и рядом не стоит с оригинальной трилогией – в ней отсутствует привычный для Саги масштаб и почти нет толковых спецэффектов. Но это и понятно, «Приключения эвоков» рассчитаны на самых маленьких зрителей, новичков в мире «Звездных войн».
«Говард-утка» / Howard The Duck (1986)
О нелепом персонаже фантастической комедии «Говард-утка», возможно, в XXI веке никто из зрителей и не вспомнил бы, если бы Джеймс Ганн не показал антропоморфную белую утку в сцене после титров своих «Стражей галактики». Отсылка к фильму 1986 года с Тимом Роббинсом и Лиа Томпсон в главных ролях пробудила интерес к картине, которую в свое время наградили «Золотой малиной» в номинациях «Худший фильм», «Худший сценарий» и «Худшие спецэффекты». «Плеваться» было отчего – фильм и вправду был сделан безо всякого старания и малейших искр таланта, а титульный инопланетный гость вызывал скорее недоумение и отвращение, нежели симпатию. Не помогло Говарду и то, что его костюм утки стоил создателям огромных денег – радости эти траты не принесли, фильм с треском провалился в прокате.
«Кин-дза-дза!» (1986)
Советский кинематограф 80-х подарил зрителям немало подлинных шедевров, пересматривать которые можно бесконечно, но в случае с фантастической трагикомедией «Кин-дза-дза!» можно смело говорить еще и о том, что ее образы и сюжетные коллизии не только не утратили актуальности, но и обрели новые, еще более пугающие смыслы. Да, эта лента далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд – режиссер Георгий Данелия умудрился сделать свою картину многослойной и объемной, и это позволяет зрителям возвращаться к героям снова и снова. Конечно, поклонники научной фантастики или «Звездных войн» будут ошарашены минимализмом и примитивизмом «Кин-дза-дза!», но эксцентричная лента и не пытается удивлять космическими баталиями – тут бы от эцилоппов спастись, да на Плюк слетать на пепелаце.
«Инопланетное рагу» / Bad Taste (1987)
Даже самые преданные поклонники творчества режиссера Питера Джексона сторонятся дебютной картины автора «Властелина колец» – а ведь это один из самых странных и эксцентричных фильмов, снятых в прошлом веке, в котором совершенно нелепо сочетается фантастика, хоррор и комедия. Из-за скромного бюджета (а Джексон снимал «Инопланетное рагу» будучи студентом на стипендию и пожертвования друзей) картина снята с массой ляпов, грим, костюмы и декорации сделаны из подручных материалов, а нехватка актеров вынудила встать перед камерой самого режиссера, а его друзей исполнить по нескольку ролей. Любой другой автор после подобного дебюта ушел бы из большого кино, но Джексона неудачи только раззадорили и подтолкнули к совершенствованию техники – и в итоге мы получили Средиземье!
«Клоуны-убийцы из далекого космоса» / Killer Klowns from Outer Space (1988)
О фильмах не принято делать выводы по трейлерам, постеру и тем более по названию, но в случае с «Клоунами-убийцами из далекого космоса», кажется, все понятно и без просмотра. Это действительно картина о прилетевшем с другой планете цирковом шатре, пестро разукрашенные гримом обитатели которого намерены превратить землян в свою пищу и тем самым уничтожить планету. Уровнем глупости эта лента режиссера Стивена Чиодо вполне может соперничать со знаменитым «Планом 9 из открытого космоса» Эда Вуда, но у того хотя бы есть оправдание – он не нашел финансирование, а ведущий актер его фильма умер. Чиодо же играет в клоунов-убийц с какой-то удивительной серьезностью, и от этого степень сюрреализма ленты только растет.
«Аполлон 18» / Apollo 18 (2011)
Гротеска в фантастике хватает и в 2000-х – новые доступные технологии съемки породили массу экспериментальных лент в самых неожиданных жанрах. Среди удачных примеров смелых решений хочется отметить картину «Аполлон 18», спродюсированную Тимуром Бекмамбетовым. Этот фантастический фильм ужасов выполнен в жанре псевдодокументалистики и криптоистории, а потому выглядит одновременно очень убедительным и сверхэксцентричным. «По большому секрету» нам рассказывают о последней космической миссии на Луну, экипаж которой столкнулся с необычным видом пришельцев – на людей напали… камни! Если эти «секретные материалы» еще не попадали в ваше поле зрения, стоит пополнить багаж «знаний», а потом блеснуть в компании «информацией из источников, близких к официальным» о том, почему НАСА вдруг передумала летать на Луну.