7 главных фестивальных лент 2019 года
Которые нельзя пропустить
Январь – пора раздачи призов, подводящих итоги года. И если о крупных проектах, собирающих награды, мы уже написали достаточно, то скромные фестивальные хиты упоминали редко. А они заслуживают внимания, и у них тоже есть шанс заработать заветные статуэтки. Собрали для вас несколько авторских лент, без которых впечатления от ушедшего года будут неполными.
Боль и слава / Dolor y gloria (2019)
Обычно крайне эмоциональный, оптимистичный и даже веселый постановщик Педро Альмадовар в ушедшем году «обнажился» перед зрителями с автобиографической драмой под названием «Боль и слава». История творческого кризиса большого режиссера, впервые выплеснутая на экраны в Каннах, была высоко оценена, а исполнитель главной роли – Антонио Бандерас – вне сомнений заслуженно получил актерскую «Золотую пальмовую ветвь». Глубокое погружение в жизнь необыкновенно одаренного, но уставшего от череды неурядиц и неспособности сосредоточиться на очередном проекте, человека выдержать непросто, но редкое кино может лучше, чем «Боль и слава», примирить вас с вашими собственными потерями.
Брачная история / Marriage Story (2019)
Снятая силами видеогиганта Netflix драма «Брачная история» не получила широкого проката, но это ничуть не уменьшает шансы картины, ее авторов и задействованных в ней актеров на главные призы по итогам года – можно смело ставить на то, что и Скарлетт Йоханссон, и Адам Драйвер, и Ноа Баумбах поучаствуют в гонке за «Оскаром». В Венеции лента уступила знаменитого «Золотого льва» только «Джокеру», что вызвало многочисленные споры среди зрителей, но если с антикомиксом теперь все понятно, это действительно знаковое кино, то «Брачную историю» многие пока не видели. Срочно исправляйтесь – это одно из самых главных и трогательных высказываний об отношениях для поколения 2000-х.
Вечный свет / Lux Æterna (2019)
Француз аргентинского происхождения Гаспар Ноэ – режиссер, который каждым своим фильмом немного меняет искусство кино, а просмотр любой его картины непременно что-то меняет в зрителе, поэтому «принимать» творчество этого автора стоит строго дозированно, чтобы не испытать «Необратимость» или «Экстаз». К счастью, Ноэ и сам делится своим творчеством в умеренных дозах – так, его новая экспериментальная лента «Вечный свет» длится меньше часа, но захватывает так, как удается не всякому продолжительному сериалу. На протяжении 50 минут в кадре Шарлотта Генсбур и Беатрис Далл разыгрывают ведьминский шабаш в сполохах огня и цвета. Завораживает невероятно и дурманит лучше «Входа в пустоту».
Дылда (2019)
Военная драма режиссера Кантемира Балагова «Дылда» выдвинута Россией на соискание премии «Оскар» среди картин на иностранном языке – в коем-то веке здравый смысл победил, и вместо патриотических агиток мы заявили стоящее глубокое кино. Класс «Дылды» подтвержден оценками жюри самой высокой кинематографической пробы, ленту и ее автора отметили в Каннах, а затем с успехом прокатили по множеству иных фестивалей. Увы, в отечественном прокате фильм выступил невзрачно, но для картины столь тяжелой тематики это вполне ожидаемо – самое время сейчас обратить на «Дылду» пристальное внимание, дома она смотрится даже лучше, чем в огромном кинозале.
www.hi-fi.ru/upload/resize_cache/medialibrary/f09/513_700_1/f090d876a8a0a5d99a359fa594a22085.jpg' alt='Мертвые не умирают / The Dead Don't Die (2019)' border='0' title='Мертвые не умирают / The Dead Don't Die (2019)'/>
Мертвые не умирают / The Dead Don't Die (2019)
Режиссер Джим Джармуш давно и весьма успешно издевается над зрителями и критиками. Одни ожидают от его фильмов-обманок жанровых клише, но получают сюрреалистичные драмы, а вторые ищут глубины смыслов там, где автор просто позволяет себе немного расслабиться и развлечься. Черную комедию «Мертвые не умирают» вполне можно считать продолжением другой ленты Джармуша – «Выживут только любовники», правда сейчас автор от вампиров перешел к зомби. Те же претензии на двойное дно и фигу в кармане, но на деле оба фильма оказываются розыгрышами, к которым критикам нужно придумать умные слова. Смотреть только для пополнения культурного багажа.
Паразиты / 기생충 (2019)
Южнокорейские «Паразиты» – один из главных фильмов ушедшего года, существенная часть критиков ставит его выше отмеченных на днях «Золотыми глобусами» «Джокера» и «Однажды в… Голливуде». Лента постановщика Пон Чжун Хо сочетает в себе острую социальную драму, черную комедию и даже захватывающий триллер, при этом смотрится целостным и непротиворечивым произведением, несмотря на заковыристость сюжета. Каннское жюри во главе с Алехандро Гонсалесом Иньярриту пришли от картины в восторг, что блестяще отразилось на прокатной судьбе – «Паразиты» собрали в мировом прокате более 200 миллионов долларов. Это главный претендент на «Оскар» в категории «Иностранные фильмы».
Синонимы / Synonymes (2019)
Грубая, колючая и местами очень неуютная драма режиссера Надава Лапида «Синонимы» открыла фестивальный сезон прошлого года победой в Берлине, а затем успешно прошла в европейском прокате. Лента получилась удивительно актуальной, своевременной и поучительной, она рассказывает об израильском мигранте, который мечтает осесть в Париже, но волею судеб вынужден не наслаждаться теплом французской столицы, а из последних сил держаться в городе, который его отвергает. Это не тот Париж, которым любят хвалиться французы в своих романтических комедиях, но это та самая Европа, которая принимает не самых желанных гостей, чтобы либо переварить их, либо отторгнуть. Настоящая жизнь на экране.