100 главных картин за все времена — оценка нашей редакции, часть III
Картины с 60 по 41
Продолжаем нашу подборку лучших фильмов по мнению редакции портала. Мы выбрали для вас сто самых главных картин в различных жанрах и публикуем этот гид по кинематографу частями – по двадцать фильмов в статье. Сегодня пришел черед изучить ленты с порядковыми номерами с 60 по 41 в общем «командном зачете». Проверьте, насколько ваши вкусы совпадают с нашими – читайте наш рейтинг лучших фильмов!
60. Охотники за привидениями / Ghostbusters (1984)
Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Айвен Райтман | В ролях – Билл Мюррей, Дэн Эйкройд | Кассовый сбор – $282,4 млн. | Продолжительность – 105 мин.
О чем: Трое ученых-парапсихологов разрабатывают план по избавлению Нью Йорка от нечисти.
Простенькие поначалу «Охотники за привидениями» к финалу набирают нешуточные обороты и просто потрясают своим размахом. Как ни крути, из ленты выросли десятки современных «разрушительных» блокбастеров – но ее сила в другом. Щедро прописанные, объемные образы героев, ироничное (и самоироничное) повествование – история получилась на все времена. Идеальное приключение.
Факт | В кинозалах картина начала прокатываться с недоделанными визуальными эффектами. |
Зачем смотреть: почувствовать себя в восьмидесятых.
59. Схватка / Heat (1995)
Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Майкл Манн | В ролях – Аль Пачино, Роберт ДеНиро| Кассовый сбор – $187,4 млн. | Продолжительность – 171 мин.
О чем: Крутой коп Винсент Ханна ловит не менее крутого бандита Нила МакКоли.
Вне всяческих сомнений, лучший фильм Майкла Манна. Те самые неуловимые отличия, которые отличают просто хорошее кино от великого: скажем, Винсент Ханна проверяет патронник пистолета перед выходом на улицы, где вы еще увидите такой педантизм в воссоздании рядовой истории «хороший коп гоняется за преступником»? Перестрелка на улице гипнотизирует и погружает в самую пучину действия, а фирменный почерк Манна позволяет вплетать музыку в действие так, словно перед нами расцветает какой-то балет, а не кино. И, конечно же, герои. С ними просто проживаешь эту картину.
Факт | Сценарий картины был готов еще в 1983 году. Однако, тогда Майкл Манн не решался ставить картину. |
Зачем смотреть: оценить соперничество двух волков.
58. Харакири / Seppuku (1962)
Жанр – драма | Страна – Япония | Режиссер – Масаки Кобаяси | В ролях – Тацуя Накадаи, Акира Исихама| Кассовый сбор – $0,015 млн. | Продолжительность – 133 мин.
О чем: Ронин Хансиро Цугумо посещает поместье лорда Ии и просит разрешить ему здесь совершить харакири.
Притча о том, что время является лучшим разрушителем. Гибель воинской культуры, уход некогда великих сословий в тень в «Харакири» приобретают метафизические глубины: виртуозная изящность повествования, идеальная отработка каждого плана и сложнейшая моральная дилемма, которая предлагается зрителю. Этот исторический экскурс кажется столпом не только для японского кино, он по праву занимает высшие места в списке лучших фильмов мирового кинематографа.
Факт | Масаки Кобаяси – убежденный пацифист. Он прошел Вторую мировую войну рядовым, намеренно отказываясь от всех повышений по службе. |
Зачем смотреть: понять, как уходят эпохи.
57. Святая Гора / The Holy Mountain (1973)
Жанр – фэнтези | Страна – Мексика | Режиссер – Алехандро Ходоровски | В ролях – Алехандро Ходоровски, Орасио Салинас | Кассовый сбор – $0,96 млн. | Продолжительность – 115 мин.
О чем: Ученики отправляются к Священной горе – по слухам, там живут мудрецы, знающие секрет бессмертия.
Дикий, сногсшибательный трип – тот самый пример, когда сон разума родил настоящих чудовищ, но настолько притягательных, что от просмотра оторваться невозможно. Тем, что Ходоровски получил карт-бланш на съемки «Святой горы», мы обязаны Джону Леннону, именно музыкант, оценив «Крота» от Алехандро, помог ему со следующим проектом. Можно сколько угодно ругать Ходоровски за провал проекта «Дюна» впоследствии, за переход от кино к психоанализу, но факт есть факт, ничего подобного потоку сознания «Святой горы» мир не видел. Самое главное, что за визуалистикой не потерялся и финал – ружье выстрелило так, как надо.
Факт | Перед началом съемок Алехандро Ходоровски неделю не спал. |
Зачем смотреть: увидеть потусторонее.
56. Отступники / The Departed (2006)
Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Мартин Скорсезе | В ролях – Леонардо ДиКаприо, Джек Николсон | Кассовый сбор – $291,5 млн. | Продолжительность – 151 мин.
О чем: Два выпускника полицейском академии начинают странную дуэль – один из них оказывается внедренным в мафию «кротом», другой, напротив, продажным копом.
Ремейк гонконгского триллера «Двойная рокировка» (2002) на голову превзошел оригинал и был просто обласкан критикой – число призов несметно, в них входят и четыре награды «Оскар». Сильно измененный сценарий картины использовал реальные прообразы героев – скажем, Фрэнка Костелло рисовали с лидера ирландской мафии Бостона Джеймса Балджера, который шестнадцать лет скрывался от полиции, а прототипом Колина Салливана послужил бывший агент ФБР Джон Коннолли. Кто-кто, а Мартин Скорцезе знает, как снимать криминальное кино, но здесь маэстро явно прыгнул выше головы, наложив на свой традиционный стиль такое обилие твистов, что голова просто идет кругом. В ряде сцен напряжение картины забирается в какие-то психопатические высоты – в этом плане «Отступники» становятся поистине уникальным произведением. И это даже если не говорить об актерской игре – которая тут абсолютно идеальна.
Факт | Для подготовки к роли Мэтт Дэймон поработал в отделении полиции. |
Зачем смотреть: оценить серию твистов.
55. Джокер / Joker (2019)
Жанр – драма | Страна – США | Режиссер – ТоддФиллипс | В ролях – Хоакин Феникс, Робер Де Ниро | Кассовый сбор – $1 074 млн. | Продолжительность – 122 мин.
О чем: Комик Артур Флек медленно сходит с ума.
Помимо гениального перевоплощения Хоакина Феникса (порой за актера становится и вправду страшно), новый «Джокер» не просто подает комиксы под иным углом – перед нами наиболее мощная декомпозиция внутреннего мира в проекции на внешний, картина, которая стирает грани между перфомансом и отрепетированным выступлением, между безумием и шедевром. Дико злой, подрывающий устои и нормы «Джокер», полностью переворачивается в финале: итоговый реверанс не только (как и в «Подозрительных лицах») заставляет пересмотреть ленту, он еще и прекрасно иллюстрирует то, как на самом деле работает система «Черный лебедь».
Факт | По планам студии, главную роль в картине должен был сыграть Леонардо ДиКаприо. |
Зачем смотреть: пройти по грани безумия.
54. Что случилось с Бэби Джейн? / What Ever Happened to Baby Jane? (1962)
Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Роберт Олдрич | В ролях – Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд | Кассовый сбор – $9,8 млн. | Продолжительность – 134 мин.
О чем: Джейн Хадсон и ее сестра Бланш соперничают всю жизнь.
Триллер, паноптикум ужасов, геронтологический хоррор – как только ленту не называли. Кассовый успех (лента собрала в десять раз больше бюджета), целая копилка призов, включая пять номинаций и одного выигранного «Оскара» расставил точки над «i» – Роберт Олдрич, по сути, сформировал новый жанр. Настолько же притягательный, увлекательный – насколько и обнажающий наши пороки.
Факт | Картина снята по роману Генри Фаррелла «Что случилось с Бэби Джейн?» (What Ever Happened to Baby Jane?, 1960). |
Зачем смотреть: остаться шокированным.
53. Навсикая из долины ветров / Kaze no tani no Naushika (1984)
Жанр – аниме | Страна – Япония | Режиссер – Хаяо Миядзаки | В ролях (озвучка) – Суми Симамото, Махито Цудзимура | Кассовый сбор – $2,3 млн. | Продолжительность – 112 мин.
О чем: После катаклизма остатки людской цивилизации пытаются выжить в мире Леса.
Единственный анимационный фильм в нашем списке. Вряд ли «Навсикую из долины ветров» можно переложить на киноязык даже с учетом современных возможностей по спецэффектам: перед нами разворачивается абсолютно живой мир, будущее, которое вполне может ожидать Землю, если человеческая деятельность продолжится не в том русле. Грозное предупреждение здесь переплетается с абсолютно очаровательной эмоциональной линией, а в финале Миядзаки так дернет за ниточки, что слезы на глазах навернутся у многих. Предтеча «Аватара», аниме исключительной мощи и силы.
Факт | Лента поставлена по манге, которую Миядзаки написал для журнала Animage. |
Зачем смотреть: попасть в иной мир.
52. Храброе сердце / Braveheart (1995)
Жанр – исторический | Страна – США | Режиссер – Мэл Гибсон | В ролях – Мэл Гибсон, Софи Марсо | Кассовый сбор – $213,2 млн. | Продолжительность – 178 мин.
О чем: история шотландского героя Уильяма Уоллеса.
Предельная честность – особенность всех режиссерских работ Мэла Гибсона. И «Храброе сердце», конечно, венец карьеры маэстро: ничего равного в историческом жанре, за исключением «Бен-Гура», не было. Размашистое, натуралистичное кино исключительной силы и ярости – в нем буквально кожей чувствуешь события прошлого и сопереживаешь героям, словно родным.
Факт | Синяя боевая раскраска в описанные времена не применялась. |
Зачем смотреть: ощутить себя в Средних веках.
51. 8 с половиной / 8 1/2 (1963)
Жанр – драма | Страна – Италия | Режиссер – Фредерико Феллини | В ролях – Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале| Кассовый сбор – $0,1 млн. | Продолжительность – 138 мин.
О чем: Поток сознания режиссера.
Вряд ли можно представить список лучших фильмов без творчества Фредерико Феллини, и, конечно, без «8 с половиной». Удивительная ткань, сплетающая сны и реальность, правду и фантазии, тончайшее эмоциональное преломление процесса творчества – при всем желании в картине невозможно найти изъянов. Для 1963 года это был глоток свежего воздуха – остается «8 с половиной» таким же одухотворяющим и сейчас.
Факт | Название обыгрывает число картин, снятых Феллини до этого (шесть полнометражных фильмов, две короткометражки и одну ленту в соавторстве). Так и получается восьмой с половиной фильм режиссера. |
Зачем смотреть: погрузится в ландшафты грез.
50. 1+1 / Intouchables (2011)
Жанр – драма | Страна – Франция | Режиссер – Оливье Накаш, Эрик Толедано| В ролях – Франсуа Клюзе, Омар Си | Кассовый сбор – $426,6 млн. | Продолжительность – 112 мин.
О чем: Хулиган нанимается помощником к прикованному к инвалидному креслу аристократу Филиппу.
Простая история о крепкой дружбе – именно так можно охарактеризовать «1+1». Два абсолютно противоположных героя становятся лучше, а одухотворенный посыл ленты показывает, что возможно все. Шикарный тандем Франсуа Клюзе и Омар Си, вопросы, которые беспокоят каждого из нас – картина заслужила оглушительный успех в прокате (похоже, авторы на такое и не рассчитывали) и стала настоящим культурным феноменом современности. В какой рейтинг не глянешь, пользователи голосуют за «1+1»! Не стала исключением и наша редакция.
Факт | Роль Филиппа должен был сыграть Даниель Отой. |
Зачем смотреть: узнать о единстве и борьбе противоположностей.
49. Нечто / The Thing (1982)
Жанр – ужас | Страна – США | Режиссер – Джон Карпентер | В ролях – Курт Рассел Кит Дэвид | Кассовый сбор – $19,6 млн. | Продолжительность – 109 мин.
О чем: Команда ученых на исследовательской базе в Антарктике противостоит инопланетянину.
Мрачный извращенный хоррор – притча о сражении с невидимым злом на антарктической станции, почти весь бюджет которого был потрачен на революционные для 1982 года спецэффекты. Однако, перед нами не просто фильм N1 от Джона Карпентера (хотя, с этим никто не спорит), а настоящая притча о сражении со зверем внутри человека. Как и «Чужой» Ридли Скотта, «Нечто» можно рассматривать под множеством углов. Только, не увлекайтесь – монотонная музыка ленты вместе с ее видеорядом способны вогнать в транс.
Факт | Бюджет фильма составил $15 млн., а его львиная часть была потрачена на специальные эффекты. |
Зачем смотреть: да это же канонический ужастик!
48. Бен-Гур / Ben-Hur (1959)
Жанр – исторический | Страна – США | Режиссер – Уильям Уайлер | В ролях – Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс | Кассовый сбор – $164 млн. | Продолжительность – 212 мин.
О чем: Друзья, иудей Бен Гур и римлянин Мессала, в 26 г. н. э. понимают, что их пути расходятся.
Вершина «пеплумов», завоевавшая одиннадцать «Оскаров» и сокрушившая жанр. Добавить к «Бен-Гуру» нечего, снять лучше – невозможно физически. То, что вытворяли каскадеры в сцене гонки, не поддается разумному объяснению – разве что, съемочная группа заранее записалась в камикадзе. Массовки, которые сводят с ума, грандиозные декорации – к середине фильма уже сложно понять, в каком времени находишься.
Факт | Бюджет ленты составил $15 млн., а огромные прокатные сборы картины спасли студию MGM от банкротства. |
Зачем смотреть: побывать в Древнем мире.
47. Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark (1981)
Жанр – приключения | Страна – США | Режиссер – Стивен Спилберг | В ролях – Харрисон Форд, Карен Аллен | Кассовый сбор – $354 млн. | Продолжительность – 115 мин.
О чем: Археолог Индиана Джонс ищет Священный Ковчег.
Мастерство Стивена Спилберга в ленте «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» доведено до Абсолюта: картина с места в карьер берет такой темп, что закладывает уши, от древних развалин щемит сердце, а на сцене погони замирает в груди. Без этого фильма иными были бы не только восьмидесятые годы – все индустрия развлечений выглядела бы иначе. Режиссер во многом создал новое направление: блокбастер-аттракцион, но не забыл при этом и про героев, которые здесь эффектны и колоритны.
Факт | В сцене, где главный герой смотрит в зеркало заднего вида на приближающийся грузовик, водителя в кабине нет. Это – отсылка к картине Спилберга «Дуэль». |
Зачем смотреть: съездить в джунгли и повоевать с нацистами.
46. Фанни и Александр / Fanny och Alexander (1982)
Жанр – драма | Страна – Швеция | Режиссер – Ингмар Бергман| В ролях – Кристина Адольфсон, Берье Альстедт | Кассовый сбор – $6,8 млн. | Продолжительность – 188 мин.
О чем: Брат и сестра пытаются вырасти.
Важнейшее произведение в карьере Ингмара Бергмана, объединяющее темы, поднятые маэстро в его прошлых работах. Грандиозный роман в стиле Диккенса, во всех красках описывающий жизнь большой семьи, поднимающий вечные вопросы и вплетающий настоящую магию в повествование. Выберите пять свободных часов и посмотрите полную версию этого произведения: вы не только проживете маленькую жизнь, но и получите пищу для размышлений на годы вперед.
Факт | Есть и версия картины в виде телесериала - она имеет хронометраж в 312 минут. |
Зачем смотреть: чтобы понять, что мир не таков, каким он кажется.
45. Комната / Room (2015)
Жанр – триллер | Страна – Ирландия | Режиссер – Леонард Абрахамсон | В ролях – Бри Ларсон, Джейкоб Тремблей | Кассовый сбор – $35,4 млн. | Продолжительность – 118 мин.
О чем: Джой похищена маньяком и уже пять лет заперта в комнате со своим сыном Джеком, который родился в этом же помещении.
Не щадящая зрителя «Комната» кажется одним из самых жестких фильмов современности – однако, пройдя по грани, лента буквально расцветает и дает возможность пережить катарсис. Сила картины в том, что несмотря на выбранную фабулу она полностью избегает манипулятивности – абсолютно отстраненный взгляд на происходящие процессы, глаза наблюдателя, которые дают «на время просмотра», позволяют иначе взглянуть и на наш мир, и на привычные процессы, которые окружают каждого из нас.
Факт | Бри Ларсон ни разу не умывалась за весь съемочный процесс. |
Зачем смотреть: чтобы расстроиться, а потом воспрянуть духом.
44. Печать зла / Touch of Evil (1958)
Жанр – нуар | Страна – США | Режиссер – Орсон Уэллс| В ролях – Чарлтон Хестон, Джанет Ли | Кассовый сбор – $2,3 млн. | Продолжительность – 95 мин.
О чем: Агент Мигель Варгас превращается из добропорядочного мужа в безумца.
Предтеча «Твин Пикса», ода разрушению – перед нами финальная точка в жанре нуар от Орсона Уэллса, итог и постскриптум некогда великого направления. Идеальный ритм повествования, липкая атмосфера безумия и страха, ни одного положительного героя – не принятый в свое время шедевр сегодня по праву занимает место среди значимых фильмов ХХ века.
Факт | Картина снята по роману Уита Мастерсона «Знак зла». |
Рубикон для советского кино, картина, опередившая время. Аллегорический слом старых традиций в канве криминальной мелодрамы, заснеженные пальмы, фразы, ставшие уже крылатыми, поворот камеры, охватывающей маленькую сцену дома культуры, да вдруг переносящий зрителя на огромный стадион – шок, который дал понять всем, что так, как раньше, уже не будет.
Факт | Саундтрек к картине, вышедший на виниле, стал одним из первых официальных изданий отечественной рок-музыки. |
Зачем смотреть: ощутить вкус эпохи.
42. Воспоминания об убийстве / Salinui chueok (2003)
Жанр – детектив | Страна – Южная Корея | Режиссер – Пон Джун-хо | В ролях – Сон Кан-хо, Ким Сан-ген | Кассовый сбор – $0,9 млн. | Продолжительность – 131 мин.
О чем: Детективы Пак Ту-ман и Чо Ен-гу пытаются поймать маньяка.
Вроде бы банальное расследование в «Воспоминаниях об убийстве» растягивается на огромный промежуток времени. Детективы бьются, словно рыбы об лед, преступник постоянно ускользает – хотя, кажется, вот-вот, он уже на расстоянии вытянутой руки. Щедро приправленное национальным колоритом повествование, выпуклые, живые герои – все это захватывает без остатка и приводит к ошеломляющему финалу, делающего картину скорее настоящим философским трактатом, а не художественным произведением. Браво, детектив препарирован полностью.
Факт | «Воспоминания об убийстве» – один из любимых фильмов Квентина Тарантино. |
Зачем смотреть: узнать, как обычно заканчиваются расследования.
41. Маньчжурский кандидат / The Manchurian Candidate (1962)
Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Джон Франкенхаймер | В ролях – Фрэнк Синатра, Лоуренс Харви | Кассовый сбор – $2,8 млн. | Продолжительность – 126 мин.
О чем: Раймонд Шоу возвращается с войны в Корее, но не помнит подробностей последнего боя.
Параноидальный триллер Джона Франкенхаймера – лучшее средство пощекотать себе нервы. Атмосферой тревоги и страха здесь пронизана каждая деталь, к постановке нельзя высказать ни единой претензии, а тандем Фрэнка Синатры и Лоуренса Харви завораживает. Частичное сходство «Маньчжурского кандидата» с работами Хичкока умело оттеняется тем, что лента Франкенхаймера до зубовного скрежета серьезна, в ней нет и толики самоиронии. Такой подход не всегда работает, но в нашем случае он буквально катком проходится по зрителю и вызывает физический страх. Картина не только дала старт десяткам стилистических подражаний (в том же «психопатическом» жанре), она во многом определила современные стилистические решения в кино.
Факт | Лента поставлена по одноименному роману Ричарда Кондона. |
Зачем смотреть: почувствовать себя параноиком.