6 малоизвестных советских ужастиков, пугающих до дрожи
Крепкое кино
В СССР жанр «horror» не пользовался большим авторитетом, однако, на экранах таки появился ряд заметных и очень страшных картин такого рода. Сегодня мы изучим ужастики, снятые в нашей стране – не слишком знаменитые на фоне блокбастеров тех лет, но являющие собой образцы настоящего кинематографического мастерства.
Дикая охота короля Стаха (1979)
Атмосфера в фильме «Дикая охота короля Стаха» Валерию Рубинчику однозначно удалась – картина выглядит манящей и гипнотизирующей, а финальные кадры надолго врезаются в память. Молодой энтограф, изучающий народные предания, натыкается на «золотую жилу» – знакомится с хозяйкой поместья, которая рассказывает легенду о короле Стахе, иногда выходящем на охоту на людей… Внешне простая фабула в картине мастерски оттеняется действительно впечатляющими твистами.
Господин оформитель (1988)
Параноидальный шедевр Олега Тепцова (кстати говоря, дипломная работа маэстро) – роман о художнике, повстречавшем женщину-копию из его произведений. Преломление рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» здесь превращено в эклектический коллаж, гимн декадансу. Столь же притягательный, сколько и страшный.
Пьющие кровь (1991)
В 1990 году на экранах гремела достаточно бледная «Семья вурдалаков», которая сумела как следует подпортить отношение зрителей к вампирской теме. «Пьющим кровь» удалось частично исправить положение дел – Евгений Татарский отлично обыгрывает атмосферу давно минувших лет (молодой князь, знакомство на балу с прекрасной дамой), щедро приправляя ее «скелетами в шкафу» и ставя героев в положение очень сложного выбора. Как ни крути – достойнейший образчик жанра.
Жажда страсти (1991)
Игорь Костолевский и Анастасия Вертинская – дуэт на все времена. В основу ленты лег цикл рассказов Валерия Брюсова «Земная ось» («В зеркале», «Мраморная головка», «Теперь, когда я проснулся») и повествует о героине без имени, материализации самой страсти. Врач и его пациентка начинают игру, ставка в которой – сама жизнь.
Гонгофер (1992)
Сюрреалистическая, брызжущая иронией и подавляющая рядом действительно жутких моментов черная комедия о поисках казаками ведьмы. Бахыт Килибаев прыгает выше головы – в ряде моментов хочется вцепиться в подлокотники, на других сценах можно лопнуть от смеха.
Прикосновение (1992)
Это не только самый страшный ужастик, снятый в СССР, но и лента, абсолютно заслуженно входящая в мировые рейтинги «horror’ов». Минималистичная картина Альберта С. Мкртчяна с Александром Зуевым и Всеволодом Абдуловым в главных ролях повествует о расследовании череды убийств следователем Андреем Крутицким. События очень быстро выходят из-под контроля и принимают необъяснимый поворот: далее с экрана в зал просто выплескивается густая паранормальная атмосфера, противостоять которой невозможно.