12 самых откровенных художественных фильмов в широком прокате
Отбрасывая условности
Современное кино редко обходится без сцен проявления чувств между героями. Иногда эти любовные отношения ограничиваются невинными взглядами и воздушными поцелуями, а порой авторам приходится идти гораздо дальше и демонстрировать на экране весьма деликатные сцены. Мы вспомнили несколько картин с откровенными сценами, способными шокировать неподготовленного зрителя.
Фильмы в подборке имеют маркировку 18+
Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971)
Фильму Стэнли Кубрика в прокате пришлось нелегко – на части территорий ему присвоили рейтинг, соотносимый с порнофильмами, однако цензоров в первую очередь тревожили не эпизоды с обнаженкой и любовными похождениями, а насилие. Впрочем, досталось и эротике – Кубрик продемонстрировал откровенные сцены в ускоренном темпе и размытии, но комиссия по допуску фильма на американские экраны такой ход отвергла, побоялась, что это станет лазейкой для менее талантливых авторов, делающих упор исключительно на эпатаж.
Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (1973)
Гениальная мелодрама “Последнее танго в Париже” Бернардо Бертолуччи стала тяжелым испытанием для всех принявших участие в ее создании – достаточно сказать, что после сьемок Марлон Брандо не общался с режиссером на протяжении полутора десятков лет, а исполнительница главной роли Мария Шнайдер после самой памятной сцены картины полностью исключила из своего рациона сливочное масло. В кинотеатры столь откровенное кино поступило с “запретным” рейтингом Х, и лишь спустя 10 лет после премьеры планка была снижена до “18+”.
Основной инстинкт / Basic Instinct (1992)
Вообще-то, “Основной инстинкт” Пола Верховена – это, в первую очередь, отличный детектив и захватывающий триллер, но картину помнят только за одно игривое движение главной героини, за нож для колки льда и открытый финал. Главное “откровение” было не ахти каким ярким, но о нем столько говорили, что на то, как героиня Шэрон Стоун меняла позу во время полицейского допроса, зрители ходили смотреть в кинотеатры по нескольку раз, а с выходом ленты на кассетах и в цифре этот кадр стал едва ли не самым часто останавливаемым на “паузе” в истории кино.
Шоугелз / Showgirls (1995)
Эротическая драма “Шоугелз” уже упомянутого ранее Пола Верховена получила для американского проката суровейший рейтинг NC-17, но интерес к картине был такой, что она установила кассовый рекорд для лент такой категории, который не побит до сих пор. Сюжет фильма разворачивается на сцене и за кулисами стрипклуба, поэтому в обнаженных телах в кадре недостатка нет, а поскольку главная героиня еще и ищет любовь – с постельными сценами здесь тоже полный порядок. Что же до художественной ценности ленты, то она, увы, невелика.
Автокатастрофа / Crash (1996)
Вызывающе откровенная драма Дэвида Кроненберга “Автокатастрофа” получила на Каннском кинофестивале один из специальных призов, а такой багаж сам по себе открывает двери к зрителю. Если же добавить к награде слухи о сюжете, которые после премьеры разнеслись моментально, то можно себе представить ажиотаж у билетных касс. Сам режиссер предупреждал публику, что его фильм опасен для неокрепшей психики, но разве это кого-нибудь когда-нибудь останавливало? А на экране, между тем, два человека находят возбуждение в авариях и травмах.
С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (1999)
Выход в прокат последней картины Стэнли Кубрика “С широко закрытыми глазами” сопровождался целым штормом событий, так или иначе подогревающих интерес к картине. Исполнители главных ролей Том Круз и Николь Кидман сразу после съемок развелись, с площадки доносились слухи о том, что снимается едва ли не порно, студия нагнетала интригу, а сам режиссер скончался за пару месяцев до премьеры. Откровенность ленты действительно шокировала многих, но каждое обнаженное тело здесь было к месту – как и положено в шедевре.
Необратимость / Irréversible (2002)
Подавляющему большинству режиссеров не нравится, когда зрители покидают кинозал во время показа их фильма, но только не Гаспару Ноэ. Экстравагантный француз в своей “Необратимости” добивался ровно этого – первые несколько минут картины должны были четко отделить слабонервную публику от тех, кто хочет погрузиться в тягучую атмосферу фильма с головой. Отсюда столь натуралистичная сцена изнасилования, отсюда эпизод с жестоким убийством, отсюда даже специально записанные низкочастотные звуки, вызывающие панику.
Мечтатели / The Dreamers (2003)
Сюжет драмы Бертолуччи “Мечтатели” разворачивается на фоне необыкновенных европейских перемен 1968 года, а главными героями ленты являются трое студентов, на собственном опыте испытывающие “тяготы” сексуальной революции. Дебютное появление на экране Евы Грин в этой картине сделало эту актрису секс-символом поколения, а её впечатляющая эротичность в дальнейшем эксплуатировалась едва ли не в каждой ленте с участием этой жгучей брюнетки. Что же до самих “Мечтателей”, то их ценность не столько в эротике, сколько в синефильской начинке.
Антихрист / Antichrist (2009)
Посвященный Андрею Тарковскому фильм “Антихрист” сам Ларс Фон Триер называет лучшим в своей карьере, и с ним склонны соглашаться как критики, так и поклонники датского гения. Лента берет с места в карьер и уже в прологе ошарашивает неподготовленного зрителя откровенной сценой любви двух супругов, которые в порыве страсти упускают из вида своего маленького ребенка, и тот погибает. Дальше – больше: будут лисы, жернова, мертвые вороны, физические увечья и много женоненавистничества – такое кино в кинотеатрах идет под особым надзором.
Стыд / Shame (2011)
Британский режиссер Стив Маккуин, любимец устроителей Каннского и Венецианского фестивалей, в своей драме “Стыд” берется исследовать прежде табуированную тему психологических расстройств, связанных с сексуальной невоздержанностью. Главный герой ленты, талантливо сыгранный Майклом Фассбендером, страдает от невозможности контролировать свои любовные желания, а потому вся его жизнь крутится вокруг одноразовых встреч, стрипклубов, уличных проституток и порно на ноутбуке. Но всему есть предел.
Нимфоманка / Nymphomaniac: Vol. I (2013)
Ларс Фон Триер известен своей страстью к эпатажу, и если какой-то его фильм и может называться концентрированным провокативным выплеском, то это, безусловно, “Нимфоманка”, кино, которое полностью избавляется от иллюзий любви и всю человеческую природу сводит к сексу, похоти и физическому удовлетворению. Фильм настолько переполнен крайне откровенными сценами, что если их вырезать, то от картины почти ничего не останется. Понимая это, Триер отстранился от финального монтажа и разрешил цензурировать ленту для проката.
Жизнь Адели / La vie d'Adèle (2013)
Французская мелодрама “Жизнь Адели” – это, прежде всего, необыкновенно красивая история любви, пусть и соединяющая не традиционную пару, а двух девушек. Питающий страсть к медленному и вдумчивому кино режиссер Абделатиф Кешиш долго выстраивает экранные отношения между воздушной влюбчивой Адель и энергичной Эммой, следом на одном дыхании демонстрирует их страсть, а затем погружает зрителя в драму расставания. И все это в исполнении двух прекрасных молодых актрис, с головой погрузившихся в жаркие любовные образы.