12 лучших российских кинодетективов
Которые стоит пересмотреть
Детектив – любимейший публикой жанр, однако сейчас почти все криминальные расследования переместились с большого экрана в телесериалы. Это ли не повод вспомнить лучшие полнометражные детективы прошлого? Мы собрали для вас несколько российских картин о сыщиках, шпионах и маньяках.
Сыщик петербургской полиции (1991)
Рубеж преобразования советского кино в российское проходил очень тяжело, но даже в это непростое время подлинные таланты дарили публике настоящие шедевры. Картина режиссера Виктора Кобзева “Сыщик петербургской полиции” – это типичный пример еще “того кино”, с колоритными фактурными актерами, с имперским размахом, с деликатным юмором, но и свежие нотки в ленте чувствуются. Главный герой “Сыщика” – агент столичной полиции конца XIX века, ведущий расследование убийства австрийского военного атташе в Санкт-Петербурге.
Игра всерьез (1992)
Триллер “Игра всерьез” – первая ласточка волны криминальных картин, захлестнувших российские кинозалы и телеэкраны в 1990-2000-х. Возможно, именно здесь впервые с экрана прозвучали слова “рэкет” и “воровской общак” в том смысле, какой эти слова имеют и сейчас. В центре сюжета бывший опер угрозыска, который, разжалованный в участковые, первым включается в расследование убийства таинственного тихого мужчины, связанного с криминальным миром. Через этот труп следователь выходит на новоявленную мафию.
Змеиный источник (1997)
Автор “Легенды №17” и обновленного “Экипажа” Николай Лебедев начинал в большом кино со скромных жанровых лент, которые, впрочем, и сегодня смотрятся примечательно. Взять хотя бы “Змеиный источник”, один из первых российских триллеров с крепким детективным сюжетом – от этой ленты до сих пор у зрителя идет холодок по коже. Действие ленты разворачивается в небольшом провинциальном городке, по которому прокатывается волна убийств молодых девушек. Под подозрением находится приезжая учительница и врач местной больницы.
Шизофрения (1997)
Остросюжетный фильм “Шизофрения” – пожалуй, последний настоящий мостик между советским прошлым и российским будущим, в этом фильме на актуальную криминальную тему “лихих 90-х” говорят авторы и актеры, чей расцвет пришелся на годы куда более спокойные. Блистательный бенефис Александра Абдулова в роли наемного убийцы, обрамлен появлением в кадре доброго десятка великолепных артистов и удачным вкраплением документальных кадров. Создается впечатление, что “Немой” и правда причастен к самым громким убийствам тех лет.
Турецкий гамбит (2005)
В 2005 году на экраны вышли сразу две экранизации романов Бориса Акунина о сыщике Эрасте Фандорине, и если в целом логичнее и ярче выглядит “Статский советник” Янковского, то детективная линия в “Турецком гамбите” Джаника Файзиева безусловно и увлекательнее, и энергичнее. На фронтах русско-турецкой войны Эраст Фандорин выходит на след таинственного турецкого шпиона, добытые которым сведения существенно влияют на положения войск. Опасная охота на диверсанта приводит молодого детектива в самое сердце российской военной ставки.
Кто я? (2010)
Едва ли не самый яркий отечественный режиссер последних двух лет Клим Шипенко в свое время дебютировал довольно скромной, но крайне обстоятельной и компетентной жанровой картиной. Его “Кто я?” успешно эксплуатирует довольно популярное сюжетное клише, но делает это столь ловко, что зритель с восторгом следит за финальным перевоплощением героев. А начинается история с того, что на железнодорожной станции в Крыму милиция обнаруживает молодого человека с крупной суммой денег и без документов, который ничего о себе не помнит.
Глухарь в кино (2010)
Наверное, детективную линию фильма “Глухарь в кино” особенно изящной не назовешь, но данный проект стоит отметить в нашей подборке, как пример экспоненциального роста интереса публики к успешному сериалу, превратившего стандартную многосерийную криминальную комедию в огромную вселенную с десятками персонажей. Фильм повествует лишь об одном эпизоде из жизни Глухарева и Антошина – после ссоры в ресторане с посетителем тот неожиданно погибает. Подозрения падают на друзей, которых теперь ищет и полиция, и мафия.
Стальная бабочка (2012)
Сюжет криминальной драмы “Стальная бабочка” основан на реальных событиях, и это придает картине Рената Давлетьярова дополнительного веса и мрачной энергетики. По сюжету ленты, следователи, ведущие поиск маньяка, нападающего на девушек и молодых женщин, обращаются в детский дом, чтобы заручиться поддержкой одной из его воспитанниц – дерзкой и безбашенной Чумы, готовой дать смертельный отпор любому насильнику. Между детективом и юной помощницей вспыхивают чувства, которые становятся помехой на опасном пути.
Шпион (2012)
Альтернативно-исторический “Шпион” режиссера Алексея Адрианова скорее является приключенческой картиной, остросюжетной ретрофантастикой с элементами мелодрамы. Но и детективный сюжет в картине весьма ощутим, поэтому мы бы не стали обходить эту ленту стороной. Резко отступив в сторону от фактов, “Шпион” рассказывает о “прекрасной России прошлого”, которая еще только готовится к войне с Германией. Немцы вводят руководство СССР в заблуждение относительно своих планов, и их дезинформации нужно противостоять.
Weekend (2013)
Зрители горячо любили Станислава Говорухина за детективы “Десять негритят” и “Место встречи изменить нельзя”, но затем режиссер подался в политику и социальное кино, а к жанру, по большому счету, вернулся лишь в “Уикенде”, предпоследнем своем фильме. В этой вольной интерпретации романа “Лифт на эшафот” автор рассказывают историю талантливого махинатора, который, убив раскрывшего его преступление аудитора, успешно заметает следы, но попадает в ловушку с другим убийством. Теперь ему нужно или признаться, или сесть по ложному навету.
Три дня до весны (2017)
Война – не самый привлекательный антураж для детективного сюжета, ведь на фронте некогда разбираться в уликах, долго выслеживать подозреваемого или проводить очные ставки. Но драма “Три дня до весны” успешно ломает этот стереотип – это вполне себе крепкое динамичное расследование опасной диверсии с целью предотвращения преступления, жертвами которого станут тысячи людей. Сюжет строится вокруг нескольких следователей, оставшихся в блокадном Ленинграде. Предатель грозит заразить питьевую воду, и его непременно нужно остановить.
Гоголь (2018)
Трилогия “Гоголь” – не совсем обычный детектив, ведь сюжет фильмов, позже объединенных в сериал, строится с учетом мистики, сверхъестественного и потустороннего. Но кто сказал, что расследование нельзя вести в отношении нечистой силы? Экранный Гоголь из фильмов Егора Баранова берется за это и с успехом распутывает самые странные происшествия. Впрочем, если вы с пиететом относитесь к великому писателю и его творчеству, нового “Гоголя” вам лучше избегать – это, по сути, хулиганский кинокомикс, слабо соотносящийся с реальностью.