12 лучших фильмов 2020 года
Рейтинг редакции Hi-Fi
Подводить итоги всегда сложно, а 2020-й оказался годом с таким скверным характером, что многим из нас пришлось признать его худшим в своей жизни. На кино мировые беды тоже отразились, но не настолько, чтобы индустрия вымерла. Хорошие фильмы выходили и на больших экранах, и на малых. Вот что мы выбрали, чтобы проводить год по-доброму.
12. Зависнуть в Палм-Спрингс / Palm Springs (2020)
Обычно ленты, нагло копирующие сюжетные завязки других картин, принято ругать, но у комедии “Зависнуть в Палм-Спрингс” получилось обаять и зрителей, и критиков, несмотря на то, что от сравнений нового фильма с “Днем сурка” очень сложно отделаться. Да, герои снова попадают в замкнутый круг временной ловушки, но на этот раз изменился мир вокруг них, изменилось восприятие действительности, изменилось отношение к людям. И фильм получился свежим.
11. Суд над Чикагской семеркой / The Trial of the Chicago 7 (2020)
Драму “Суд над Чикагской семеркой”, опирающуюся на реальные выступления пацифистов в конце 1960-х, в свое время собирался ставить Стивен Спилберг, но в итоге в режиссерском кресле оказался Аарон Соркин. Умение Соркина выстраивать диалоги так, что они превращаются в эффектные кровопролитные схватки, вновь сработало – картину отличает такое напряжение судебных заседаний, что ему может позавидовать самый масштабный триллер.
10. Пятеро одной крови / Da 5 Bloods (2020)
Несколько последних лет выдались непростыми для расовых отношений внутри США, и фильмов на эту тему было снято немало, но картина Спайка Ли “Пятеро одной крови” даже в хорошей компании стоит особняком. Легендарный режиссер нашел новый подход и к болезненной теме Вьетнама, и к сложным вопросам расовой сегрегации, и к взаимоотношению разных поколений. Здесь публицистика удачно сочетается с драмой и приключениями – редкий случай в истории.
9. Эмма. / Emma. (2020)
Безусловная королева этого года Аня Тейлор-Джой успела за год отметиться сразу в трех крупных проектах, выполненных в абсолютно разных жанрах. Но не только она стала украшением комедийной мелодрамы “Эмма.” – оказалось, что классические произведения великолепной Джейн Остин в умелых руках способны привлечь публику и сегодня. Пышная, элегантная, яркая костюмная постановка поразила в самое сердце даже тех, кто равнодушен к пышным платьям.
8. Вперед / Onward (2019)
Формально студия Pixar в 2020 году выпустила два полнометражных мультфильма, однако “Душу” российскому зрителю покажут только в январе, поэтому в свой итоговый топ мы взяли только “Вперед”. Эту сказочную историю многие посчитали слишком суетливой и какой-то ребяческой, но за вывеской из эльфов, драконов, фей и кентавров скрывается очень трогательная история о неизбежности расставания с родителями и умении отпустить даже самые лучшие воспоминания.
7. Думаю, как все закончить / I’m Thinking of Ending Things (2020)
Пятилетний отпуск, который взял Чарли Кауфманн, определенно пошел самобытному сценаристу и режиссеру на пользу – его новая работа “Думаю, как все закончить” вполне может прийтись по вкусу и фанатам “Чистого сияния вечного разума”, и поклонникам “Быть Джоном Малковичем”. Погружение в природу любви и ненависти, времени и пространства, чувств и эмоций получилось вязким, топким и удушающим. Но тем легче дыхание после финала картины.
6. Человек-невидимка / The Invisible Man (2020)
Прошедший год нельзя назвать особенно выдающимся в жанре хоррора, но несколько неплохих картин до зрителя все-таки добрались. Отдельного упоминания заслуживает современная вариация на тему Человека-невидимки – картина Ли Уоннелла стала не только образцом нагнетания тревожной атмосферы в пустых, казалось бы, помещениях, но и оказалась созвучной широко обсуждаемой сегодня теме домашнего насилия. Финал от этого делается еще страшней.
5. Еще по одной / Druk (2020)
Новые фильмы Томаса Винтерберга – это всегда особое торжество, а в этот раз датский режиссер еще и угодил большому проценту своих зрителей одним только названием. Да и сюжет его драмы “Еще по одной” воодушевляет – четверо приятелей решают проверить насколько благостно на их работу влияет утренняя рюмочка водки. Очень по-нашему! А если серьезно, то вышла грустная история об одиночестве и неспособности разрешить проблему изоляции без допинга.
4. Дорогие товарищи! (2020)
Картины Андрея Кончаловского неизменно пользуются повышенным интересом у устроителей крупных зарубежных фестивалей, а вот в России их прокат проходит без особой помпы. “Дорогие товарищи!” изменили картину – столько копий вокруг отечественного кино не ломалось уже давно. Тему автор поднял противоречивую, а главное – показал, что в России за полвека меняется все и ничего.
3. Довод / Tenet (2020)
Кто бы что ни говорил, а новая картина Кристофера Нолана, хоть и уступает его же “Началу” и “Интерстеллару”, но по-прежнему остается недостижимой для многих вершиной сложного, многослойного приключенческого и фантастического кино. Причем на второй и третий раз история странной организации, расследующей визиты к нам “гостей из будущего”, смотрится даже лучше, чем в первый – не на все вопросы вы сразу найдете ответы, но просмотр того стоит.
2. Манк / Mank (2020)
Даже не беремся представлять, насколько сильным было разочарование тех поклонников Дэвида Финчера, которые ждали от режиссера новый “Бойцовский клуб”, “Игру” или хотя бы “Комнату страха”. Вместо кровавого триллера мастер выдал признание в любви кинематографу 1930 – 1940-х, нежное и трогательное, вдумчивое и серьезное, актуальное и блистательно стилизованное под пленку прошлого века. Лучшая игра в ретро, которую можно увидеть в кино.
1. Джентльмены / The Gentlemen (2019)
Безусловно, серьезные издания будут убеждать вас, что не было в этом году фильма лучше “Земли кочевников” или “Первой коровы”, но мы считаем, что 2020-й и без того был слишком сложным, чтобы еще и в кино погружаться в проблемы с головой. Пусть на вершине постоит яркий, шумный, грязный, кровавый, “как денди лондонский одет” криминальный боевик Гая Ричи. “Джентльмены” – тот фильм, который радует глаз при всей его грубости, а радости нам всем в уходящем году не доставало.