11 лучших фильмов про самураев
Которые стоят просмотра
История Японии – не самая глубоко изученная массовой публикой тема, но многое о стародавних временах мы можем почерпнуть из фильмов. Благо, о самураях и ронинах картин снято достаточно, и многие из них входят в золотой фонд искусства. Мы собрали лучшие из лучших.
Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку / Genroku Chûshingura (1941)
Легенда о сорока семи ронинах – один из наиболее популярных японских мифов, ему посвящено множество книг, картин, фильмов и театральных постановок. И хотя история эта основана на реальных событиях, а могилы знаменитых воинов даже можно посетить, всяк рассказывает её на свой лад. Картина 1941 года “Сорок семь вассалов эпохи Гэнроку”, пожалуй, наиболее серьезная и основательная экранизация, отсюда и множество наград, и культовый статус.
Расемон / Rashomon (1950)
Свой культовый статус драма “Расемон” получила неслучайно – впервые в мировом кинематографе здесь использован популярный по сей день приём демонстрации одного и того же события с нескольких точек зрения с постепенным раскрытием деталей. Гений Акиры Куросавы превратил два небольших рассказа в картину, которая до сих пор смотрится на одном дыхании. И да, именно из нее мы многое узнали о самураях, их своде правил и принципах службы.
Семь самураев / Shichinin no samurai (1954)
С величием Куросавы может соперничать только сам Куросава, поэтому мы не можем обойтись без упоминания еще одной его культовой ленты – “Семь самураев”. При должном внимании отсылки к этой истории семерки воинов, вызвавшихся защитить деревню от набегов разбойников, можно разглядеть в десятках картин и сериалов – от вестерна “Великолепная семерка” до фантастического “Мандалорца”. Секрет успеха фильма прост – он живой и искренний.
Телохранитель / Yojinbo (1961)
Ну, и закончим воспевать Куросаву его “Телохранителем”, фильмом, который многие критики и искусствоведы называют лучшей картиной в истории кино. Интересно, что вдохновение для своей ленты японский мастер почерпнул не из азиатской мифологии, а из американских детективных романов и фильмов, и лишь адаптировал сюжеты нуаров для декораций и пейзажей Страны восходящего солнца. Редкий случай в истории кино – копия, которая лучше первоисточников.
Харакири / Seppuku (1962)
Лента “Харакири” режиссера Масаки Кобаяси, может быть, не столь раскручена в массах, но отмечена главным призом Каннского кинофестиваля – показательный успех, которому могут позавидовать многие мастера. Лента повествует о самурае, ищущем место для ритуального ухода из жизни, попутно герой рассказывает о том, как он стал воином, через что прошел и как сохранил честь в тех обстоятельствах, в которых другие покрыли себя позором.
Красное солнце / Soleil rouge (1971)
Пример “Семи самураев” показал, что о благородных воинах можно снимать ленты самых разных жанров – “Красное солнце” же демонстрирует, что самурайское кино, вестерн, триллер, боевик, драму и даже немного комедии можно соединить в одной картине. Картина Теренса Янга соединила в кадре красавца Алена Делона, брутального Чарльза Бронсона, холодного Тосиро Мифуне и жаркую Урсулу Андресс – получилось кино, от которого невозможно оторваться.
Леди Кровавый снег / Shurayukihime (1973)
Разумеется, женщины не могли быть воинами на службе богатых господ, но ведь самурай – это не должность, а состояние духа. Драматический боевик “Леди Кровавый снег” рассказывает о девочке, с детства воспитывавшейся в боевой обстановке и готовившейся отомстить за своих убитых родных. И эта месть будет страшной. Именно из сюжета “Леди” почерпнул некоторые сюжетные ходы для своего “Убить Билла” Квентин Тарантино. Это стоит увидеть.
Пес-призрак: Путь самурая / Ghost Dog: The Way of the Samurai (1999)
Притча Джима Джармуша “Пес-призрак: Путь самурая” – фильм странный, медитативный и многозначительный, несмотря на простоватую основную сюжетную линию. Своим главным героем режиссер и сценарист сделал современного наемного убийцу, работающего на мафиозный клан. Вместе с убийствами и нападениями киллер в исполнении Фореста Уитекера постигает мудрость японских воинов, столь же самоотверженных, но при этом благородных.
Затоiчи / Zatôichi (2003)
В 1990-х и 2000-х главным японским режиссером стал Такэси Китано – значит, и ему было суждено снять культовую ленту о самураях. Такая в его фильмографии есть – это “Затойчи”, история слепого мастера, защищающего бедных, обиженных и обездоленных с помощью своей трости и приемов рукопашного боя. Впрочем, свои десятки фестивальных наград фильм получил не за боевые сцены, а за строгий взгляд на природу добра и зла, на одержимость властью и деньгами.
Последний самурай / The Last Samurai (2003)
Нельзя сказать, что Голливуд от столь яркой темы держался в стороне, но конкурировать с японцами на их территории Америке всегда было тяжело. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2000-х, когда на экраны вышел фильм “Последний самурай” с Томом Крузом, готовым на любые авантюры, в главной роли. Фильм о путешествии американского капитана кавалерии на далекие азиатские острова впечатлил даже самих потомков самураев – ленту отметили кучей призов.
13 убийц / Jûsan-nin no shikaku (2010)
Если же выбирать из современных японских лент о самураях, то мы обратим ваше внимание на боевик “13 убийц” режиссера Такаси Миикэ. Это ремейк старой ленты, но исполненный в стилистике и темпе боевиков нового тысячелетия, поэтому смотрится лента эффектно и масштабно. В центре сюжета находится конфликт властей, который может привести к уничтожению сегунов. Остановить произвол посланы самураи-наемники, но их всего 13 против целой армии.