10 шедевров черно-белого кино
Которых вы могли не видеть
Не зря многие современные режиссеры взяли моду снимать свои картины в черно-белой палитре – именно в таком виде родилось на свет кино, и именно в эту эпоху были сняты в истории лучшие фильмы, которыми до сих пор вдохновляются все новые и новые поколения творцов. Поэтому в данной подборке мы не будем восхвалять смелость сегодняшних продюсеров, рискнувших дать зеленый свет бесцветному проекту, а вспомним те шедевры прошлого, которые могли пройти мимо вас.
Метрополис (Metropolis, 1927)
Утопическая картина режиссера Фрица Ланга была снята в Германии в эпоху Веймарской республики, однако описанный в ней мир будущего до сих пор считается одним из наиболее убедительных воплощений страхов и надежд человечества на лучшее грядущее. Футуристическая лента показывает многомиллионный город Метрополис, в котором правящие классы живут в громадных небоскребах, а копошащиеся внизу рабочие обеспечивают функционирование всех жизненных систем мегаполиса. При этом главному герою машины города представляются в виде некоего храма Молоха, которому скармливают несчастных рабочих. Попытка изменить порядок вещей оборачивается трагическим конфликтом, а сама картина вошла во все учебники как один из первых в мире полнометражных фантастических фильмов.
Жена пекаря (La femme du boulanger, 1938)
История знаменитого фильма Марселя Паньоля начинается с того, что в небольшой городок на Юге Франции приезжает новый пекарь со своей молодой женой. Его предшественник выпекал совершенно несъедобный хлеб, и жители были вынуждены ездить за десяток километров в соседнюю деревню. Первая же проба продукции вновь прибывшего пекаря наполнила сердца местных жителей радостью – хлеб был просто превосходен. Беда пришла, откуда не ждали – на следующий же день молодая жена сбегает с деревенским пастухом, а пекарь (его сыграл великолепный Ремю) погружается в депрессию. Вновь оставшись без вкусного хлеба, вся деревня решает вернуть булочнику жену во что бы то ни стало. Веселый и одновременно трогательный фильм является одним из шедевров довоенного французского кино.
День начинается (Le jour se lève, 1939)
Данный фильм Марселя Карне по праву считается первой картиной течения поэтического реализма, послужившей примером многим подражателям из Голливуда. Нужно заметить, что ее прокат был запрещен во Франции во время немецкой оккупации, и поэтому популярность лента завоевала только в 1945 году после своего повторного появления на экране. Совсем молодой Жан Габен играет импульсивного рабочего Франсуа, попавшего в любовный четырехугольник между своей юной возлюбленной Франсуазой, слегка развязной актрисой в исполнении Арлетти и ее бывшим мужем. Интересно, что картина начинается с финальной сцены перестрелки с полицией, а все предшествующие события подаются уже в виде флешбэков – этот прием был впервые применен именно в данном фильме.
Гроздья гнева (The Grapes of Wrath, 1940)
Экранизация знаменитого романа Джона Стейнбека хороша тем, что была сделана фактически немедленно после выхода книги в свет. А значит – точно передает настроения эпохи Великой депрессии, поразившей экономику США в конце 1920-х и начале 1930-х годов. Режиссером выступил Джон Форд, а главные роли сыграли Генри Фонда и Джон Кэррадайн. Картина рассказывает историю разорившихся фермеров, вынужденных стать сезонными рабочими и путешествовать по стране в поисках заработка. Сцены запустения и отчаяния, охватившего в те годы Соединенные Штаты, стали классикой кино и постоянным напоминанием о том, что благополучие в нашем мире, зачастую, бывает очень эфемерным.
Гражданин Кейн (Citizen Kane, 1941)
Множество раз признанный лучшим фильмом всех времен и народов «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса для советских зрителей прошел незамеченным, и отнюдь не все нашли затем время посмотреть этот шедевр. История жизни медийного магната, добившегося в жизни всего, о чем только мог мечтать американский гражданин – и при этом, очевидно, глубокого несчастного, - предстает в виде журналистского расследования. В его ходе репортеры пытаются разгадать тайну последнего слова умирающего миллионера – «Rosebud» («бутон розы»), но не могут найти ничего похожего во всей его карьере. Разгадка появится только в финальных кадрах, и она заставляет плакать уже не одно поколение зрителей.
Касабланка (Casablanca, 1942)
Великолепные Хамфри Богарт и Ингрид Бергман исполнили, пожалуй, одну из самых пронзительных романических и шпионских историй за всю историю кинематографа. Действие картины разворачивается в городе Касабланка в Марокко, ставшем неким перекрестком миров во время Второй Мировой войны. В кафе, принадлежащем главному герою-американцу, собирается разношерстная публика, включая немецких и французских офицеров, а также шпионов и торговцев всех мастей. Владелец всячески старается сохранить нейтралитет, однако появление давней возлюбленной меняет все его планы. Финальная фраза «I think this is a beginning of a beautiful friendship» («Я думаю, что это начало прекрасной дружбы») была позже процитирована бессчетное количество раз в самых разных фильмах.
Эта замечательная жизнь (It’s a Wonderful Life, 1946)
Классика черно-белого кино, которую вы просто обязаны увидеть, чтобы понять, насколько великолепно может выглядеть сегодня снятый в далеком 1946 году фильм. Ведь недавно лента вышла в формате 4К, да еще и с поддержкой HDR. Это история о простом счастье и самопожертвовании ради всеобщего блага, а также чудесах, которые случаются под Рождество. Главный герой в исполнении Джеймса Стюарта заново переживает свою, казалось бы, неудавшуюся жизнь под мудрым руководством своего ангела-хранителя. В картине рассказывается о том, как жители небольшого американского городка успешно противостояли алчным банкирам и бизнесменам, одновременно обретая свое семейное счастье.
Лучшие годы нашей жизни (The Best Years of Our Lives, 1946)
Пожалуй, один из лучших фильмов о том, как вернувшиеся домой с войны ветераны приспосабливаются к мирной жизни. А поскольку картина вышла в свет на следующий год после окончания Второй Мировой войны, то в ней снимались, помимо профессиональных актеров, и настоящие участники боевых действий в Европе. История возвращения домой нескольких ветеранов и того непонимания со стороны окружающих, с которым они сталкиваются в повседневной жизни, завоевала семь премий Оскар и собрала в прокате почти столько же, сколько и знаменитые «Унесенные ветром». Картина была снята режиссером Сэмюелем Голдвином по новелле военного корреспондента МакКинли Кантора.
Добрые сердца и короны (Kind hearts and Coronets, 1949)
Британский фильм Роберта Хеймера, заложивший основы жанра черной кинокомедии и также вошедший во все списки лучших картин всех времен и народов. Сюжет довольно замысловат – осужденный за убийство аристократ ожидает в тюрьме казни, вспоминает свою жизнь и параллельно пишет мемуары. Перед нами предстает череда сцен и событий, выставляющая главного героя в самом черном свете, однако постепенно становится понятно, что того убийства, за которое он приговорен к смерти, арестант как раз и не совершал. Правда, он успел натворить много других дел, заслуживающих той же кары. И вот когда его, наконец, оправдывают и выпускают на свободу, он с ужасом осознает, что оставил в камере дневник с подробным описанием всех своих деяний.
Воздух Парижа (L’air de Paris, 1954)
Пожалуй, это один из лучших фильмов в карьере легендарного Жана Габена. Простая история дружбы молодого боксера и уже стареющего тренера по боксу, мечтающего о том, чтобы воспитать чемпиона, накладывается на сопротивление жены наставника в исполнении Арлетти, готовой уже бросить все и уехать из Парижа в деревню, на свежий воздух. Кроме того, в размеренное течение тренировок вмешивается история неравной любви, мешающая молодому герою целиком и полностью посвятить себя спорту. Что же окажется сильнее для каждого из героев – любовь к боксу или любовь к женщине?
Борис Миленский
23 апреля 2020 года