10 самых странных фильмов
Но что же хотел сказать автор?
Как и любой другой вид искусства, кинематограф вовсе не обязан быть понятным и доступным всем и каждому, так что фильмы могут не только развлекать, но и путать, вводить в пограничные состояния или даже доставлять дискомфорт. Существует и такая прослойка лент, которые сложно однозначно охарактеризовать иначе чем словом «странные». Их сюжет невозможно пересказать, они шокируют и ли даже пугают, но не устают привлекать внимание пытливой публики. Предлагаем заглянуть за грани кинематографической реальности.
«Золотой век» / L'âge d'or (1930)
Умопомрачительный и сногсшибательный «Андалузский пес», наверное, наиболее известное произведение тандема Бунюэль-Дали, но это короткометражка, поэтому мы предлагаем открыть подборку «киностранностей» картиной «Золотой век», первым полным метром Луиса Бунюэля и одной из первых французских звуковых лент. Даже при должной подготовке «Золотой век» шокирует – например, картина начинается с пятиминутного документального ролика, рассказывающего о жизни скорпионов, и лишь когда вы в недоумении начинаете озираться по сторонам в поисках пульта, «включается» экшн-сцена, а затем эпизод с изнасилованием, а после корова ложится спать на кровать… И пошло-поехало…
«Уикенд» / Week End (1967)
1960-е стали временем необыкновенных экспериментов, взрыва искренности и пересмотра основ драматургии в Европе – все это несколько позже критики назвали «новой волной». На эти годы приходятся лучшие картины из фильмографии французского классика Жана-Люка Годара, и венцом его покорения «новой волны» стала лента «Уикенд», сюрреалистичный комедийный боевик о семейной паре, пробирающейся через автомобильную пробку с целью убить богатого родственника. Казалось бы, все, что придумал Годар – от террористов до хиппи-каннибалов – всего лишь горячечный бред, но прошел год, и волнения во Париже показали, что реальность не так уж и далека от выдумки прозорливого постановщика.
«Священная гора» / La montaña sagrada (1973)
Писатель, драматург и режиссер Алехандро Ходоровски обладает столь незаурядным образом мысли, что любая его работа в кино становится поводом для обсуждения социологов, культурологов, психологов и даже политиков – настолько богата палитра высказываний автора. Сюрреалистичная «Священная гора» по праву считается самым странным и запутанным фильмом мастера, Христос здесь носит за спиной карлика, распятия летают привязанные к воздушным шарам, а деньги служат топливом для очищающих костров. Деньги на съемки ленты выделил сам Джон Леннон и, кажется, был доволен результатом даже больше, чем Ходоровски.
«Черная луна» / Black Moon (1975)
Книга Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и сама по себе весьма странное произведение, переполненное сюрреализмом и абстракцией. Режиссер Луи Маль в 1975 году в ответ на активизацию феминистического движения снял свой вариант «Алисы», который, как и оригинал, с каждой минутой становится «все страньше и страньше». Начинается лента с того, что в мире разгорается новая мировая война, только противостоят друг другу теперь не страны или континенты, а женщины и мужчины. В попытке укрыться от битвы главная героиня запирается в старинном особняке, где попадает в мир-сновидение, обжитое невиданными существами. Заканчивается все это сценой кормления грудью единорога – вот такое нынче Зазеркалье.
«Сладкий фильм» / Sweet Movie (1975)
Акционизм и социальная сатира сегодня практически исчезли из кинематографа, переместившись на улицы, в интернет и на сцены экспериментальных театров. Если у вас есть желание узнать, как дерзкие режиссеры прошлого века представляли себе противостояние капитализма и пролетариата, каким видели Время и какой представляли Мировую Революцию, наберитесь терпения посмотреть картину сербского режиссера Душана Макавеева «Сладкий фильм». Картина эта была запрещена во многих странах за обилие откровенных сцен, а ведущая актриса фильма сбежала со съемок прямо посреди работы, но увиденное точно вытряхнет вас сонного, комфортного существования – напор ленты таков, что сбивает с ног.
«Кояанискатси» / Koyaanisqatsi (1983)
Формально, «Кояанискатси» режиссера Годфри Реджио считается документальным фильмом, но сухая классификация, основанная на отсутствии в кадре актеров, не отражает в полной мере достоинства и недостатки этой картины. Здесь также нет и закадрового текста или каких-то поясняющих титров – больше всего лента похожа на большой видеоролик, пытающийся совместить вместе природу и технологию. Главным действующим лицом «Кояанискатси» является музыка, причем создатели считали ее настолько важной, что больше десяти лет гастролировали с картиной по кинотеатрам и исполняли саундтрек вживую во время показа. Видели ли вы что-то страннее?
«Город потерянных детей» / La cité des enfants perdus (1995)
Режиссера Жана-Пьера Жене зрители лучше всего знают по романтическому приключению «Амели», но фильмография постановщика полна и куда более странными лентами, среди которых выделяется «Город потерянных детей», жуткая фэнтези-драма, выполненная в стиле страшных сказок Тима Бертона или Гильермо Дель Торо. Фильм рассказывает о зловещем ученом, который похищает детей, чтобы отнять у них сны и заменить их кошмарами. Если сюжетно картина странной не кажется, то визуально это полнейший взрыв мозга. Буквально, здесь есть мозгоподобное существо, плавающее в аквариуме! И это лишь одно из чудищ, созданных злодеем – остальные не менее странные.
«Икота» / Hukkle (2002)
Вы ничего не знаете о странных фильмах, если не знакомы с творчеством венгерского режиссера Дьердя Пальфи. Его дебютная полнометражная работа «Икота» по всем формальным признакам является детективом, основанным на реальных событиях – молодой милиционер расследует череду смертей в отдаленной бедной венгерской деревушке, где уже много лет с одними и теми же признаками отравления регулярно умирают мужчины. Загадка эпидемии не хитрая – старых и больных односельчан убивают женщины, подмешивающие в еду мужьям и отцам отвар белладонны, а вот показано все довольно необычно, в фильме, например, никто не произносит ни одного слова, так что со зрителем автор общается исключительно языком грима и костюмов.
«Внутренняя империя» / Inland Empire (2006)
Список странных фильмов не может считаться хоть сколько-то адекватным, если в нем нет хотя бы одной работы Дэвида Линча. Между «Синим бархатом» и «Малхолланд-драйв», среди «Шоссе в никуда» и «Головы-ластика» мы выбрали «Внутреннюю империю», последнюю полнометражную работу режиссера, после которой студии зареклись финансировать постановки Линча. Как и в остальных своих работах, мастер открывает зрителям тьму, скрывающуюся за глянцевым фасадом цивилизованности и коммерческого успеха, на этот раз на примере актрисы, обнаруживающей, что она стала пленником мира своих героинь. Человекоподобные кролики вокруг лишь убеждают ее в потере здравого смысла.
«Вход в пустоту» / Enter the Void (2009)
Каждый фильм режиссера Гаспара Ноэ можно без зазрения совести называть странным – вряд ли вы найдете единодушное понимание сюжетов и образов «Необратимости», «Любви» или «Экстаза», но его «Вход в пустоту» – это страннейшая лента, это кино, ведущее к психологическому шоку и содроганию. Главный герой картины не то переживает наркотический трип, не то находится в пограничном между жизнью и смертью состоянии, зритель видит происходящее глазами ведущего персонажа, а потому не всегда понятно – видим ли мы реальную картину или это «галюны», вызванные передозировкой. Веселым это путешествие по неоновому аду не будет точно, эпилептически кружащаяся камера и какофония звука легко измочалит психику даже самого крепкого зрителя.