10 самых забавных ляпов в кинофантастике
И на старуху бывает проруха!
Редкий фильм обходится без технических накладок и ошибок операторов, костюмеров и гримеров, которые принято называть «ляпами» – то на герое одежда меняется на ходу, то в кадр исторического фильма попадают атрибуты современного мира, то на площадке кто-то оставит неуместный реквизит, как это случилось совсем недавно со стаканчиком кофе в «Игре престолов». Кинофантастика особенно богата на подобные конфузы, и мы собрали для вас наиболее забавные из киноляпов, замеченных в голливудских картинах.
Окна кабины «Тысячелетнего Сокола» – «Звездные войны» (1977)
Мы настолько привыкли к классической трилогии Джорджа Лукаса о Силе и джедаях, что редко внимательно следим за тем что происходит в кадре, а ведь в этих фильмах можно найти великое множество нелепостей и ошибок: от тапка в форме космического корабля до звуков взрывов и стрельбы в вакууме. Мы же решили обратить ваше внимание на деталь, которую отчего-то замечают редко, хотя авторы постоянно делают на ней акцент – это окна кабины звездолета «Тысячелетний Сокол». Снаружи они, например, имеют вертикальную перекладину прямо по центру, а вот изнутри ее нет.
Спидометр DeLorean – «Назад в будущее» (1985)
Когда в «Назад в будущее» нам показывают салон автомобиля DeLorean, который Док Браун превратил в машину времени, взгляд невольно цепляется за приборную доску с датами или в лучшем случае на показатели скорости (надо ведь достичь 88 миль в час). А довольно забавный недочет авторов кроется на спидометре, точнее – на счетчике пробега. На соседних кадрах, которые разделяет всего пара секунд можно увидеть, что число на одометре изменилось с 3299 миль на 3306. Похоже, футуристический автомобиль мог переноситься не только во времени, но и в пространстве, иначе куда подевались 11 с лишним километров за такое короткое время?
Подшлемник Кейна – «Чужой» (1979)
Кажется, любому понятно, что шлем на голую голову не надевает ни летчик, ни водолаз, ни, тем более, астронавт или космонавт – под жестким защитным головным убором всегда присутствует мягкий подшлемник. Собственно, его отлично видно на тех кадрах знаменитого «Чужого», которые предстоят встрече группы исследователей с корабля «Ностромо» с коконами зловещего монстра. Подшлемник хорошо различим и на голове героя Джона Херта, на которого бросился лицехват, однако, когда Кейна доставили в медицинский блок и срезали шлем, оказалось, что тварь цепляется за голую голову.
Поток нейтрино - «2012» (2009)
Режиссер Роланд Эммерих никогда особенно не «заморачивался» правдоподобностью придуманных им сюжетов – своими главными задачами этот постановщик считает зрелищность и масштабность происходящего в кадре, а наука пусть постоит в сторонке. В частности, его фантастическая драма «2012» впечатляет графикой с вышедшими из берегов океанами, раскалывающейся Землей и проваливающимися в тартарары городами, но над завязкой вселенской катастрофы, кажется, никто особенно не думал. Согласно сюжету, земное ядро стало разогреваться после облучения выпущенным Солнцем пучком нейтрино, но вот ведь в чем проблема – частицы нейтрино потому так и называются, что не взаимодействуют с веществом. Их поток, даже самый плотный, мы бы, скорее всего, не почувствовали, и Землю бы они не уничтожили.
Астероид - «Армагеддон» (1998)
Фильм-катастрофу «Армагеддон» часто приводят в пример, как самую небрежно по отношению к физике и логике снятую картину – энтузиасты насчитали в ней более 150 ляпов: от сосулек, растущих строго вниз в невесомости на российской станции «Мир», до неверного порядка работы двигателей шаттлов, на которых герои летят навстречу астероиду. С победой над «каменным гостем» связан самый смешной, на наш взгляд, ляп. Дело в том, что расколовшийся на части астероид такой величины, даже пролетев мимо Земли, все равно оказал бы колоссальное воздействие, катастрофическое для человечества – гравитация подобного тела вызвала бы приливы такой мощности, что они уничтожили бы прибрежные города по всему миру и навсегда изменили бы ландшафт планеты.
Улетевший Мэтт Ковальски – «Гравитация» (2013)
Визуально великолепная «Гравитация» режиссера Альфонсо Куарона безусловно потрясает изяществом исполнения – создателям фильма удалось поместить актеров в такие декорации и исхитриться таким образом расположить тросы, что у зрителя создается полное впечатление, что действие происходит в настоящей невесомости. Увы, за созданием иллюзии свободного полета авторы позабыли о некоторых законах физики. Героиня Сандры Буллок, например, плачет, и ее слезы каплями разлетаются по кораблю, хотя при отсутствии притяжения влага просто растекалась бы по ее глазам. Но еще грустнее ситуация с улетевшим в неизвестность героем Джорджа Клуни – в невесомости Стоун ничего не стоило бы удержать Ковальски, на него не действуют никакие силы, разделяющие двух астронавтов. Но законы драмы сильнее физики, и Клуни улетает вопреки здравому смыслу.
Черная дыра - «Интерстеллар» (2014)
Режиссер Кристофер Нолан и его брат сценарист Джонатан – люди умные, поэтому, работая над сюжетом фантастической драмы «Интерстеллар», они привлекли для консультаций множество ученых и экспертов в самых разных областях. В целом картина получилась достаточно убедительной и при этом невероятно красивой, а внешний вид черной дыры, показанный в фильме, оказался довольно близок к тому, что недавно впервые опубликовали астрономы. И тем не менее кое-какие ошибки авторами и их помощниками допущены были, например, пролет космического корабля на близкой орбите черной дыры вряд ли закончился успешно. Во-первых, дыра испускает жесткое рентгеновское излучение, во-вторых, газ аккреционного диска сжег бы корабль, а в-третьих, чудовищная гравитация этого объекта разорвала бы корабль на мелкие кусочки. Как минимум, человеку в таких условиях несдобровать.
Грузовик «Терминатор 2: Судный день» (1991)
За то, что Джеймс Кэмерон подарил миру «Терминатора», ему можно простить любые огрехи в работе – этот мастер во многом в создании спецэффектов двигался наощупь, отсюда достаточно большое число ляпов в первых двух фильмах о роботах, прилетевших из будущего, чтобы убить Сару Коннор. Тут и меняющиеся надписи на полицейских машинах, и знаменитая куртка Арни, то продырявленная пулями, то вдруг снова целая, но особенно прославился грузовик «Freightliner», на котором Т-1000 преследует Джона Коннора. Эта могучая машина то теряет лобовое стекло, то возвращает на место, то на ней есть трубы над кабиной, то они исчезают, во время погони она постоянно теряет фары, но они снова «отрастают» уже в следующем кадре. Не иначе, это автобот какой-то из «Трансформеров».
Пробирки «Парк Юрского периода» (1993)
Не станем подробно разбирать возможность или невозможность воспроизведения динозавров из капли крови, сохранившейся в теле комара, застывшего в янтаре – в конце концов, это фантастика, а не документальное кино. В данном случае мы хотим лишь обратить внимание на то, что послужило причиной катастрофы с вырвавшимися на свободу доисторическими ящерами. Думаете, это случилось из-за слабой защиты или непродуманной системы охраны? А вот и нет. Все дело в бардаке и некомпетентности персонала! Судите сами – если на пробирках, которые похищает Деннис Недри, названия динозавров написаны с ошибками (Stegasaurus вместо Stegosaurus и Tyranosaurus вместо Tyrannosaurus), то о чем можно говорить. Видимо, школу на острове не заканчивал ни один сотрудник.
Лунный модуль «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» (2011)
В шумных и громоздких «Трансформерах» Майкл Бэй так увлекся созданием красочных инопланетных пришельцев-роботов, что совершенно забыл о земном, например, о том, как выглядят американские лунные модули, некогда совершившие прорыв в пилотируемой космонавтике. В третьем фильме франшизы мы видим автоботов на Луне, а рядом с ними расположился посадочный модуль миссии «Аполлон-11», на котором спутник земли посетили Нил Армстронг и Базз Олдрин. Вот только «Аполлон» мы видим вместе с жилым отсеком, на котором астронавты улетели обратно на Землю. Интересно, что ровно такой ляп допущен и в «Людях в черном 3» – там тоже «Аполлон» стоит возле лунной тюрьмы с возвратной капсулой.