10 ремейков, которые не уступают оригиналам
Приятные исключения
Общепризнано, что копия всегда должна быть хуже оригинала. В кино это правило тоже работает, хотя и не столь однозначно – продолжения и пересъемки даже самых любимых картин далеко не всегда соответствуют уровню оригинала. К счастью, есть и приятные исключения. Мы собрали несколько ремейков, которые превосходят своих прародителей.
Обыкновенное чудо (1978)
Строго говоря, "Обыкновенное чудо" Марка Захарова – не совсем ремейк одноименного фильма Эраста Гарина, вышедшего в 1964 году. Знаменитую музыкальную лирическую комедию правильнее называть новой экранизации пьесы Евгения Шварца и сравнивать две картины нужно очень аккуратно. Конечно, мы привыкли к тому, что Король имеет обаятельную улыбку Евгения Леонова, Медведь очаровывает Принцессу глазами Александра Абдулова, а Министр-администратор обольщает окружающих хитрым прищуром Андрея Миронова, но и в первой ленте были заняты артисты не последнего десятка: Олег Видов, Евгений Вестник, Георгий Милляр. Просто "Обыкновенному чуду" Захарова еще и очень повезло с музыкой – за песни его хочется пересматривать снова и снова.
Нечто / The Thing (1982)
Для своего времени фантастический фильм “Нечто из иного мира” 1951 года был безусловным явлением. “Холодная война” еще только расставляла фигуры на мировой шахматной доске, а Голливуд уже рассылал “предупреждение”: "Следите за небом!”, опасайтесь притворяющихся людьми пришельцев, не допускайте их прибытия на нашу землю. В 1982 году Джон Карпентер переснял ленту и сделал упор на другом важном вопросе – если монстр из космоса может принимать человеческий облик, то как нам отличить его от землян? Разумеется, более современное прочтение впечатляет, прежде всего, искусными спецэффектами, но и смыслы здесь расставлены более удачно, чем у предшественника.
Лицо со шрамом / Scarface (1983)
Просмотр подряд двух фильмов под одинаковым названием "Лицо со шрамом" – лучший способ понять, как изменилось кино за полвека, разделяющие картины. Один и тот же сюжет, подводящий черту под эпохой торжества мафии в годы перемен, рассказан двумя совершенно несопоставимыми способами, причем однозначно лучший выбрать не так-то просто. Фильм Ховарда Хоукса 1932 года экспериментирует со звуком и делает первые шаги в использовании символов и намеков вместо прямой демонстрации жестокости. Ремейк Брайана Де Пальмы жирными мазками рисует невероятно колоритные характеры, ставшие символом гангстерского кино. При прочих равных Аль Пачино в фильме 1983 года позволяет ему вырваться в этой гонке вперед.
Мыс страха / Cape Fear (1991)
Оригинальный “Мыс страха” 1962 года был сделан по всем законам американского триллера середины прошлого века: однозначный плохиш, безупречный положительный герой, вынужденный защищать себя и свою семью, мрачный антураж океанского побережья и неизменное торжество справедливости. Мартин Скорсезе в ремейке 1991 года пошел несколько иным путем и сделал упор на психологической составляющей классического преследования – в его фильме зритель вместе с героем Роберта Де Ниро погружается в бездну психопатии, а противостояние здравого рассудка и навязчивой идеи становится чем-то большим, чем просто столкновение Добра и Зла. Отсюда и более яркий эффект от просмотра.
Отец невесты / Father of the Bride (1991)
Комедия “Отец невесты” 1950 года – настоящий суперхит своего времени. Элизабет Тейлор в одной из главных ролей, блистательный Винсент Минелли у руля, великолепный сценарий и три заслуженных “Оскара”. Однако при упоминании этого названия мы, в первую очередь, вспоминаем все-таки ленту Чарльза Шайера 1991 года. Почему? Причина одна – Стив Мартин. Новый “Отец невесты” вышел на самом пике популярности этого американского комика, а сама картина при его участии получилась столь смешной, эмоциональной и трогательной, что публика растаяла и легко забыла о достойном предшественнике. Новый фильм все еще выглядит актуальным, особенно если вам предстоит стать тестем или зятем.
Мумия / The Mummy (1999)
Приключенческая “Мумия” Стивена Соммерса лишь формально считается ремейком оригинального ужастика из 1932 года о восставшем призраке египетских гробниц, на деле это всего лишь вольный пересказ “по мотивам” и довольно небрежное использование классического образа замотанной в лохмотья фигуры, скрытой в пирамидах Гизы. Впрочем, из всех попыток “оживить” классических монстров Universal начала прошлого века в современном кино лишь Мумии удалось не просто привлечь внимание публики, стать полноценным явлением с парой продолжений и спин-оффом. Да, вместо хоррора мы получили комедийные приключения, но они действительно здорово смотрятся!
Одиннадцать друзей Оушена / Ocean's Eleven (2001)
Криминальную комедию "Одиннадцать друзей Оушена" неслучайно называют одним из лучших современных фильмов об ограблении – здесь воедино слились захватывающий сюжет, энергичная режиссура, зажигательный саундтрек и, конечно, ансамбль актеров, которым позавидует любой проект. Зрители XXI века с удовольствием посмотрели картину Стивена Содерберга (а следом – два продолжения и спин-офф), но мало кто задумался о том, что вообще-то Оушен однажды уже грабил казино. Случилось это в 1960 году, а ведущие роли в той картине с аналогичным названием сыграли Фрэнк Синатра и Дин Мартин. Харизмой актеры из 60-х не уступают, а вот сюжет у современного прочтения пободрей.
Звезда (2002)
Военная драма "Звезда" режиссера Николая Лебедева — это, пожалуй, лучший довод в пользу того, что в современной России могут снимать достойные ремейки советских фильмов. Да, получается это пока разово, но от этого контраст бросается в глаза только сильнее. Оригинальную "Звезду" Александра Иванова в свое время советская цензура положила на полку – то ли Сталину не понравилась трагическая концовка, то ли лента недостаточно ярко демонстрировала подвиги советского солдата. Как бы то ни было, культовой эта картина не стала, и Лебедев отважно взялся фильм осовременить. Получилось эмоционально, живо и чувственно – именно такое военное кино хочется видеть в День Победы, а не бесконечный гламурный новодел сомнительного качества.
Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead (2004)
"Ночь живых мертвецов” Джорджа Ромеро – неоспоримая классика хоррора, однако продолжения этого зомби-шедевра у мастера ужасов получились не столь удачными. Другое дело – “Рассвет мертвецов” Зака Снайдера, снятый уже в новом веке по мотивам сиквела “Ночи”, вышедшего в 1978-м. Очевидно, что публика слегка соскучилась по по-настоящему напряженным лентам, не стесняющимся демонстрации разлагающихся мертвых тел, да и представить себя выжившим, прячущимся от апокалипсиса на территории большого торгового центра тоже мог каждый. “Рассвет” зашел аудитории очень хорошо и собрал невиданную для ужастиков кассу – как видите, и от мертвецов при правильном подходе есть толк.
Железная хватка / True Grit (2010)
Когда братья Коэны взялись снимать вестерн “Железная хватка”, лишь самые заядлые киноманы вспомнили, что в Голливуде одноименный роман Чарльза Портиса однажды уже был адаптирован для большого экрана, но случилось это в далеком 1969 году. Тогда исполнитель главной роли Джон Уэйн за свою работу даже удостоился “Оскара”, но за сорок лет о картине уже успели забыть, поэтому “Железная хватка” была принята на “ура”, и на сегодняшний день ее называют едва не лучшим вестерном XXI века. Фирменный коэновский нарратив, эффектная постановка, впечатляющий актерский состав и изрядно подзабытая публикой к моменту премьеры атмосфера Дикого Запада позволили ленте стать одним из самых кассовых фильмов этого жанра в истории.