10 малоизвестных картин, получивших «Оскар» в категории «Лучший фильм»

Что в Оскаре тебе моем?

«Оскар» многими считается главной кинематографической наградой мира, а потому публике кажется, что лучшими фильмами Американская киноакадемия называет ленты исключительно эпохальные, которые все мы будем пересматривать бесконечно. Увы, это не так – порой победителями здесь оказываются картины, память о которых проходит очень быстро. Мы вспомнили о тех «лучших фильмах» с «Оскаром», о которых остальные забыли.

Симаррон / Cimarron (1931)

Симаррон / Cimarron (1931)

Драма «Симаррон» – всего лишь четвертая лента, которая получила «Оскар» в категории «Лучший фильм», и это первая картина в традиционно американском жанре вестерна, отмеченная высочайшей наградой. За десять лет до «Унесенных ветром» режиссер Уэсли Рагглз попытался осмыслить в своем произведении феномен покорения Дикого запада и становления новой цивилизации на бескрайних просторах североамериканского континента – зрители становятся свидетелями земельного и нефтяного бумов, сражений с бандитами и отражения набегов индейцев. Фильм вышел в самый разгар Великой депрессии и едва смог окупиться в прокате. Критическая его оценка со временем тоже потускнела – сейчас «Симаррон» уже не считается шедевром на все времена.

Джентльменское соглашение / Gentleman

Джентльменское соглашение / Gentleman's Agreement (1947)

Идея снять драму «Джентльменское соглашение» продюсеру Дэррилу Зануку пришла в голову, когда его однажды не приняли в загородный клуб, посчитав евреем. Занук вспомнил, что недавно читал роман об антисемитизме и решил перенести его на большой экран, встретив при этом сопротивление с самых разных сторон. Главный герой «Соглашения» – журналист, которому поручено написать материал об отношении американского общества к евреям. Репортер берет себе характерное вымышленное имя и отправляется испытывать неприязнь на себе. Несмотря на весьма деликатную тематику, фильм имел неожиданный коммерческий и зрительский успех, однако очень скоро евреев из американской повестки вытеснили коммунисты и чернокожие, а ленту незаслуженно забыли.

Величайшее шоу мира / The Greatest Show on Earth (1952)

Величайшее шоу мира / The Greatest Show on Earth (1952)

Мелодрама «Величайшее шоу мира» сценариста, постановщика и продюсера Сесила Б. Демилля с учетом инфляции на сегодня является одним из самых кассовых фильмов в истории американского кинопроката. Однако сегодня можно по пальцам пересчитать людей, которые его видели и вспомнят. Все дело в том, что рассказывается в ленте о закулисье цирковой индустрии, непростой гастрольной жизни артистов и сложном быте необычного передвижного аттракциона. Уникальный коллектив крупнейшей цирковой труппы представлен на экране профессиональными артистами, подлинными трюкачами и акробатами, для съемок были привлечены сотни животных и десятки вагонов оборудования. Увы, сочетание кино и цирка получилось ярким, но бессмысленным – лента взяла «Оскар», но подверглась такой критической бомбардировке, что со временем пропала с экранов ТВ и кабельных каналов.

Жижи / Gigi (1958)

Жижи / Gigi (1958)

Сравнительно недавно обладательница «Оскара» 1959 года картина «Жижи» вошла в сотню самых страстных американских фильмов, отобранных Институтом киноискусства, на весьма высоком месте. Любопытная характеристика для ленты, взявшей высшую награду Киноакадемии, не правда ли? Добавьте к этому то, что выполнена «Жижи» в жанре музыкальной комедии и пересказывает сотни раз разыгранную историю Золушки, и станет окончательно непонятно, как такое кино раньше взбиралось на вершины? Да, лента получилась безусловно милой. Да, талант режиссера Винсента Миннелли бодрит картину. Да, Лесли Кэрон, в последний момент заменившая в главной роли Одри Хепберн, мила и изящна. Но с высоты сегодняшнего дня «Жижи» на «Оскар» не тянет, поэтому о ней массово позабыли.

Том Джонс / Tom Jones (1963)

Том Джонс / Tom Jones (1963)

Том Джонс – это не только исполнитель популярных песен из 1970-х и 1980-х годов, но и довольно известный в англоязычных странах персонаж, о похождениях которого написал Генри Филдинг, чью книгу неоднократно адаптировали для театра, а затем перенесли и на большой экран. С очень большими допущениями сюжет «Тома Джонса» напоминает облегченный вариант бандитских фильмов Гая Ричи вроде «Рок-н-роллы» или «Большого куша», поэтому видеть такое кино в числе победителей оскаровской гонки немного странно. И все же, комедия Тони Ричардса с Альбертом Финни в главной роли лихо прошла по экранам и собрала целый букет наград. Другое дело, что забыли об этой ленте тоже довольно быстро – времена пришли другие.

Человек на все времена / A Man for All Seasons (1966)

Человек на все времена / A Man for All Seasons (1966)

Номинально, фильм «Человек на все времена» – это кино на все времена. Снятый четырехкратным обладателем «Оскара» режиссером Фредом Циннеманом, разыгранный великими Полом Скофилдом, Орсоном Уэлсом и Джоном Хертом, рассказывающий о драматичнейшем периоде в истории Британии, этот фильм должен быть отмечен множеством почетных званий и входить в учебные программы всех киношкол мира. Но признайтесь, помните ли вы о нем? Сможете ли назвать имя главного героя, о судьбе которого рассказывает лента? Сложно сказать, почему «Человек на все времена» выпал из поля зрения современных зрителей. Наверное, для публики нового века это кино слишком громоздкое и неповоротливое. Смотреть его, и вправду, непросто, но «Оскаром» он отмечен не просто так.

Огненные колесницы / Chariots of Fire (1981)

Огненные колесницы / Chariots of Fire (1981)

Современный Голливуд очень любит обращаться к биографиям известных музыкантов, политиков, спортсменов, военных – фильмов, основанных на реальных событиях, сейчас снимается очень много. Раньше к выбору столь неоднозначных сюжетов относились куда настороженнее, и тем интереснее выглядит на «безрыбье» историческая драма «Огненные колесницы», рассказывающая о судьбе двух британских бегунов, ярко проявивших себя в соревнованиях на Олимпийских играх в Париже в 1924 году. Кино получилось мощным, ведь в центре истории оказались даже не спортивные достижения, а каждодневная борьба героев за право быть самими собой в довольно жестоком мире. Десяток полученных фильмом наград, безусловно, заслужен, но сегодня редко кто вспоминает о ленте, где под музыку Вангелиса атлеты в белом мчались по грунтовым дорожкам стадиона. Мелодия стала известнее фильма.

Из Африки / Out of Africa (1985)

Из Африки / Out of Africa (1985)

Сидни Поллак – без прикрас, один из самых талантливых постановщиков в истории кино, но свой режиссерский «Оскар» он получил явно не за самую выдающуюся свою работу. Нет, было бы неверно втаптывать в грязь приключенческую драму «Из Африки», этого не заслуживает ни сам Поллак, ни выдающиеся работы Мерил Стрип и Роберта Редфорда, ни блистательный труд художников, декораторов и костюмеров, выстроивших на экране удивительный мир загадочного и неприветливого к европейцам континента. Конечно, семь «Оскаров» получены «Африкой» по полному праву. Но, будем честны, из огромного видеоряда фильмографий Поллака, Стрип и Редфорда диск с лентой «Из Африки» мы выберем для просмотра не в первую, не во вторую и даже не в третью очередь. Это не проблема данной ленты – просто, объективно, есть лучше.

Последний император / The Last Emperor (1989)

Последний император / The Last Emperor (1989)

Наверное, каждая картина Бернардо Бертолуччи заслуживает того, чтобы ее пересматривали часто и с особым тщанием – это подлинные учебники киноискусства. Но при всем величии «Последнего императора», эпического полотна, рассказывающего о правителе, который оказался неспособен справиться с весом обрушившейся на него ответственности власти, просмотр этой картины сродни тяжелому труду. Это непростое кино с множеством хронологических прыжков и хитросплетением сюжетных линий, но что еще больше тяготит – это слишком эмоциональная лента, с надрывом демонстрирующая крушение империй. «Последнего императора», конечно, забыть невозможно, но возвращаться к нему не хочется.

Столкновение / Crash (2004)

Столкновение / Crash (2004)

Вручение «Оскара» в категории «Лучший фильм» в 2005 году – возможно, самый нелепый конфуз, который случался в истории награды Американской киноакадемии. Тогда безусловным фаворитом наградной гонки считалась драма «Горбатая гора», но вопреки ожиданиям множества критиков и зрителей развязкой торжественной церемонии стало присуждение главного приза драме «Столкновение» Пола Хаггиса. Не то чтобы это совсем беспомощная картина, в ней заложен яркий гуманистический посыл и разыграна она безупречно. Просто от «Оскара» ждешь чего-то более мощного, а в «Столкновении» все просто на хорошем уровне. Наверное, поэтому «Горбатую гору» вспоминают и обсуждают по сей день, а от «Столкновения» осталась только строчка в списках победителей…

Евгений Ухов


21 апреля 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: