10 лучших военных фильмов последних лет
Мужская работа
Военное кино всегда стоит особняком в восприятии российских зрителей, особенно если дело касается исторических лент о Второй мировой и Великой Отечественной. Подбирая лучшие ленты о войнах, снятые в 2017 – 2020 годы, мы постарались не ограничиваться ХХ веком и максимально расширить географию – получилась разномастная, но любопытная коллекция картин о войне и мире.
1917 / 1917 (2019)
Картина “1917” – наверное, самая обсуждаемая военная лента последних лет. Кажется, столь бурно до этого зрители, критики и индустриальные специалисты обсуждали “Спасение рядового Райана”. И столь пристальное внимание, конечно, оправдано – Сэм Мендес снял выдающийся фильм, который сочетает увлекательный сюжет, необычную визуальную подачу и глубокую эмоциональность, заставляя зрителя, буквально, открыв рот смотреть на экран с первого кадра до последнего, моргая только в исключительных случаях. Простое и даже банальное задание доставить конверт с приказом для двух главных героев превращается в схватку со смертью, из которой выйти победителем невозможно.
Балканский рубеж (2019)
Можно как угодно относиться к ситуации в Европе в конце 1990-х и иметь любой возможный взгляд на конфликт вокруг Косово, но стоит отметить, что серьезное кино на эту тему почти не снимают. Поэтому-то и привлек к себе столь пристальное внимание российский проект “Балканский рубеж”, история знаменитой секретной операции по захвату и удержанию нашими войсками аэропорта Слатина. Оставим в стороне историческую достоверность и драматическую составляющую, но отметим желание показать войну с парадной стороны – в “Рубеже” на переднем плане оказываются солдаты, которые не хотят стрелять первыми. И от этого противостояние становится лишь страшнее.
Великая битва / Ansi seong (2018)
Азиатский кинематограф очень любит обращаться к грандиозным историческим сражениям, разворачивавшимся на территориях нынешних Китая, Японии и Кореи, и для сегодняшней подборки мы выбрали боевик “Великая битва”, отсылающий зрителей к событиям середины 600-х годов. В центре сюжета стоит поход китайского полководца, задумавшего покорить корейский полуостров, задавить противника числом воинов и несметными запасами оружия. Крепости на пути армии сдавались одна за другой до тех пор, пока китайцы не уперлись в бастион Анси, вставший насмерть, защищая дорогу к столице раннекорейского царства. Любителям жестоких побоищ на мечах горячо рекомендуется.
Дюнкерк / Dunkirk (2017)
Военную драму “Дюнкерк” режиссера Кристофера Нолана меньше всего хочется называть героическим кино, хотя в ней показаны и настоящие подвиги, исполненные как солдатами, так и гражданскими. И это легко объяснимо - автор как раз хотел показать подлинный ужас большой войны, а потому выбрал для экранизации трагическое бегство англичан и французов с поля боя с нацистской армией. Вроде бы врага еще даже не видно, но тысячи ждущих эвакуации солдат загнаны в клетку и выставлены на обозрение пилотам бомбардировщиков, наводчикам артиллерии и командирам танковых клиньев. В “Дюнкерке” почти нет сцен военного противостояния, но зато показан ужас полного превосходства одной стороны над другой.
Капитан / Der Hauptmann (2017)
Среди всех государств, снимающих фильмы о Второй мировой войне, творчество немецких кинематографистов вызывает, пожалуй, особый интерес – всем важно понимать, как воспринимают события 75-80-летней давности непосредственные потомки нации, возомнившей себя исключительной. Что ж, признаем, что кино у немцев получается непростое и интересное. Взять хотя бы драму “Капитан”, рассказывающую о мошеннике, присвоившем себе офицерский чин в последние месяцы войны. Простой китель капитана люфтваффе внезапно превращает трусливого рядового в местного царька и подлинного деспота, который самолично уничтожил десятки людей. Полное символизма и раскаяния картина, достойная вашего внимания.
Коридор бессмертия (2018)
К современному отечественному военному кино сложно относиться безэмоционально, ведь авторы “новодела” о годах Великой отечественной и сами рады в первую очередь давить на чувства и стараться вызвать слезы у зрителя. Часто этим замещается собственно подлинная история, но в случае с драмой “Коридор бессмертия” нашим кинематографистам удалось соблюсти баланс – здесь и реальные факты обороны Ленинграда приведены точно, и жизни героев показаны объемно. Фильм рассказывает о постройке временной железной дороги, которая должна спасти город от вымирания в блокаде. Разумеется, враг пытается не допустить прорыва своего капкана, но дух советских людей оказывается сильнее.
Король / The King (2019)
Еще одна картина, отсылающая нас во времена, чуть более далеко расположившиеся в прошлом, чем Первая и Вторая мировые войны. Драма “Король”, вышедшая на платформе Netflix, по сути является вольным пересказом исторических трагедий Уильяма Шекспира о Генрихе IV, однако интересующимся зрителям и читателям хорошо известно, что британский классик весьма вольно “жонглировал” датами, поэтому его произведения далеки от достоверности. Авторы “Короля” же, наоборот, сделали попытку если не исправить хронологические неточности, то хотя бы показать эпоху страшной и жестокой. Особенно это удалось в батальных сценах – у войны здесь нет флера романтики рыцарских романов, это суровое, кровавое месиво, отнимающее жизни сотнями.
Мидуэй / Midway (2019)
Есть определенная категория зрителей, которая в военных фильмах ищет не жизненные трагедии или личные драмы, не плач по исковерканным судьбам, а зрелище – и мы не можем их винить. Для подобной категории публики свое новое творение в конце прошлого года представил один из главных мастеров голливудских мегаблокбастеров и фильмов-катастроф Роланд Эммерих. Его “Мидуэй”, конечно, основан на реальном сражении в центре Тихого океана между японским и американским флотами, но в большей степени это все-таки экшн-лента с перестрелками, бомбардировками и эффектными пилотажными трюками, нежели горькое переживание трагического столкновения, унесшего тысячи жизней. Но и такие фильмы нужны...
Оверлорд / Overlord (2018)
Хоррор – наверное, не самый удачно сочетающийся с военной тематикой жанр, ведь многие воспринимают ужастики исключительно через призму легкомысленного развлечения, но иногда случается так, что и такое кино посмотреть бывает нелишним. Для примера приведем “Оверлорд” – триллер, повествующий о группе американских военных разведчиков, обнаруживших тайную нацистскую лабораторию по выведению “суперсолдат”. Если отбросить откровенно мистическую вторую половину фильма, то “Оверлорд” вполне можно принять в качестве весьма компетентного военного боевика, высадка десанта союзников, неразбериха на земле и первые боевые контакты с врагом здесь показаны очень здорово.
Т-34 (2019)
За признание фильма “Т-34” одной из лучших военных картин последнего времени нас, конечно, можно критиковать, но выбирать достойных попадания в эту подборку можно самыми разными способами, и если исторически “танковый биатлон” режиссера Алексея Сидорова, мягко говоря, небезупречен, то в зрелищности он может соревноваться с западными аналогами, а многие из них даже превосходит. Немного обидно, конечно, что серьезная тема пленных танкистов, превращенных немецкими офицерами в мишень для тренировок, стала основанием для фильма-игры, но “Т-34” можно поблагодарить за то, что его появление напомнило зрителям о фильмах “Жаворонок” и “Охота на единорога”. А для молодого поколения многое открыло заново.