10 лучших советских сериалов
Во время трансляции которых улицы пустели
Строго говоря, понятие «сериал» пришло в нашу жизнь лишь с Перестройкой, когда на экранах советских телевизоров появились бразильские и мексиканские «мыльные оперы», но никто не отменял существования в СССР многосерийных телевизионных фильмов. Их мы и решили вспомнить и отобрали для вас только такие, что состоят не менее чем из пяти серий. Вот лучшие из лучших!
Адъютант его превосходительства (1969) – 5 серий
До появления на экранах Штирлица (о нем, разумеется, чуть позже) у советских зрителей был другой любимый герой-разведчик. Звали его Павел Кольцов – его роль исполнил в многосерийном фильме «Адъютант его превосходительства» великолепный Юрий Соломин. Главный герой во времена Гражданской войны отправлен молодой советской разведкой в армию белогвардейцев, где Кольцову удается войти в самый ближний круг главнокомандующего. Впрочем, этот сериал интересен не только напряженными сценами диверсий и передачи секретных данных, но и демонстрацией судеб людей, втянутых в братоубийственную войну.
Тени исчезают в полдень (1970-1971) – 7 серий
Народная сага «Тени исчезают в полдень» имела несколько монтажных версий: классическая компоновка состояла из семи эпизодов, в 80-х ее сокращали до четырех серий, в конце 90-х перемонтировали в десятисерийную драму. Впрочем, как ни раскладывай этот пасьянс, шедевральность работы режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского никуда не спрячешь – ничего мощнее о русской деревне ХХ века не было снято ни до, ни после. Ну, а герои Петра Вельяминова и Нины Руслановой стали поистине родными для множества зрителей – вот это настоящая народная любовь.
Следствие ведут ЗнаТоКи (1971-2002) – 24 серии
Один из самых популярных советских сериалов предвосхитил всенародное увлечение телевизионными детективами, коими сейчас переполнена эфирная сетка любого канала. Увлекательные расследования, харизматичные герои-сыщики и не менее колоритные преступники-злодеи – в «Следствие ведут» было все то, что требуется от произведений такого жанра. Разумеется, не обходилось без небольшого крена в сторону советской идеологии (вспомните – «кто-то кое-где у нас порой…»), но в целом это были отменные криминальные истории, скроенные по всем лекалам жанра.
Семнадцать мгновений весны (1973) – 12 серий
Помните эпиграф перед программами «Намедни. Наша эра» – «То, без чего нас невозможно представить, еще труднее – понять»? Это целиком и полностью определяет популярность главного военного сериала в истории СССР – «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой и Юлиана Семенова. Над феноменом Штирлица культурологи, искусствоведы, историки и критики бьются почти полвека – не слишком замысловатая история советского разведчика в Берлине, оказавшегося на грани разоблачения у самого порога Победы, стала культовой настолько, что зрители в этом сериале любят даже немцев. Настоящая классика советского ТВ.
Вечный зов (1973-1983) – 19 серий
Семейная драма «Вечный зов» с высоты прошедших лет во многом интересна тем, что как бы состоит из двух «сезонов», хотя на советском ТВ такое форматирование не практиковалось. Первая часть деревенской эпопеи охватывает исторический пласт с 1906 по 1941 годы – здесь нашлось место и событиям революции, и Гражданской войне, и коллективизации, и нападению немцев. Вторая половина саги демонстрирует события Великой отечественной и послевоенных лет вплоть до 1961 года. Как и в случае с «Тени исчезают в полдень», «Зов» восхищает проникновенными актерскими работами и глубокой проработкой русских характеров.
Рожденная революцией (1974-1976) – 10 серий
1970-е – время бурного расцвета фильмов о советской милиции. Требование нарастить авторитет блюстителей порядка в Советском Союзе шло с самого верха, поэтому на создание благородного образа милиционера были брошены лучшие силы, в том числе и на ТВ. На малом экране в середине 70-х блистал Евгений Жариков, исполнитель главной роли в многосерийном телефильме «Рожденная революцией». Его Николай Кондратьев прошел тернистый путь от крестьянина, вставшего под знамена первых отрядов милиции в годы Революции до генерал-лейтенанта угрозыска, передающего свой опыт молодым защитникам покоя граждан.
Два капитана (1976) – 6 серий
У советских детей послевоенного времени, наверное, не было литературного героя любимее полярного летчика Сани Григорьева, персонажа романа Вениамина Каверина «Два капитана». Вышедший в 1976 году многосерийный фильм по мотивам книги добавил Григорьеву миллионы поклонников – приключенческая лента, умело связывающая детективную историю, любовную драму и трагедию обмана и предательства нашла отклик в сердце любого, кто ее смотрел. «Два капитана» угадали потребности зрителя в романтике и демонстрации человеческого характера – на этом и вошли в историю.
Место встречи изменить нельзя (1979) – 5 серий
Детективная драма «Место встречи изменить нельзя» – безусловный телевизионный хит на все времена. Даже сегодня, спустя сорок лет после премьеры, показы этого многосерийного фильма заставляют окружающий мир замирать, притягивая к себе все взоры. Работа московского уголовного розыска, занимающегося охотой за бандой грабителей в послевоенной Москве, пронизана здесь уникальными человеческими судьбами и демонстрацией подлинно мужских характеров. «Место встречи» – это далеко не только «Гарррбатый!» и «Ну и рожа у тебя, Шарапов», это сложная драма о законе и справедливости, а возмездии и надежде на будущее.
Гостья из будущего (1985) – 5 серий
Наверное, самый главный советский фильм, восхищавший тех, чье детство и отрочество пришлось на 80-е – это «Гостья из будущего». Одновременно фантастическая и необыкновенно живая история школьника Коли, по неосторожности оказавшегося вовлеченным в настоящую космическую войну, стала любимым развлечением советских детей. Они играли в полеты в будущее и придумывали анекдоты про робота Вертера, смеялись над неуклюжестью Герасимова и, конечно, были безнадежно влюблены в Алису Селезневу и в сыгравшую ее роль Наташу Гусеву. Сегодняшним детям не понять, но если что – миелофон у меня!
В поисках капитана Гранта (1986) – 7 серий
Экранизация романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” для своего времени смотрелась просто восхитительно: море, удивительные экзотические страны, опасное путешествие и коварные враги – это все, что нужно детям и взрослым, чтобы почувствовать себя частью большого приключения. И неважно, что съемочная группа не выбиралась за пределы Кавказа, Крыма и Болгарии (лишь один натурный эпизод был снят в Париже), главное, что семь серий фантастической погони за бесследно исчезнувшим исследователем южного полушария смотрелись на одном дыхании. Это один из лучших примеров того, как советское ТВ умело творить волшебство на ровном месте.