10 лучших советских детективов

Когда служба и опасна, и трудна…


Полнометражные и телевизионные детективы – тот жанр, которым советский кинематограф мог гордиться без скидок на конъектуру и идеологию. Экранные криминальные истории у нас были разнообразными и рассчитанными на самую разную публику. Давайте вспомним самые яркие детективы, снятые до развала СССР и показанные в кинотеатрах.


Дело Румянцева (1955)

Дело Румянцева (1955)

Картину режиссера Иосифа Хейфица “Дело Румянцева” неслучайно называют “Делом №1” жанра советского кинодетектива – ранее если и попадали на экраны криминальные истории, то их вплетали в основные сюжеты второй и третьей линией. В данном же случае, банда расхитителей оказывается в самом центре внимания, а вместе с ней фокус истории высвечивает деятельность работников милиции и ОБХСС. Не остается в стороне и образ подлинного советского человека, готового на подвиг в любой момент. Каноны советского детектива заложены именно здесь.


Дело №306 (1956)

Дело №306 (1956)

В середине 1950-х МВД СССР озаботилось вопросом повышения престижа советской милиции, помочь пересмотру отношения к людям в форме должны были в том числе и фильмы. Первым в рамках кампании вышел детектив “Дело №306”, ставший впоследствии и образцом для подражания, и источником всевозможных пародий. Дорожное происшествие со сбитой женщиной разворачивается здесь в шпионский триллер с диверсантами и секретными агентами, работающими на иностранцев. Защитить от этого могла, конечно, только милиция.


Два билета на дневной сеанс (1966)

Два билета на дневной сеанс (1966)

Молодому современному зрителю сложно будет понять даже сам смысл происходящего на экране в фильме Герберта Раппопорта “Два билета на дневной сеанс”. Почему вызывают подозрение люди, которые днем ходят в кино? Почему предпринимателей называют спекулянтами и преследуют по закону? Почему люди вынуждены прятать доллары и золото? Да, времена изменились слишком сильно, но если отбросить детали советского быта, то перед нами отличный детектив о человеке, который находит свое призвание в борьбе с преступностью.


Ошибка резидента (1968)

Ошибка резидента (1968)

Многосерийные советские детективы – гордость отечественного киноискусства. Но начались они не с “Места встречи”, не с “Десяти негритят” и не с “Шерлока Холмса” – первым был двухсерийный фильм “Ошибка резидента”, запустивший на наших экранах одну из самых увлекательных шпионских историй. Две удивительные по своему драматизму сюжетные линии со “своим среди чужих и чужим среди своих” переплетаются в картине так плотно, что зритель оказывается привязан к экрану еще надолго, расследуя детективную битву разведок.


Черный принц (1973)

Черный принц (1973)

Трилогия полковника Зорина с Всеволодом Санаевым в главной роли – одна из самых популярных среди старшего поколения зрителей. Даже зная наперед все детали дел о картинах и алмазах, публика все равно с удовольствием смотрит все три фильма. Секрет здесь кроется в личности главного героя. Зорин – идеальный следователь, справедливый и беспристрастный, не лишенный юмора, но и готовый проявить твердость. А главное – ему веришь, и именно в “Черном принце” Зорин стал для зрителя “своим”. А купцы, алмазы и грабители – дело десятое.


Трактир на Пятницкой (1977)

Трактир на Пятницкой (1977)

Культовая картина “Трактир на Пятницкой” – настоящий феномен советского кино, её популярность оказалась настолько велика, что вымышленные истории героев вытеснили из умов зрителей подлинные судьбы прототипов персонажей фильма. Далеко не столь романтичной была работа МУРа в годы НЭПа, совсем не так дерзки были затаившиеся белогвардейцы, не был похож Пашка-Америка на очаровательного Робин Гуда. Но фильм вышел столь ярким, а герои такими обаятельными, что публика до сих пор верит экранной картинке, а не документам и фактам.


Два долгих гудка в тумане (1981)

Два долгих гудка в тумане (1981)

Детектив “Два долгих гудка в тумане” выполнен по всем канонам жанра – здесь есть замкнутое пространство ставшего на якорь посреди реки теплохода, есть орудующий на борту таинственный убийца, есть не лишенный обаяния расследователь, пускающийся в опасную погоню за злодеем, есть крупная сумма денег и пропавший самолет. Такой экспозиции позавидовал бы сам Пуаро, и правильно – история получилась под стать “Убийству в Восточном экспрессе” или “Смерти на Ниле” только с уклоном в советскую действительность и социалистическую собственность.


Тайна “Черных дроздов” (1983)

Тайна “Черных дроздов” (1983)

Советский кинематограф нечасто показывал на экране заграницу, ведь разительный контраст с окружающей действительностью даже с поправкой на то, что снималась условная Англия и Франция в Прибалтике и Крыму, мог расстроить зрителя. Тем не менее, экранизации британских и американских детективов у нас появлялись и были совсем неплохи. Например, “Тайна “Черных дроздов”” – хитроумная комбинация злоумышленника, желающего завладеть имуществом миллионера, которую без особого труда распутывает мисс Марпл Агаты Кристи.


Двойной капкан (1985)

Двойной капкан (1985)

Кстати, о Прибалтике – кинематограф “трех сестер” порой разительно отличался от того, что делали на киностудиях остального Союза, и детективов это касалось в первую очередь. Портовые города, близость заграницы и определенная свобода, дарованная жителям Эстонии, Латвии и Литвы, порождали сюжеты о дерзких контрабандистах, продаже реликвий и ввозе порнографической продукции. Вокруг этих нелегальных схем строится сюжет триллера “Двойной капкан” – банда спекулянтов охотится здесь за запрещенной к вывозу коллекцией орденов.


Ловушка для одинокого мужчины (1990)

Ловушка для одинокого мужчины (1990)

Комедийный детектив – особый поджанр, к которому в СССР относились с особой теплотой. Публике в кино хотелось отдыхать от рутины и следить не за убийствами, а за ироничными разоблачениями мошенников вроде героев “Джентльменов удачи” или “Бриллиантовой руки”. “Ловушка для одинокого мужчины” отлично вписывается в предложенный ряд – хоть здесь и расследуется гибель молодой женщины, капкан, который для злоумышленника выстраивает хитрый следователь, заставляет зрителя и улыбнуться, и восхититься изящностью трюка.


Евгений Ухов

26 ноября 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00