10 лучших советских детективов
Когда служба и опасна, и трудна…
Полнометражные и телевизионные детективы – тот жанр, которым советский кинематограф мог гордиться без скидок на конъектуру и идеологию. Экранные криминальные истории у нас были разнообразными и рассчитанными на самую разную публику. Давайте вспомним самые яркие детективы, снятые до развала СССР и показанные в кинотеатрах.
Дело Румянцева (1955)
Картину режиссера Иосифа Хейфица “Дело Румянцева” неслучайно называют “Делом №1” жанра советского кинодетектива – ранее если и попадали на экраны криминальные истории, то их вплетали в основные сюжеты второй и третьей линией. В данном же случае, банда расхитителей оказывается в самом центре внимания, а вместе с ней фокус истории высвечивает деятельность работников милиции и ОБХСС. Не остается в стороне и образ подлинного советского человека, готового на подвиг в любой момент. Каноны советского детектива заложены именно здесь.
Дело №306 (1956)
В середине 1950-х МВД СССР озаботилось вопросом повышения престижа советской милиции, помочь пересмотру отношения к людям в форме должны были в том числе и фильмы. Первым в рамках кампании вышел детектив “Дело №306”, ставший впоследствии и образцом для подражания, и источником всевозможных пародий. Дорожное происшествие со сбитой женщиной разворачивается здесь в шпионский триллер с диверсантами и секретными агентами, работающими на иностранцев. Защитить от этого могла, конечно, только милиция.
Два билета на дневной сеанс (1966)
Молодому современному зрителю сложно будет понять даже сам смысл происходящего на экране в фильме Герберта Раппопорта “Два билета на дневной сеанс”. Почему вызывают подозрение люди, которые днем ходят в кино? Почему предпринимателей называют спекулянтами и преследуют по закону? Почему люди вынуждены прятать доллары и золото? Да, времена изменились слишком сильно, но если отбросить детали советского быта, то перед нами отличный детектив о человеке, который находит свое призвание в борьбе с преступностью.
Ошибка резидента (1968)
Многосерийные советские детективы – гордость отечественного киноискусства. Но начались они не с “Места встречи”, не с “Десяти негритят” и не с “Шерлока Холмса” – первым был двухсерийный фильм “Ошибка резидента”, запустивший на наших экранах одну из самых увлекательных шпионских историй. Две удивительные по своему драматизму сюжетные линии со “своим среди чужих и чужим среди своих” переплетаются в картине так плотно, что зритель оказывается привязан к экрану еще надолго, расследуя детективную битву разведок.
Черный принц (1973)
Трилогия полковника Зорина с Всеволодом Санаевым в главной роли – одна из самых популярных среди старшего поколения зрителей. Даже зная наперед все детали дел о картинах и алмазах, публика все равно с удовольствием смотрит все три фильма. Секрет здесь кроется в личности главного героя. Зорин – идеальный следователь, справедливый и беспристрастный, не лишенный юмора, но и готовый проявить твердость. А главное – ему веришь, и именно в “Черном принце” Зорин стал для зрителя “своим”. А купцы, алмазы и грабители – дело десятое.
Трактир на Пятницкой (1977)
Культовая картина “Трактир на Пятницкой” – настоящий феномен советского кино, её популярность оказалась настолько велика, что вымышленные истории героев вытеснили из умов зрителей подлинные судьбы прототипов персонажей фильма. Далеко не столь романтичной была работа МУРа в годы НЭПа, совсем не так дерзки были затаившиеся белогвардейцы, не был похож Пашка-Америка на очаровательного Робин Гуда. Но фильм вышел столь ярким, а герои такими обаятельными, что публика до сих пор верит экранной картинке, а не документам и фактам.
Два долгих гудка в тумане (1981)
Детектив “Два долгих гудка в тумане” выполнен по всем канонам жанра – здесь есть замкнутое пространство ставшего на якорь посреди реки теплохода, есть орудующий на борту таинственный убийца, есть не лишенный обаяния расследователь, пускающийся в опасную погоню за злодеем, есть крупная сумма денег и пропавший самолет. Такой экспозиции позавидовал бы сам Пуаро, и правильно – история получилась под стать “Убийству в Восточном экспрессе” или “Смерти на Ниле” только с уклоном в советскую действительность и социалистическую собственность.
Тайна “Черных дроздов” (1983)
Советский кинематограф нечасто показывал на экране заграницу, ведь разительный контраст с окружающей действительностью даже с поправкой на то, что снималась условная Англия и Франция в Прибалтике и Крыму, мог расстроить зрителя. Тем не менее, экранизации британских и американских детективов у нас появлялись и были совсем неплохи. Например, “Тайна “Черных дроздов”” – хитроумная комбинация злоумышленника, желающего завладеть имуществом миллионера, которую без особого труда распутывает мисс Марпл Агаты Кристи.
Двойной капкан (1985)
Кстати, о Прибалтике – кинематограф “трех сестер” порой разительно отличался от того, что делали на киностудиях остального Союза, и детективов это касалось в первую очередь. Портовые города, близость заграницы и определенная свобода, дарованная жителям Эстонии, Латвии и Литвы, порождали сюжеты о дерзких контрабандистах, продаже реликвий и ввозе порнографической продукции. Вокруг этих нелегальных схем строится сюжет триллера “Двойной капкан” – банда спекулянтов охотится здесь за запрещенной к вывозу коллекцией орденов.
Ловушка для одинокого мужчины (1990)
Комедийный детектив – особый поджанр, к которому в СССР относились с особой теплотой. Публике в кино хотелось отдыхать от рутины и следить не за убийствами, а за ироничными разоблачениями мошенников вроде героев “Джентльменов удачи” или “Бриллиантовой руки”. “Ловушка для одинокого мужчины” отлично вписывается в предложенный ряд – хоть здесь и расследуется гибель молодой женщины, капкан, который для злоумышленника выстраивает хитрый следователь, заставляет зрителя и улыбнуться, и восхититься изящностью трюка.