10 лучших космических кинобитв
В далёкой-далёкой галактике
Космос полон загадок, и хочется верить, что однажды мы найдем ответ на главную из них – одни ли мы во вселенной. Впрочем, кинематограф нас от таких знаний предостерегает – ничем хорошим такие знакомства не заканчиваются, а на войнах между расами и цивилизациями, населяющими галактики, строятся сюжеты наших самых любимых картин. Если «звездных войн» не избежать, то давайте хотя бы выберем лучшие из космических битв!
Сражение у Мутара Небулы – "Звездный путь: Гнев Хана" (1982)
Второй полнометражный фильм вселенной "Звездного пути" считается едва ли не лучшим во всей франшизе – увлекательный фантастический сюжет сочетается здесь с достойной драматической историей, которую не назовешь плоской или однозначной. Наверное, в зрелищности столкновение "Энтерпрайза" с противниками уступает баталиям, которые зрителям к тому времени показал Джордж Лукас в первых "Звездных войнах", но всегда любопытно посмотреть на разные подходы к демонстрации космических битв разными авторами. Схватка Кирка и Хана пронизана сосредоточенностью и ответственностью за свои корабли, поэтому стрельбы немного, но она впечатляет.
Битва за Эндор – "Звездные войны: Возвращение джедая" (1983)
По правде говоря, всю нашу подборку при желании можно было бы заполнить космическими сражениями из вселенной "Звездных войн", благо в любом фильме Саги их предостаточно, и они достаточно зрелищны. Однако, чтобы соблюсти баланс Силы, мы решили выдать по одному месту каждой из трилогий и этим ограничиться, поэтому первой в списке у нас будет грандиозная битва за Эндор, которой закрывается классическая серия фильмов. Звезда Смерти атакована Повстанцами, однако исход сражения не предопределен – ведь чтобы прорваться через защитный щит, нужно уничтожить генератор, спрятанный в лесах маленькой планеты. И вот тогда истребители ринутся крушить зловещий космический объект!
«Цветок смерти» – «Последний звездный боец» (1984)
Западная публика в вышедшем едва не одновременно с шестым эпизодом «Звездных войн» детском фантастическом фильме «Последний звездный боец» увидела не то пародию, не то плагиат картины Лукаса. А вот в советском союзе выбора тогда не было, и школьники в отсутствие на экранах фильмов о Люке Скайуокере с восхищением смотрели за тем, как главный герой «Бойца» расстреливал злодеев сначала на игровом автомате, а потом и в реальном космосе. Увлекательная история мальчишки, оказавшимся не балбесом, играющим в видеоигры, а последним защитником галактики, всем нам говорит о том, что нужно быть готовыми к чудесам – вдруг и наши умения пригодятся, чтобы расстреливать врагов из лазерных пушек?
Сражение с Кубом – «Звездный путь: Первый контакт» (1996)
«Первый контакт» – это восьмой полнометражный фильм из вселенной «Звездного пути», но первый, в котором главными героями стали капитан Пикар и его команда «Энтерпрайза» из сериала «Следующее поколение». Авторы фильма сделали упор на предыстории Объединенной федерации и рассказали о первых варп-полетах землян и их первых встречах с инопланетными цивилизациями, однако наибольший интерес у зрителей вызвал конфликт человечества с расой боргов, погружение в который давно ждали фанаты. Украшением ленты стала масштабная сцена нападения земных истребителей и перехватчиков на грандиозный борговский куб, летящий к земле – ничего подобного на экране вы раньше не видели.
Битва за Корусант – "Звездные войны: Месть ситхов" (2005)
Приквел-трилогия "Звездных войн" рассорила фанатов оригинальных фильмов – кто-то посчитал, что новые ленты сильно не дотягивают до того, что было снято в 70-х и 80-х, и делать их было необязательно, другим показалось необходимым услышать лично от Лукаса предысторию трансформации Анакина Скайуокера в Дарта Вейдера. В итоге имеем то, что имеем, и хотя большого желания пересматривать приквелы не вызывают, отдельные эпизоды в них хороши – например, сражение за столицу Галактической Республики. Большое разнообразие техники, высокие скорости, захватывающие маневры и восхитительный молодой Оби-Ван – это едва ли не самый занятный эпизод во всем фильме.
Перекрестный огонь – "Миссия Серенити" (2005)
Закрытие сериала "Светлячок" после первого же сезона поклонники фантастики еще долго будут припоминать руководству канала Fox, не сумевшему распознать потенциальный суперхит, а с другой стороны, продлись это телевизионное очарование, и мы, скорее всего, не увидели бы полнометражный космический вестерн «Миссия Серенити» с теми же героями, но «киношным» бюджетом. Отличие кино- и телеверсии особенно заметно по сцене боя над планетой Мистера Юниверса, куда прибывает команда «Серенити», чтобы передать во вселенский эфир важную информацию – битва кораблей Альянса и Пожирателей смотрится очень эффектно.
Главный экзамен – «Игра Эндера» (2013)
Серия романов Орсона Скотта Карда об Эндере Виггине считается классикой подростковой приключенческой фантастики, однако на большом экране из них франшизу сделать не удалось – картина «Игра Эндера» была воспринята публикой без особого энтузиазма и мечты о «Гарри Поттере в космосе» авторам пришлось свернуть. «Игра», безусловно, имеет несколько эффектных сцен, которые отлично сняты и впечатляют изобретательностью съемочной группы и каскадеров, но эмоционально это кино довольно холодное и пустое. Не особенно зритель переживает за персонажей даже в масштабной финальной космической битве, которую главному герою коварные учителя преподносят как экзаменационную симуляцию, но на деле она оказывается реальной бойней. Красиво снято, но не более того.
Атака Ксандара – "Стражи галактики" (2014)
Несмотря на развитие компьютерных спецэффектов, новый век к космической фантастике относится несколько настороженно – грандиозные сражения космических кораблей нам предлагают практически исключительно проверенные франшизы с многомиллионными бюджетами. "Стражи галактики", хоть и входят в киновселенную Marvel, во многом являются самостоятельной историей, а потому мало опираются на жанровые клише и стандарты – и это сделало фильм уникальным. В том числе и в плане графики – нападение Ронана-обвинителя на Ксандор смотрится очень здорово, а драматизм обороны превосходит любые эмоциональные пределы.
Битва за Скариф – "Звездные войны. Истории: Изгой-Один" (2016)
Выгодное отличие спин-оффа "Изгой-один" от прочих лент Саги заключается в том, что этот фильм не пытается своим духом и атмосферой попасть в сказочное и несколько инфантильное настроение основной линии "Звездных войн". Наоборот, история Джин Эрсо и ее сподвижников является крепким военным фильмом с минимумом сантиментов, драматичными поворотами сюжета и финалом, который заставляет рыдать даже самых прожженных циников. С космическими батальными сценами здесь тоже все отлично – сражение имперских разрушителей с повстанцами-добровольцами заранее обречено на полное уничтожение последних, и оттого смотрится еще эпичнее.
Рой против Энтерпрайза – "Стартрек: Бесконечность" (2016)
В современной трилогии "Звездного пути", задуманной и реализованной Дж.Дж. Абрамсом достаточно эффектных сцен – к чести их авторов, в картинах чувствуется не только желание "перещеголять" предшественников спецэффектами, но и показать космос по-настоящему красиво. Вот и сражения в новой трилогии тоже сделаны необыкновенно красиво – от первой битвы Джорджа Кирка с Нероном, до заключительных исполинских катастроф "Возмездия". В качестве наиболее оригинальной иллюстрации мы выбрали столкновение "Энтерпрайза" с истребителями Роя в начале "Бесконечности" – огромный корабль с отменным вооружением бессилен против тысяч мелких противников. Впечатляющее падение титана.