10 лучших фильмов с открытыми финалами
Которые провоцируют к повторному просмотру
Массовая публика привыкла к простому кино, где все аккуратно разложено по полочкам, злодеи в финале получают по заслугам, а героям достается награда. Это удобно, но куда интереснее наблюдать за тем, как зрители спорят о подлинных смыслах не самых очевидных концовок и отчаянно борются за судьбы полюбившихся персонажей. Мы вспомнили несколько картин, которые не расставляют точки над “i”. Может быть, у вас есть ответы на все вопросы?
Американский психопат / American Psycho (2000)
Ролью в фильме «Американский психопат» Кристиан Бэйл прорубил себе путь на вершины кинематографа – именно образ безумного маньяка Патрика Бэйтмана впервые во всей красе продемонстрировал талант актера. И если с дарованием Бэйла спорить сложно, то у самого Бэйтмана все не так однозначно, картина не дает четкого понимания, действительно ли этот персонаж – серийный убийца, или же он просто жертва страшных галлюцинаций. Как минимум, в концовке трупы испарились, а следы крови исчезли – так были ли убийства?..
Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)
Классический пример открытого и неоднозначного финала – концовка “Бегущего по лезвию” Ридли Скотта, причем тумана в данном случае добавляют многочисленные монтажные версии картины, порой меняющие смысл показанного на противоположный. Хотя свои ответы на вопрос, андроид ли Рик Декард, давали и сам Скотт, и Харрисон Форд, и даже Дени Вильнев в своем продолжении, публика до сих пор с удовольствием спорит – что означают грезы о единороге, и почему Рой Батти не убил своего преследователя. Все по-прежнему очень сложно.
Выпускник / The Graduate (1967)
Романтическая комедия “Выпускник” с молодым Дастином Хоффманом в главной роли является важнейшим высказыванием Голливуда середины 1960-х – этим смелым фильмом были сметены многие табу, а зритель почувствовал в кино настоящую жизнь. Но, как и в реальной жизни, финал ленты неопределен. Бен и Эллейн бегут со свадьбы, запрыгивают в автобус и смеясь расстаются с прошлым. Но стоит им двинуться навстречу неведомому, как их лица омрачаются – они все разрушили, но что же дальше? Действительно, что дальше?
Запрещенный прием / Sucker Punch (2011)
Героини “Запрещенного приема” Зака Снайдера сколь прекрасны столь и беззащитны перед своими мучителями – а ведь они находятся в стенах зловещей клиники для душевнобольных, и персонал издевается над красотками как хочет. Спасение от подлинного безумия находится только в танце, которым Куколка способна формировать целые новые миры. И только танец помогает выбраться за стены психушки. Или не помогает? В концовке девушка, хоть и избегает поимки, но встречает знакомые лица – так может, это снова иллюзия?
Игла (1988)
Перефразируя шутку главного героя из “Иглы” Рашида Нугманова, можно сказать: “Люди в мире делятся на две категории. Одни верят в то, что герой Виктора Цоя в фильме погибает, другие уверены, что Моро выжил”. Советский драматический триллер с главной звездой русского рока конца 1980-х действительно оставляет публику в неведении – самоотверженный борец с наркомафией получает удар заточкой от, казалось бы, случайного прохожего, падает, но поднимается и уходит в ночь. Моро, может быть, и погиб, а вот Цой – совершенно точно жив!
Начало / Inception (2010)
Концовка «Начала» Кристофера Нолана – это, пожалуй, самый известный пример двусмысленного финала в современном кино. Весь сюжет картины строится на том, что герои путешествуют по сложным мирам, в которых реальность переплетается со снами, а потому не всегда возможно верно распознать, проснулись персонажи или еще находятся во власти искусно выстроенных грез. Финальный кадр, который должен все разъяснить в отношении героя Леонардо ДиКаприо, Нолан затемняет, и зрители остаются в неведении, упал волчок или продолжил кружиться…
Остров проклятых / Shutter Island (2010)
Еще один фильм с Леонардо ДиКаприо в главной роли, и снова неопределенность в концовке. Мартин Скорсезе в своем «Острове проклятых» так лихо вывернул сюжет, что от финального твиста у многих зрителей закружилась голова, однако, не спешите доверять тем, кто утверждает, что разобрался во всех смыслах ленты. Когда герой ДиКаприо отправляется на лоботомию, мы по-прежнему не можем со всей определенностью сказать, является ли он безумным поджигателем, или все происходящее – жестокий эксперимент над психически больным человеком...
Помни / Memento (2000)
Нелинейное повествование – безусловно, главная фишка удивительного триллера Кристофера Нолана “Помни”. Но для настоящих поклонников загадок важно не только добраться из пункта Б в пункт А (или в обратную сторону), нужно попробовать разобраться, а что же все-таки произошло с Леонардом Шелби, его женой и его знакомыми. Сюжет заканчивается убийством Тедди, но верно ли Леонард распознал злодея? А может быть, Леонард — это какое-то альтер-эго страховщика Сэмми? Может быть, действительно герой Гая Пирса сам убил свою жену? В фильме ответов нет.
Рестлер / The Wrestler (2008)
Триумфальное возвращение в серьезное кино Микки Рурка отмечено не только множеством призов, которые получила спортивная драма “Рестлер”, в этом фильме довольно изящно продемонстрировано то, что движет всеми честолюбивыми, как сам Рурк, личностями – порой они не видят преград ни в чем. В финальной сцене мы наблюдаем за тем, как Баран, пренебрегая всеми предупреждениями врачей, взбирается на канаты ринга и бросается нанести свой финальный удар. Он выжил? Он умер? Он осуществил мечту? Ответов не дано.
Черный лебедь / Black Swan (2010)
Кто бы мог подумать, что фильм о балете может быть столь захватывающим, но режиссеру Даррену Аронофски удалось превратить своего “Черного лебедя” в блистательный триллер, о концовке которого зрители спорят до сих пор. В финале Нина бьет ножом свою дублершу, но мы тут же видим, что ранила она саму себя. Зритель не получает ответа, умерла героиня Натали Портман, или это всего лишь ее галлюцинация. Непонятно и что означает заливший экран белый свет — это дорога на небеса, или так Нина очистилась от всего темного, что ее наполняло?