10 лучших фильмов-головоломок
Зарядка для ума
Массовый зритель привык в кинотеатрах отдыхать, а потому предпочитает легкое и зрелищное кино, которое воздействует исключительно на глаза и уши. Но дома мы можем погружаться в истории гораздо глубже и разбираться в самых хитрых сюжетах. Hi-Fi.ru подобрал для вас десяток лучших фильмов-головоломок, просмотр которых заставит мозги шевелиться.
12 обезьян / 12 Monkeys (1995)
Хитрость фантастического триллера «12 обезьян» заключается в двух главных загадках, которые разрешаются в финале картины самым непостижимым образом. Первый важный вопрос движет героем Брюса Уиллиса, прибывшим из будущего – он выясняет что стало источником смертоносного вируса, уничтожившего большую часть человечества и превратившего мегаполисы в пустыни. Вторым темпом идет загадочное воспоминание персонажа, которое невероятным образом закручивает его жизнь в спираль. Зрителю разгадывать эти тайны не менее интересно, чем непосредственным участникам сюжета.
Игра / The Game (1997)
Помните, с чего «начинался» Дэвид Финчер? После «Чужого 3», который ему не дали доснять, этот режиссер снял сразу несколько фильмов-головоломок. Просмотр «Семи», «Бойцовского клуба», «Зодиака», «Загадочной истории Бенджамина Баттона», «Исчезнувшей» превращается для зрителя в уникальное следствие, где улики собираются по крупицам, а окончательная картина возникает только в финале. Но даже на фоне этих суперлент выделяется «Игра», триллер, в котором главный герой становится центральной фигурой в альтернативной реальности. До самого конца сложно понять, где заканчивается жестокий розыгрыш и начинается реальность.
Помни / Memento (2000)
Кристофер Нолан – большой любитель накрутить в своих картинах многослойных загадок, вспомните его «Начало», «Престиж» или «Интерстеллар». Даже «Дюнкерк» с его «трехмерным» сюжетом дает повод искать в военной драме скрытые смыслы. Что уж говорить о детективе «Помни», с которого и началось знакомство с данным автором у поклонников кино со всего мира. Главный герой ленты лишен возможности помнить хоть что-то, что произошло раньше, чем 15 минут назад. В такой непростой ситуации он расследует смерть своей супруги, используя подсказки, оставленные самому себе. А главное в таком деле, как известно, не выйти в разгадке головоломки на самого себя…
Малхолланд Драйв / Mulholland Drive (2001)
Никогда не верьте тому, кто будет вам говорить, что понимает весь смысл сюжета сюрреалистической драмы «Малхолланд Драйв», мы уверены, этот клубок распутать не способен даже сам Дэвид Линч. Но стоит ли вообще смотреть кино, в котором решительно ничего понятно не будет? Да, ведь «Малхолланд Драйв» тем и хорош, что разные зрители видят на экране не просто ленту с запутанным сюжетом, здесь даже в жанровой принадлежности нет однозначного мнения. Это сон? Или это любовная история? А может быть, мы смотрим за расследованием настоящего преступления? Критики радикально расходятся в трактовках, а нам остается лишь гадать.
Час расплаты / Paycheck (2003)
Фантастический боевик «Час расплаты» считается неудачей для всех его участников: и для режиссера Джона Ву, и для актеров Бена Аффлека, Умы Турман и Аарона Экхарта, даже Филип К. Дик имеет право проявлять с небес свое недовольство – редкое его произведение бывает экранизировано так плохо. Но в какой-то мере совокупность недоделок, шероховатостей, ляпов делают эту ленту даже вполне увлекательной. Тем более, что для нашей сегодняшней тематики она подходит едва ли не лучше всех – главный герой в ней лишается памяти, но оставляет самому себе пакет с двадцатью предметами, которые в самом ближайшем будущем спасут ему жизнь. Отличная разминка для мозгов.
Эффект бабочки / The Butterfly Effect (2004)
Завязка сюжета фантастического триллера «Эффект бабочки» построена на том, о чем каждому из нас хоть раз да приходилось задумываться – как бы изменилась моя жизнь, если бы в какой-то ключевой момент своего прошлого я бы поступил иначе? Главный герой «Эффекта», используя свои дневники, где подробно описаны события его детства, обретает способность перемещаться в прошлое и «переводить стрелки» своей линии жизни на новое направление. Вот только эти корректировки каждый раз приводят все к более скверным последствиям, и вскоре зритель вместе с героем пытается разгадать головоломку – как поменять жизнь так, чтобы всё вернуть. Или остановить этот бесконечный бег.
Пиджак / The Jacket (2004)
Триллер «Пиджак» – удивительное событие в мире кино. Не в том смысле, что это какой-то небывалый хит или культовая лента, а в плане того, что ничего подобного более не делали ни режиссер, ни продюсеры, ни, тем более, актеры. Это уникальная одноразовая головоломка, аналогов которой в мире просто нет. Главный герой здесь не то жив, не то мертв, непонятно, содержится он в психушке или запросто путешествует по миру, помогает ли он людям или наоборот является для них посланником смерти. Все парадоксы картины завязаны в смирительную рубашку и погружены в холодильник морга. Разгадайте, если осмелитесь.
Остров проклятых / Shutter Island (2010)
Детектив «Остров проклятых» Мартина Скорсезе с первых дней своего проката превратился в классику психологического триллера и мистических драм. Действительно, уникальная атмосфера мрачной лечебницы для душевнобольных, расположившейся на крохотной скале в бушующем море, загадочное исчезновение пациентки, не слишком располагающий к себе персонал и окружающая все это тайна по-настоящему завораживают. Возможно, эта картина и не является сильнейшей работой в карьерах Скорсезе или Леонардо ДиКаприо, но зрители от нее находятся в восторге даже после неоднократного просмотра.
Исходный код / Source Code (2011)
Триллер «Исходный код» поклонники фантастики любят именно за то, что над представленной в ленте картиной мира можно поразмышлять и поспорить. Режиссер Данкан Джонс представил публике уникальную концепцию своеобразного «Дня сурка», в котором у героя есть только 8 минут жизни, прежде чем его счетчик заново перезапустится. За это время персонажу Джейка Джилленхола нужно обезвредить бомбу, вычислить террориста и признаться в любви случайной попутчице – задачи, на которые большинству из нас не хватило бы и целой жизни. Несколько наивный финал чуть портит впечатление от ленты, но собирать этот пазл все равно интересно.
Облачный атлас / Cloud Atlas (2012)
Замысловатый «Облачный атлас», снятый Томом Тыквером и тандемом Вачовски, украшает тэглайн: «Все взаимосвязано», и именно поиску этих связей внутри фильма, между героями, эпохами и ситуациями и будет посвящен просмотр этой картины. Как и исходный роман, ленту формируют шесть независимых (или наоборот – плотно сплетенных друг с другом?) историй, особого эффекта взаимосвязи авторы добиваются тем, что ряд актеров играет здесь по пять-шесть ролей. Получилась сложная, но увлекательная и красивая головоломка с обилием философских размышлений и отсылками к разным культурам. Скучным фильм точно не назовешь.