10 лучших драк советского кино
Задорно, с огоньком
Хорошая драка украшает не только свадьбу, но и фильм – зрители любят посмотреть на то, как герои мутузят друг друга, заливая все вокруг бутафорской кровью. Советский кинематограф экранное насилие не приветствовал, но так или иначе драки прорывались в кадр и часто становились едва ли не самым ярким событием ленты. Мы вспомнили несколько наиболее ярких противостояний в фильмах, снятых в СССР.
Музыканты против музыкантов – «Веселые ребята» (1934)
Картина «Веселые ребята» во многих аспектах была новаторской и экспериментальной: это первая советская музыкальная комедия, это большой дебют для режиссера Григория Александрова и первая главная роль для Любови Орловой. Да и в плане постановки лента стала первопроходцем – например, мало кто до этого пытался у нас снять масштабную драку, да еще с применением музыкальных инструментов. Получилось просто невероятно круто для своего времени, повторить что-то подобное и сегодня рискнут немногие постановщики. Реквизита пострадало много, но оно того стоило – «Веселых ребят» показали даже в Америке!
Шурик против Балбеса – «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965)
Картины про Шурика изобилуют энергичными сценами – взять хотя бы погоню из «Кавказской пленницы» или противостояние главного героя с хулиганом Федей в новелле «Напарник» из фильма «Операция “Ы”». Но самая запоминающаяся схватка веселого и находчивого студента случилась на складе, где должно было произойти фиктивное ограбление. Шурик оказался сторожем вместо старушки и потому дал отпор наемным грабителям, особенно досталось Балбесу, хотя сражался он, как лев, нужно отдать должное – и фехтовал, и притворялся мертвым, и гитарой орудовал. Но против Шурика даже у него нет приемов.
Георгий Иванович против хулиганов – «Москва слезам не верит» (1979)
В самом первом приближении, «Москва слезам не верит» – мелодрама о судьбе женщины, ищущей настоящую большую любовь. Но как показать всю глубину драмы, если рядом себя не проявят мужчины? Вот и демонстрируют герои свои лучшие и худшие качества на глазах возлюбленных – Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, он же Жора, например, вступается за жениха дочери своей знакомой и вместе с другом отправляется проучить толпу хулиганов, годящихся им в сыновья. Опыт бьет молодость, несмотря на то, что вечер томным быть перестал.
Георгий Иванович против хулиганов
Холмс против Мориарти – «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980)
Гениальный сыщик Шерлок Холмс всегда отмечал, что его главным оружием является выдающийся ум, но решать некоторые проблемы силой кулаков ему тоже приходилось. В советском варианте режиссера Игоря Масленникова этому отводится немного места, но красочную схватку Шерлока с его главным противником Профессором Мориарти на фоне Рейхенбахского водопада наверняка помнят многие. Сегодня этот поединок выглядит смешно, но мы можем списать это на то, что оба персонажа использовали неведомый стиль единоборств под названием бартитсу. Видимо, у англичан того времени было принято так забавно прыгать.
Мария Васильевна против Тасика – «Родня» (1981)
Драться с женщинами – а) некрасиво; б) бесполезно; в) чревато. Персонаж актера Юрия Богатырева в трагикомедии «Родня» и не пытается каким-то образом физически повлиять на свою бывшую супругу и ее мать, прибывшую из деревни дородную женщину с симпатичным поселковым говором в исполнении Нонны Мордюковой. Всего-то высказал свое мнение о происходящем в несколько раздраженном тоне, а Мария Васильевна его тук – и в нокдаун с одного удара. Смешно и грустно. Наверное, потому что жизненно и даже по-своему трогательно – ну а какими еще должны быть отношения между тещей и зятем?
Мария Васильевна против Тасика
Хромов против батыров – «Непобедимый» (1983)
Многие сегодняшние молодые зрители даже не представляют, что борьба самбо зародилась в СССР, и ее родоначальники Спиридонов, Ощепков и Харлампиев объездили половину мира, чтобы взять лучшее из единоборств других народов. Такому путешествию в Среднюю Азию 1920-х посвящен фильм «Непобедимый», в котором красноармеец Хромов набирается опыта в схватках с местными батырами, мастерами народной борьбы кураш. Ученик очень быстро превосходит своих учителей и показывает, кто настоящий борец – и действительно, поединки в фильме показаны так здорово, что после премьеры фильма в секции самбо стояла очередь из мальчишек.
Ковбои против ковбоев – «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
Поскольку режиссер Алла Сурикова снимала пародийный вестерн, она никак не могла обойтись без ключевой сцены любого фильма о Диком Западе – без драки в салуне, которой неизменно заканчивается злоупотребление ковбоями местного виски. Драка в «Человек с бульвара Капуцинов» поставлена с лихостью и задором так, что фанерные декорации городка, построенные в Крыму, буквально, трещали по швам. Актеры под руководством каскадера Александра Иншакова творили в кадре форменный беспредел, чем приводили зрительные залы в хохот до слез. Как тут не полюбить синематограф?!
Моро против шпаны – «Игла» (1988)
Непохожий ни на что снятое в СССР ранее фильм «Игла» показал зрителю нескольких новых необычных героев и озвучил целую пачку ранее замалчиваемых проблем: от наркомании до исчезновения Аральского моря. Исполнитель главной роли в фильме поэт и музыкант Виктор Цой с детства был увлечен восточными единоборствами и называл Брюса Ли своим кумиром, поэтому режиссер Рашид Нугманов позволил артисту показать себя в сцене схватки его отважного персонажа с целой шайкой отчаянных хулиганов. Худо-бедно Моро со шпаной справляется, но только в первый раз – чуть позже его встречает вооруженный киллер, и после этого для героя остается только путь в ночь.
Малыш против всех – «Фанат» (1989)
Карате, да и другие восточные единоборства, с большим трудом прокладывали себе путь на советский большой экран. Прорывными для эффектных рукопашных схваток стали боевики «Пираты XX века» и «Фанат», но если в первом в кадр попали всего пара ударов, то «Фанат» Владимира Феоктистова стал настоящим справочником для тех, кто совсем недавно заинтересовался новым видом спорта. Глядя на движения героя Алексея Серебрякова, мальчишки разучивали стойки и оттачивали движения, а та легкость, с которой Малыш расправлялся с соперниками, придавала сил на тренировках. Даже сейчас фильм выглядит небанально, особенно в эпизодах, где Серебряков сжимает кулаки.
Зверь против инструктора – «По прозвищу Зверь» (1990)
По большому счету, картину «По прозвищу Зверь» стоит пересмотреть хотя бы потому, что это одна из последних картин, где одновременно заняты такие звезды советского кино как Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Лев Прыгунов, Юрий Назаров и многие другие. Но в рамках выбранной сегодня темы, мы подобрали фрагмент, где нет никого из старой плеяды, зато свое мастерство – спортивное и актерское – показывает совсем молодой Дмитрий Певцов. Его герой прошел Афганистан и отсидел в тюрьме, и везде его верным оружием было умение постоять за себя, используя лишь ноги и кулаки. Все благодаря суровой школе, в которой инструктор не стеснялся и ниже пояса ударить.