10 лучших детективов стран соцлагеря
Которые стоит посмотреть
Советские детективы – один из самых любимых жанров зрителей середины прошлого века у нас в стране. А что наши зрители тех лет могли увидеть в кинотеатрах и на ТВ из детективов других стран? Здесь тоже было много интересного, и мы собрали для вас десяток лучших криминальных и шпионских историй, снятых в странах Восточной Европы времен социалистического содружества.
Загадочный пассажир / Pociag (1959)
Польская картина “Поезд”, получившая в советском прокате название “Загадочный пассажир”, поклонников классических детективов может разочаровать. Общая канва сюжета здесь напоминает шедевры Кристи или ленты Хичкока, но авторам фильма интереснее рассказывать о психологическом напряжении и страхе неизвестности, чем об изучении улик и дедукции следователей. В центре сюжета пара случайных попутчиков, оказавшихся в одном купе – он словно от чего-то бежит, она словно кем-то преследуема, эти двое должны были встретиться...
Сибирская леди Макбет / Sibirska Ledi Magbet (1962)
У знатоков русской литературы в общем и поклонников творчества Николая Лескова в частности сюжет экранизации повести “Леди Макбет Мценского уезда” не должен вызывать особенных вопросов, но детективным от этого он быть не перестает. Фильм “Сибирская леди Макбет” – именно такая адаптация книги для большого экрана, точная и в чем-то даже прямолинейная. Поляк Анджей Вайда и югославские кинематографисты рассказывают историю купчихи, на фоне страсти к молодому любовнику решившейся на убийства ненавистных ей родственников.
Где третий король? / Gdzie jest trzeci król (1967)
В отличие от уже упомянутого загадочного пассажира, картина “Где третий король?” исполнена по всем общепринятым лекалам жанра – здесь есть загадка, выстроенная вокруг произведений искусства, есть корыстный мотив, есть замкнутое пространство и есть умудренный опытом внимательный следователь. По сюжету несколько работников польской милиции выезжают в расположенный в старинном замке музей, откуда злоумышленники намерены выкрасть ценную картину. С приходом ночи в хранилище музея случается убийство, а старинный холст исчезает...
Рыцари Золотой перчатки / Az aranykesztyü lovagjai (1968)
Венгерский телефильм “Рыцари Золотой перчатки” – возможно, уникальный случай в мировом кино. Эта картина рассказывает о расследовании убийства президента США Джона Кеннеди, причем делает это буквально спустя несколько недель после публикации отчета прокурора Гаррисона, выдвинувшего версию о трех стрелках, и за 23 года до того, как свое слово скажет Оливер Стоун в культовой картине “Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе”. Разумеется, речь не идет о каких-то натурных съемках, а декорации напоминают телеспектакль, но сам факт!
Тени над Нотр-Дам / Schatten über Notre Dame (1971)
Зрителю может показаться странным, что немецкие кинематографисты снимают кино о предвоенной Франции, но тут нужно понимать, что в соцлагере ГДР принято было считать эту часть Германии такой же жертвой нацистов, как и остальную Восточную Европу. Вот и разоблачали на Киностудии Дефа не себя, а неких злобных французских коллаборационистов, присягнувших Гитлеру. Детективные “Тени” рассказывают о поисках следов убийц, организовавших несколько дерзких нападений на парижских политиков.
Нет ничего лучше плохой погоды / Nyama nishto po-hubavo ot loshoto vreme (1971)
1960-е – разгар “холодной войны” и наиболее горячий период в противостоянии условных “Запада” и “Советов”, поэтому в этот период киношная шпиономания была на самом пике с обеих сторон. На защите соцлагеря от Болгарии стоял разведчик Эмиль Боев, герой серии романов Богомила Райнова – он-то и стал главным героем детектива “Нет ничего лучше плохой погоды”, в котором “наш” спецагент в Венеции обнаруживает, что западная коммерческая фирма “Зодиак”, торгующая со странами соцблока, попутно ведет подрывную деятельность.
Дело об убийстве Церник / Leichensache Zernik (1972)
Восточногерманский детектив “Дело об убийстве Церник” основан на реальных событиях в послевоенном Берлине – тогда разрушенная войной страна и ее разделенная победителями столица стали настоящим раем для бандитов всех мастей. Возможно, с точки зрения собственно расследования картина и не столь интересна, но крайне любопытно наблюдать за тем, насколько плохо была отлажена совместная работа полиции разных районов Берлина, что приводило к ужасным последствиям и раздолью для серийных убийц.
Адела еще не ужинала / Adéla ještě nevečeřela (1977)
Чехословацкая картина “Адела еще не ужинала” – это, прежде всего, конечно, комедия, но кто сказал, что в легкой сатирической атмосфере нельзя вести настоящее расследование увлекательной детективной истории. Пародирующая популярные голливудские остросюжетные ленты о частных сыщиках, “Адела” рассказывает о прибывшем в Прагу американском расследователе, которого пригласила аристократка, потерявшая свою собаку. Следствие выводит героев на таинственный хищный цветок, способный проглотить и переварить даже человека.
Реванш / Revanșa (1978)
Распутать сложный клубок приключений комиссаров Миклована и Романа – сам по себе еще тот детектив, фильмы из этой серии снимались без всякой хронологии, герои умирали и воскресали, а жанр картин менялся от триллера к приключениям и от боевика к неспешному полицейскому расследованию. К жанру классического детектива ближе всего находится “Реванш”, третья лента серии, в которой главный герой бывший полицейский Тудор Миклован в захваченной нацистами Румынии пытается предотвратить покушение на одного из ключевых политиков.
Жертва / Az áldozat (1979)
В СССР, как известно, секса не было, да и в странах социалистической Европы его на экранах, прямо скажем, было немного, но тем интереснее, что еще в конце 1970-х в Венгрии был снят детективный триллер о сексуальном маньяке, совершавшем нападения на женщин. Для полноценного детектива эта лента слишком бесхитростна – авторы не скрывают личность злодея, а кровавым убийствам в кадре предпочитают психологические терзания главного героя-следователя. Но в целом лента вполне заслуживает внимания, ведь тема-то уникальная.