10 культовых французских фильмов
Которых не было в советском прокате
Советский зритель очень любил французское кино, которое можно было встретить в афишах кинотеатров гораздо чаще, чем голливудскую продукцию. Однако поскольку для проката обычно отбирались либо совсем незатейливые комедии, либо фильмы с политическим подтекстом, призванные показать проблемы капиталистического строя, огромный пласт гениальных фильмов 1950-80-х годов, ставших культовыми во Франции, прошел мимо наших зрителей. Постараемся восполнить этот пробел.
Воздух Парижа (L’air de Paris, 1954)
Один из лучших фильмов Жана Габена. История дружбы молодого боксера и стареющего тренера по боксу (Жан Габен), мечтающего о том, чтобы воспитать чемпиона, накладывается на сопротивление жены тренера (Арлетти), готовой уже бросить все и уехать из Парижа в деревню. Сюда же примешивается история неравной любви, мешающая молодому герою целиком посвятить себя спорту. Ах, этот воздух Парижа.
Обезьяна зимой (Un singe en hiver, 1962)
Еще один шедевр Габена, дуэт которого с молодым Бельмондо получился просто на загляденье. В старом средневековом городе временно завязавший со спиртным герой Габена содержит на пару с женой гостиницу. Зимой в городке особенно тоскливо и уныло, а появление шумного постояльца в исполнении Бельмондо заставляет отельера вспомнить молодость и помочь тому в важном семейном деле, по которому он приехал.
Дядюшки-гангстеры (Les tontons flingueurs, 1963)
Культовый фильм во Франции, разобранный на цитаты. Великолепные диалоги Мишеля Одьяра, искрометный юмор, блистательная игра Лино Вентуры и Бернара Блие – все это сделало «Дядюшек» одним из самых народных французских фильмов. Историю отошедшего от дел гангстера, которого умирающий друг попросил присмотреть за своим хлопотным и не совсем легальным бизнесом, можно пересматривать бесконечно.
Le pacha (Босс, 1968)
Классический французский детектив, действие которого разворачивается под музыку Сержа Гензбура, злую и очень навязчивую. Кстати, сам музыкант тоже появляется в фильме в роли самого себя. Сюжет вращается вокруг жестокой банды, совершающей серию дерзких ограблений, в ходе которых они не щадят никого. Престарелый полицейский, которого сыграл Жан Габен, берется отомстить за погибшего друга. Ну а диалоги, написанные Мишелем Одьяром, просто незабываемы.
Борсалино (Borsalino, 1970)
История двух ганстеров из Марселя была воплощена звездами французского кино Аленом Делоном и Жан-Полем Бельмондо, впервые сыгравшими вместе в одном фильме. В следующий раз они встретятся на съемочной площадке еще очень нескоро. Название итальянской шляпы «борсалино», которую носили бандиты, стало символом стильного и жестокого боевика про дружбу, предательство и любовь.
Клан сицилийцев (Le clan des siciliens, 1969)
В данном фильме Анри Верней собрал максимально звездный состав – Ален Делон, Лино Вентура, Жан Габен. В благодарность за помощь при побеге из тюрьмы герой Делона предлагает главе клана в исполнении Жана Габена ограбить выставку драгоценностей, чтобы заодно добыть себе денег, которые позволили бы ему скрыться за границей. Однако всё идет не по плану, в дело вмешивается любовь, и комиссар, которого играет Лино Вентура, окажется в итоге в выигрыше.
Le cercle rouge (Красный круг, 1970)
Творчество Жан-Пьера Мельвиля было не слишком хорошо известно советскому зрителю, уж больно жесткие фильмы он снимал, такие редко попадали в наш прокат. Образец такого фильма – криминальная драма «Красный круг», в которой сыграли Ив Монтан, Ален Делон и выступивший в непривычном для себя амплуа комиссара полиции Бурвиль. Минимум диалогов – максимум действия, однако маэстро сумел безупречно передать ощущения преступника, по следам которого неотступно следует полиция. Еще бы ей не следовать, ведь на преступление героя подбил начальник тюрьмы…
Суп из капусты (La soupe aux choux, 1981)
За незатейливым названием скрывается один из самых «народных» фильмов Франции. Собирательные образы жителей всех регионов страны воплотили Луи де Фюнес и Жан Карме, два живущих в соседних халупах пенсионера, проводящих свои дни за употреблением аперитива и вина и отказывающихся подчиняться неумолимым требованиям прогресса. Но однажды их посещает инопланетянин (Жак Вильре), которому очень понравился суп из капусты, который готовил герой Луи де Фюнеса… Цитаты из этого фильма столь же популярны во Франции, как у нас фразы из «Бриллиантовой руки».
Garcon! (Официант, 1983)
Казалось бы, простой и незамысловатый сюжет из жизни стареющего официанта парижского ресторана, стремящегося вырваться из рутины и реализовать свою мечту, в интерпретации легендарного Ива Монтана получился настолько увлекательным, что фильм смотрится на одном дыхании. Любимец женщин лелеет детскую мечту – открыть свой собственный парк развлечений, и он идет к ней, невзирая на любые сложности. Очаровательный и очень добрый фильм, в котором Ив Монтан выглядит особенно трогательно.
Жан де Флорет/Манон с источника (Jean de Florette/Manon des Sources, 1986)
Экранизация в двух частях гениального романа Марселя Паньоля о коварстве и предательстве, а также всепоглощающей жажде денег, ради которых простые крестьяне Прованса готовы пойти на все, что угодно. Действие разворачивается после Первой Мировой войны в небольшом местечке Обань неподалеку от Марселя. Незабываемые пейзажи юга Франции и роскошная природа служат фоном для истории, которую некоторые называют французским «Крестным отцом». А финал второй части заставит содрогнуться даже самые черствые сердца. Главные роли сыграли Ив Монтан, Жерар Депардье и Даниель Отей.
Hi-Fi.ru
21 января 2019 года