10 крутых малоизвестных фильмов-слэшеров
Способных вызвать мурашки по коже
Кино про маньяков, которые гоняются (одним из штампов жанра является еще и лесная глушь или поселения на отшибе) за группой подростков? Конечно же, речь идет о поджанре фильмов ужасов, где зло «рубит с плеча», а отважные (или, наоборот, несуразные) герои пытаются выжить. В нашем новом обзоре собраны десять шикарных слэшеров (или слешеров), которые не получили должного внимания в нашей стране и могли пройти мимо ваших глаз.
10. Поезд страха / Terror Train (1979)
Роджер Споттисвуд умело играет со страхами и выстраивает по-настоящему густую атмосферу, а Бен Джонсон и Джейми Ли Кертис (ставшая звездой после «Хеллоуина») в этой бесшабашной истории буквально хватают звезды с неба по части погружения в свои образы. Итак, вечерника в несущемся поезде катится под откос после появления «гостя» – а на самом деле, сошедшего с ума из-за злой шутки однокурсника выпускников. Использование масок и дикий драйв делает картину больше похожей на аттракцион – неуправляемый и яростный.
9. Кроваво-красное / Profondo rosso / Deep Red (1975)
Раннее произведение Дарио Ардженто с Дэвидом Хеммингсом и Дарией Николоди в главных ролях. Мозаика событий начинается на конгрессе парапсихологов, во время которого лектор видит страшные картины из будущего. Попытки расследования ставших далее уже реальными преступлений лишь запутывают общую ситуацию, из которой буквально сочится страх. Ардженто как никто другой умеет нагнетать тревожную атмосферу – и в «Кроваво-красном» он забавляется от души, щедро приправляя повествование видами из глаз и вспышками крупных планов, что погружает зрителя в самое сердце событий. Кстати говоря, развязка у ленты, опять же, удалась «на отлично».
8. Сожжение / The Burning (1980)
Тони Мэйлэм рисует классическую «страшилку» – подростки так «пошутили» над алкоголиком-вожатым лагеря по имени Кропси, что oн оказался обезображенным и пять лет провел в больнице. После выздоровления ничего, кроме мести, его душу не тревожит – так начинается кровавая баня. Лента интересна тем, что стала первой полнометражкой для студии Miramax, началом карьеры Харви и Боба Вайнштейнов, а также дебютами в кино для Холли Хантер и Джейсона Александра. На фоне всего этого, а также грамотно выстроенной атмосферы «старой школы», можно и закрыть глаза на не слишком вразумительные главные роли «жертв». Тем более, что образ маньяка удался прекрасно.
7. Спящий лагерь / Sleepaway Camp (1983)
Аллюзия на «Пятницу, 13»? Отнюдь – переосмысление и развитие темы. Роберт Хилтзик воссоздал на экране весьма любопытную и многоплановую историю молчаливой сироты Анжелы, вокруг которой начинаются таинственные убийства (погибают, конечно же, обидчики девочки). Фелисса Роуз и Джонатан Тирстен весьма убедительны в своих образах, а непредсказуемость развития событий и обилие твистов здорово выбивают почву из-под ног во время просмотра.
6. Маньяк / Maniac (1980)
Декомпозиция личности маньяка от Уильяма Лустига с Джо Спинеллом выглядит слишком брутально и сегодня, а в восьмидесятом году лента и вовсе с трудом пробивала себе дорогу на экран и получала самые высокие возрастные цензы. Что ж, поток сознания (щедро сдобренный мощными музыкальными композициями) тут действительно липкий, гипнотизирующий, переносящий вас прямо в «сердце тьмы» – так что, осторожней, ночью смотреть такое кино точно не стоит.
5. У холмов есть глаза / The Hills Have Eyes (1977)
Есть только одни «правильные» «У холмов есть глаза» – оригинальная картина Уэса Крэйвена (в ней сыграли Сьюзэн Ланир и Роберт Хьюстон). Настоящий фундамент жанра – тут и поездка через калифорнийскую глушь, и авария в районе, отдаленном от цивилизации, и, конечно же, встреча с дикарями-изуверами. Спираль безумия закручивается с каждым кадром, а небольшой бюджет совсем не мешает мастеру воплотить на экране настоящий страх.
4. На греческой улице... / The House on Sorority Row (1982)
Картину Марка Росмана (в фильмы сыграли Кейт МакНил и Эйлин Дэвидсон) принято ругать за монотонный и неспешный темп. Действительно, история очередной шутки, которая привела к целой серии смертей, в первой половине картины на блещет ни динамикой, ни драйвом. Зато режиссер проворачивает настолько элегантный твист ближе к финалу, что оторопь берет. М. Найт Шьямалан, похоже, много чему научился у Росмана.
3. Ужас в опере / Opera (1987)
Теперь Дарио Ардженто в своей лучшей форме, а тандем Кристина Марсильяч и Иэн Чарлсон – еще один дополнительный «плюс» в копилку ленты. Оперная певица Бетти заменяет погибшую в аварии исполнительницу партии в «Макбете» и тут же попадает в круговорот жутких убийств, из раза в раз совершаемых маньяком прямо на глазах героини. Ардженто мастерски играет с образами и заваривает столь густой «бульон» из своих фирменных ингредиентов, что даже после титров хочется снова вернуться в этот гротескный аттракцион.
2. Смертельная забава / The Funhouse (1981)
Тоуб Хупер явно вдохновлялся «Хеллоуином» Джона Карпентера и даже полностью процитировал начало культовой ленты в своей «Смертельной забаве». К счастью, дальше получилась не калька, а вполне яркое и смелое для своих лет выпуска полотно. Элизабет Берридж и Шон Карсон становятся свидетелями убийства гадалки – теперь за ними начинает охоту сын оператора карусели, который не умеет держать себя в руках. Неспешность развития событий, как всегда, играет на руку Хуперу и позволят буквально кожей почувствовать происходящее – ну, а окончание картины вряд ли оставит недовольными даже самых искушенных любителей ужастиков.
1. Водолей / Deliria / Stage Fright, a.k.a. Aquarius (1987)
Неограненный бриллиант Микеле Соави с Дэвидом Брэндоном и Барбарой Куписти в главных ролях. На репетицию мюзикла о маньяке-убийце Ирвинге Уоллесе прибывает… сам Уоллес, только что сбежавший из психиатрической лечебницы. В картине, что называется, сложились все составные части – на простом, как рельса, сюжете, удалось выстроить блестящий ритм, идеальную атмосферу, нагнать дикое количество жути и выплеснуть все в адреналиновом финале. Браво, сейчас такого уже не делают.