10 фильмов, которые помогут понять Францию
Расшифровываем загадочную французскую душу
В истории французского кинематографа есть картины, как в зеркале отразившие в себе не только чувства и мысли разных поколений, но выпукло показавшие культурные коды, прошитые внутри каждого француза. Чтобы понять, как и почему во французах сочетается невыносимая легкость бытия, юмор и скромное обаяние, а также укоренившиеся в городских жителях буржуазная скаредность и стяжательство, предлагаем вам вспомнить или открыть для себя фильмы, показавшие разные стороны французского характера.
Праздничный день (Jour de fête, 1949)
Удивительно, но один из любимых всей Францией послевоенных фильмов снял Жак Тати, настоящая фамилия которого была Татищев. Он был внуком графа Дмитрия Татищева, российского военного атташе в Париже в середине XIX века. Сюжет картины прост и незамысловат – действие разворачивается в небольшом городке накануне большого праздника, отмечать который будет весь город. Главный герой, которого сыграл сам режиссер – скромный почтальон, решающий весьма некстати доставить по назначению несколько важных писем. Персонажи, диалоги, взаимоотношения – фильм представляет собой детальнейший слепок с характеров и типажей французской провинции.
Трилогия «Фанни» (Trilogie Fanny)
Замечательный писатель и режиссер Марсель Паньоль не только написал такие классические драмы, как «Дочь землекопа» и «Жан де Флоретт», но и снял несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд французского кинематографа. Данная трилогия 1930-х годов включает в себя фильмы «Мариус» (Marius, 1931), «Фанни» (Fanny, 1933) и «Сезар» (César, 1936). Их объединяет несколько знакомых друг с другом персонажей, а все действие вращается вокруг небольшого портового кафе в Марселе, где собираются моряки и местные жители. Посмотрев картину и понаблюдав за диалогами и нравами героев, вы глубоко прочувствуете атмосферу жизни Марселя между двумя мировыми войнами.
Через Париж (La traversée de Paris, 1956)
Вторая мировая война оставила глубокий след в национальном самосознании французов. Тот факт, что казавшаяся непобедимой французская армия была разгромлена в кратчайший срок, по сей день является для многих жителей страны позорным пятном, которое они крайне не любят выставлять напоказ. При этом во времена немецкой оккупации жизнь в Париже была сложной, но отнюдь не невыносимой. Для рядовых людей главной приметой оккупации стал цикориевый кофе и нехватка еды. Само собой, на этом фоне расцвел черный рынок продовольствия, и вот герой Жана Габена вместе с попутчиком, которого сыграл Бурвиль, отправляется на другой конец города с двумя чемоданами, наполненными свининой. Им нужно будет избежать немецких патрулей и доставить ценный груз по назначению, а мы сможем понаблюдать за тем, каковой была жизнь оккупированного Парижа, и как французы выживали при немцах. Трагикомичный фильм, который поможет лучше понять отношение французов к Второй мировой войне.
Шербурские зонтики (Les parapluies de Cherbourg, 1964)
Классический драматический сюжет о несчастной и трагической любви, великолепная музыка Мишеля Леграна, невероятная красота Катрин Денёв – это фильм на все времена. Но одновременно он служит обличающим французские буржуазные нравы гимном, выпукло показывающим ту тюрьму для чувств, которую описывал еще Флобер, и в которой были заключены женщины и девушки из «приличных семей», да и не только из них. И если вы считаете, что подобные пережитки – дело далекого прошлого, то вы заблуждаетесь – эти традиции еще вполне живы.
Скромное обаяние буржуазии (Le charme discret de la bourgeoisie, 1972)
Если предыдущий фильм показывает лицемерие и двуличие «приличного общества» на фоне чистой юношеской любви, то картина Луиса Бунюэля выворачивает наизнанку французскую «joie de vivre». В его представлении милые обеденные ритуалы и светские беседы ни о чем скрывают совершенно звериное нутро и абсолютно безжалостное и бессердечное отношение буржуа не только к представителям других слоев общества, но и друг к другу. Отличные актерские работы Жана-Пьера Касселя, Поля Франкера и Мишеля Пикколи добавляют убедительности обличительному пафосу фильма, а абсурдные повороты сюжета лишний раз напоминают о пустоте и никчемности внешней позолоты быта. Поскребешь которую – и ужаснешься.
Дядюшки-гангстеры (Les tontons flingueurs, 1963)
Этот веселый и искрометный фильм сразу стал культовым во Франции и был разобран на цитаты наподобие нашей «Бриллиантовой руки». Великолепные диалоги Мишеля Одьяра, искрометный юмор и блистательная игра Лино Вентуры и Бернара Блие сделали «Дядюшек» одним из самых народных французских фильмов. Фотографии сцен застолья украшают гостиные многих французских домов. Сюжет вращается вокруг отошедшего от дел гангстера, которого умирающий друг попросил присмотреть за своим хлопотным и не совсем легальным бизнесом, а в нагрузку всучил заботу о своей свободолюбивой дочке.
Обезьяна зимой (Un singe en hiver, 1962)
Шедевральный фильм с Жаном Габеном, где показана история пережившего войну владельца гостиницы, который в мертвый туристический сезон закрывается в своей квартире под надзором жены, которая зорко бдит, чтобы ее благоверный вновь не начал прикладываться к бутылке. Однако появление шумного постояльца в исполнении Бельмондо заставляет отельера стряхнуть с себя оцепенение, вспомнить молодость и помочь герою ЖПБ в важном семейном деле, по которому он приехал. И заодно рассказать всему городку правду о том, что он думает о его жителях и их нравах.
Суп из капусты (La soupe aux choux, 1981)
Этот фильм – собирательный образ всех регионов Франции, каждый из которых находит в героях и их жизненном укладе знакомые милые черты. Главные роли сыграли Луи де Фюнес и Жан Карме, они изобразили двух живущих в соседних халупах пенсионеров, проводящих свои дни за употреблением спиртного и отказывающихся следовать неумолимым требованиям прогресса. Их простая и веселая жизнь показалась очень притягательной инопланетянину в исполнении Жака Вильре, которого особенно привлек суп из капусты, который готовил героя Луи де Фюнеса. Попробовав однажды это изысканное блюдо, он решил отблагодарить старика оригинальным способом. В этом фильме собрано множество типажей французского общества самых разных эпох.
Жан де Флорет/Манон с источника (Jean de Florette/Manon des Sources, 1986)
Гениальный Марсель Паньоль и сам экранизировал свои произведения и ставил по ним театральные спектакли, но именно эта картина в двух частях, снятая в 1980-х годах Клодом Берри, стала мировым хитом. Фильм повествует о жизни небольшого городка Обань вблизи Марселя, а также о всепоглощающей жажде денег, ради которых простые крестьяне Прованса готовы пойти на все, что угодно. Незабываемые пейзажи юга Франции и роскошная природа служат фоном для истории, которую некоторые называют французским «Крестным отцом». За простым и незатейливым бытом скрываются зависть, предательство, жадность и жестокосердие. Главные роли в фильме исполнили гениальные Ив Монтан, Жерар Депардье и Даниель Отей.
Деликатесы (Delicatessen, 1991)
Эта гротескная лента Жана-Пьера Жене и Марка Каро хоть и показывает нам мрачное будущее, освещенное плохо работающими лампами накаливания, но описывает вполне себе современные буржуазные нравы. И к мяснику, ловко орудующему в лавке под вывеской Delicatessen, у милых жителей стоящего на пустыре дома нет никаких вопросов, до тех пор, пока он снабжает их отличными отбивными и филе. А уж где он их берет в постапокалипсическом мире, в котором рухнула экономика – да какая разница! Главное, что есть мясо!
Борис Миленский
05 апреля 2020 года