Зелененький он был
Головка звукоснимателя van den Hul The Frog
Van den Hul The Frog - воплощение и символ понятия High End среди звукоснимателей с подвижной катушкой. Головка и все ее компоненты производятся исключительно вручную, при этом выпускается она уже на протяжении 20-ти лет. За прошедшие десятилетия на виниловом небосклоне вспыхнули и погасли новые звезды, а старый добрый "лягушонок" продолжает радовать меломанов и, судя по всему, приносить прибыль своему создателю.
Конечно, по своей натуре рынок аналоговых проигрывателей гораздо более консервативен, и модели на нем сменяются не столь часто, как в царстве цифры, однако даже для него подобные примеры долгожительства довольно редки. Итак, посмотрим внимательнее на текущую версию уже ставшей классикой головки.
Изучаем
Если у читателя и мог возникнуть вопрос относительно необычного названия модели, то одного взгляда на картридж достаточно для получения исчерпывающего ответа. Не только зеленый цвет, но и приземистая форма корпуса отсылают воображение к образу маленького дружелюбного земноводного. Кстати, сравнение его с кузнечиком также вполне уместно, но вовсе не потому, что он позволяет себе скакать по пластинке. Дело в том, что и подвижная система, и иглодержатель, и сама игла в данной головке идентичны таковым в более дорогой модели производителя, The Grasshopper.The Frog - самая дорогая головка в линейке van den Hul из имеющих закрытый корпус, все следующие модели его уже лишены. Одна из самых приятных черт данной ГЗС, это то, что за двадцать лет существования ее цена практически не изменилась. С учетом галопирующей по рынку аудио инфляции всех без исключения валют, сегодня стоимость The Frog уже не выглядит заоблачной, и даже может считаться умеренной. Конструкция картриджа не претерпела изменений, это все та же головка с подвижными катушками, выпускаемая в трех версиях. Первые две имеют одинаковую чувствительность в 0,65 мВ и различаются материалом проводов, использованных для намотки катушек, и, как следствие, внутренним сопротивлением. Третья версия может похвастать существенно более высоким уровнем напряжения в 2,2 мВ, что достигается путем наматывания дополнительных витков в катушке. Ее внутреннее сопротивление еще выше, зато ее уже можно подключать к ММ-фонокорректору, избегая тем самым дополнительных этапов усиления. Надо сказать, что даже чувствительность в 0,65 мВ следует признать весьма высокой для МС-картриджа, поэтому The Frog легко споется не только с соответствующим повышающим трансформатором - необходимо лишь убедиться, что он рассчитан на работу с головками с высоким сопротивлением, - но и с любой активной МС-секцией в предусилителе.
Конструкция картриджа vdH The Frog не претерпела изменений, это все та же головка с подвижными катушками, выпускаемая в трех версиях. Первые две имеют одинаковую чувствительность в 0,65 мВ и различаются материалом проводов, использованных для намотки катушек, и, как следствие, внутренним сопротивлением. Третья версия может похвастать существенно более высоким уровнем напряжения в 2,2 мВ, что достигается путем наматывания дополнительных витков в катушке. Ее внутреннее сопротивление еще выше, зато ее уже можно подключать к ММ-фонокорректору, избегая тем самым дополнительных этапов усиления.
Еще одна приятная особенность "лягушки", это высокая податливость подвеса. Производитель заявляет показатель в 35х10-6 см/дин, что позволяет не только обеспечить качественное огибание канавки на сложных динамических пассажах, но и устанавливать ГЗС на легкие и средние тонармы с эффективной массой от 6 до 10 граммов, а таких сегодня большинство среди массово производимых моделей. Правда, здесь необходимо оговориться. Дело в том, что на коробке поступившего к нам картриджа рукой г-на Ван ден Хула были указаны измеренные и рекомендуемые значения для данного конкретного экземпляра. Так, чувствительность заявлена на уровне 0,85 мВ, оптимальный диапазон эффективной массы тонарма дан между 8 и 14-ю граммами, максимальная прижимная сила - 1,5 грамма, а рекомендуемое сопротивление нагрузки - 250 Ом. С одной стороны, налицо некоторое расхождение с общедоступными техническими характеристиками, с другой стороны, при ручном производстве этого редко удается избежать, а вот факт предоставления такой информации пользователю сложно переоценить. Ведь это позволяет существенно облегчить и сделать более предсказуемым процесс настройки. Заточка иглы здесь сложная, типа VDH IS, с радиусами 2 х 85 микрон и, как следствие, большой площадью контакта со стенкой канавки. Обычно это подразумевает необходимость тщательной геометрической настройки картриджа, поэтому владельцам проигрывателей с нерегулируемой высотой основания тонарма следует это учитывать при принятии решения о покупке. Иглодержатель выполнен из бора, самого популярного материала среди производителей качественных ГЗС.
Настраиваем
Прослушивание проводилось в системе, включавшей в себя акустические системы JBL 4345, предварительный усилитель Krell Illusion II, усилитель мощности Krell Duo 175 и проигрыватель грампластинок VPI Classic. Прижимная сила была установлена на уровне 1,5 грамма, что обеспечило оптимальный баланс между субъективной скоростью и основательностью звучания.Основной сильной стороной модели мне представилась ее способность создавать объемную и большую сцену, причем данный талант, судя по всему, проявляется в любой системе. И речь идет не только о способности распутывать сложные фазовые эффекты, созданные звукорежиссером. Картридж умеет сообщать дополнительный объем и многоплановость даже тем записям, где, казалось бы, они не предполагаются и не требуются.
The Frog не требует длительного времени на притирку и "разминку" подвеса кантеливера, буквально через пару дней головка уже смогла показать все, на что она способна. Правда, немного повозиться с настройкой горизонтальных и вертикальных углов все же пришлось, ибо любые отклонения от правильного положения иглы очень хорошо слышны. Сопротивление нагрузки было выбрано в 250 Ом, согласно рекомендации производителя. Отдельно хочется остановиться на заявленном сроке службы иглы в 5000 часов. Вероятно, это значение может относиться только к неким идеальным условиям эксплуатации, заключающимся в прослушивании исключительно новых пластинок в контролируемой среде. Коллективный опыт все-таки свидетельствует, что даже самые совершенные иглы с самой оригинальной формой заточки начинают терять свои свойства уже после 1500-2000 часов обычной эксплуатации, а после 2500 часов требуют обязательной замены. С другой стороны, даже 2000 часов соответствуют трем годам службы при ежедневном прослушивании 2-3 пластинок. А если учесть, что van den Hul, в отличие от многих производителей, по-прежнему предоставляет услугу замены иглы в своих МС-головках по достаточно разумной цене, то The Frog начинает выглядеть еще более привлекательно. Слушаем
Учитывая почтенный возраст модели, нужно сделать оговорку, что данное прослушивание - не первое мое знакомство с vdH The Frog. Первое состоялось более пятнадцати лет назад и хоть и произошло в рамках хорошо знакомой мне системы, последняя существенно отличалась по характеру и манере подаче от той, что использовалась при подготовке настоящей статьи. В тот раз звучание головки, можно сказать, стало для меня совершенным сюрпризом, поскольку по уровню разрешения и, главное, правдоподобности звучания "лягушонок" существенно превосходил все слышанные мною до того картриджи. Конечно, с тех пор мне довелось и слышать, и владеть даже более дорогими картриджами, однако первое сильное впечатление от звука, как и первая любовь, остается с нами навсегда. Посмотрим, удастся ли головке соответствовать воспоминаниям молодости.Как и много лет назад, основной сильной стороной модели мне представилась ее способность создавать объемную и большую сцену, причем данный талант, судя по всему, проявляется в любой системе. И речь идет не только о способности распутывать сложные фазовые эффекты, созданные звукорежиссером. Картридж умеет сообщать дополнительный объем и многоплановость даже тем записям, где, казалось бы, они не предполагаются и не требуются. Так, неожиданно глубоко прозвучал последний альбом Red Hot Chili Peppers, пульсирующая бас-гитара Flea вдруг отделилась от инструментов коллег и превратилась из ритмического основания любой песни в ее украшение. В целом, все рок-композиции зазвучали более утонченно и масштабно. Поначалу может даже показаться, что в звуке стало чуть меньше драйва, однако потом понимаешь, что системе просто добавили несколько дополнительных децибелов динамического диапазона. Поэтому, если вы любите сделать погромче, The Frog позволит вам выкрутить ручку регулировки уровня до неразумных пределов. При условии, конечно, что и все остальные компоненты системы, равно как и соседи, поддержат подобный порыв души. Очень проникновенно звучит джаз, атмосфера записи передается блестяще, все инструменты буквально материализуются в пространстве. Впрочем, иначе и быть не может, учитывая особую любовь производителя к этому жанру. В остальном, следует признать, что данный картридж определенно из породы тех, про которые сложно писать как критические, так и восторженные статьи. У него прекрасные тембры, очень чистые и шелковистые высокие частоты, не привлекающие к себе излишнего внимания, но всегда адекватные воспроизводимой музыке, а также правильный бас, сочетающий глубину, объем и хорошую атаку. Звучание системы с vdH The Frog оказывает расслабляющее воздействие на слушателя, побуждая его отдаться во власть музыки, а не анализировать технические аспекты звучания. Пожалуй, именно этот эффект и может служить лучшей рекомендацией.
Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – van den Hul | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 5 - 55 000 Гц | Податливость подвеса, см/дин – 35 х 10-6 | Чувствительность, мВ – 0,65 | Внутреннее сопротивление, Ом – 19 | Сопротивление нагрузки, Ом – 250 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,35 - 1,5 | Разделение каналов, дБ – более 30 | Заточка иглы – VDH IS | Масса, г – 8,2
Оценки
+ | Великолепная сцена и тембры, долгий срок службы, отличное соотношение цены и качества | - | Необходима тщательная геометрическая настройка |
Вывод:
Если прежнего сногсшибательного эффекта The Frog на меня и не произвела, то только лишь потому, что за прошедшие годы мне доводилось слушать головки в десять раз дороже. Однако очередное прослушивание подтвердило непреложный факт - это по-прежнему один из лучших, если не лучший картридж в своей ценовой категории. Скажем откровенно - далеко не все головки с заоблачными ценниками действительно стоят своих денег, более того, даже если вы потратите сумму в два-три раза большую, чем стоит vdH The Frog, выигрыш в общем качестве звука вам отнюдь не гарантирован.
Александр Чечелёв