Все пропало! Типичные ошибки инсталляционных проектов
Типичные ошибки инсталляционных проектов
Представления «человека с улицы» о потенциале современной AV-техники обычно являются как минимум неполными, а зачастую и неверными. Однако, планируя обустройство собственного жилища, такой человек формирует пожелания к будущему мультимедийному комплексу именно исходя из этих представлений на грани заблуждений.
Хорошо, если в архитектурном или дизайнерском бюро заказчик сможет пообщаться с компетентным специалистом и получить более обширные сведения о предметах своего интереса. Тогда и требования к проекту будут вовремя скорректированы. Приведем простейший пример подобной ситуации. Большинство людей уверены, что для подключения телевизора достаточно розеток электропитания и антенны, в то время как «интеллектуальным» аппаратам давно уже требуется выход в Интернет. Если соответствующий терминал изначально в проекте не предусмотреть, с реализацией возможностей Smart TV возникнут проблемы. Так оно чаще всего и происходит при выборе клиентом телевизора в последний момент, когда ремонт уже закончен и скрытая проводка полностью проложена по квартире. В данном случае положение дел может исправить подключение по Wi-Fi, но так везет далеко не всем. Потенциальному пользователю имеет смысл четко сформулировать свои пожелания относительно предполагаемой к покупке техники, проанализировать с экспертами ее возможности, при необходимости скорректировать заказ плюс заложить потенциал для апгрейда стереосистемы либо домашнего кинотеатра.
Если проект «умного дома» предусматривает монтаж целого ряда подсистем различного назначения, распространенной и очень вредной практикой является организация заказчиком или его представителем отдельных тендеров на каждый вид работ ради экономии бюджета. В результате на объекте последовательно либо параллельно трудятся специалисты разных профилей из нескольких фирм, которые обычно не очень любят общаться друг с другом и вникать в смежные проблемы. При самом добросовестном отношении к делу их задача не выходит за рамки выполнения «узкого» контракта в оговоренные сроки. Что же в итоге сложится из такой мозаики, для клиента останется сюрпризом до завершения всех работ. Ничего подобного не происходит, если проект делается «под ключ» заслуживающей доверия инсталляционной компанией, которая несет полную ответственность за конечный результат. Хотя нередко и исполнители допускают стандартную ошибку, пренебрегая составлением для объекта исчерпывающей технической документации. В этих случаях даже в рамках одной фирмы бывает сложно разобраться, какие провода заложены в стены и для чего служат клеммы без маркировки в шкафу с электрооборудованием.
Выбирая ту или иную технику, неискушенные люди подчас отталкиваются от казалось бы вполне устоявшихся стереотипов. Когда речь заходит о средствах видеоотображения, многие вспоминают правило трех диагоналей, согласно которому диагональ экрана должна составлять примерно треть расстояния от него до зрительского места. Это верно и привычно для крупных кинескопных и первых плоскопанельных дисплеев из прошлого века. С достаточно широким распространением 65-дюймовых аппаратов Full HD, что сейчас является минимумом для домашнего кинотеатра, и ориентацией электронной индустрии на разрешение Ultra HD 4K, актуально новое правило: экрана много не бывает. И речь здесь вовсе не о желании продавцов реализовать максимально дорогое оборудование. Огромная качественная картинка оказывает на зрителей более яркое и захватывающее эмоциональное воздействие, именно ради которого люди и ходят в кинотеатры.
Проблемы возникают, когда исходя из неверных представлений клиента, в просторном частном кинозале формируется ниша, например, для 42-дюймового телевизора, заменить который без выполнения строительных работ потом не получится. Стоит принять во внимание и тот факт, что сыграть с хозяевами квартиры злую шутку способно повсеместное применение в архитектурных проектах гипсокартона. Если смонтировать дисплей на такую поверхность, а через несколько лет попытаться поменять его на более крупную модель, последствия могут оказаться самыми печальными — крепления от увеличившейся нагрузки будут вырваны из стены. Кстати, место для размещения ЖК-панели не должно находиться слишком высоко. Это красиво выглядит на компьютерной картинке из пакета проектной документации и вполне приемлемо в зале ожидания вокзала, но смотреть кино с постоянно задранной головой в собственной квартире заказчику быстро надоест.
Теперь поговорим о звуковом сопровождении видеоряда. Многие уверены, что аудиопотенциала современных телевизоров для этих целей вполне достаточно, если речь не идет о построении полноценного домашнего кинотеатра. Вместе с тем плоскопанельный дисплей не в силах выдать широкую ровную АЧХ даже на средней громкости. Задача специалиста — на самом раннем этапе согласования проекта продемонстрировать клиенту разницу между самостоятельной работой телевизора и вариантами с озвучиванием эфирных программ при помощи саундбара плюс сабвуфера, а также внешних аудиосистем — стереофонической и многоканальной. В случае заинтересованности это позволит выбрать нужный комплект аппаратуры, вовремя пересмотреть бюджет и скорректировать техническое задание.
Если и клиент, и работающий с ним дизайнер имеют слабое представление о правилах размещения акустики, а аудиоэкспертиза проекта не приводилась, у сторон может возникнуть иллюзия, что сам факт наличия в помещении дорогой аппаратуры гарантирует высокое качество звучания. Существует масса примеров, когда серьезные напольные колонки с фазоинвертором на задней панели в лучшем случае ставились на свободное место вплотную к стене, а в худшем — отрывались от пола и помещались в вырезанные в гипсокартоне ниши. Монтаж тыловых мониторов куда-нибудь и сомнительные варианты маскировки сабвуфера — отдельная грустная история. При подобном уровне подготовки персонала говорить о таких вещах, как прокладка к стойке с аппаратурой особой линии питания и разнесение в пространстве силовых и слаботочных кабелей вообще не приходится.
С другой стороны, и заказчикам следует осторожно относиться к собственным желаниям. Ничем не оправдано стремление некоторых граждан втиснуть в небольшое помещение многоканальный комплекс с поддержкой прогрессивных форматов Dolby Atmos и Auro-3D, требующих использования дополнительной акустики. Разумеется, рассчитывать на полноценное озвучивание просторного зала при помощи «коробочной» AV-системы тоже не стоит, каким бы впечатляющим не было заявленное в ее паспорте значение P.M.P.O. В большинстве случаев при дилемме «простейший домашний кинотеатр либо приличная стереоаппаратура» лучше отдать предпочтение второму варианту. Такая система гораздо увереннее справится с воспроизведением саундтреков к фильмам по сравнению с бюджетным ДК из электронного супермаркета.
На самом деле существуют проверенные рецепты исправления многих ошибок при построении AV-системы, которые можно применить на разных стадиях реализации архитектурных проектов. Например, если традиционная проблема «в салоне играет, а дома никак» связана с соотношением в комнате прослушивания отражающих и поглощающих поверхностей, вопрос решается как при помощи специальных отделочных материалов, так и интерьерными методами за счет ковров и массивных штор. А минимизировать вмешательство в уже одобренный заказчиком облик помещения при апгрейде мультимедийного комплекса специалистам часто помогают подвесная и встраиваемая акустика.
Федор Обловацкий, Олег Костюченко (Галерея электроники «Назаров»)