Внятный подход

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Цена – 105 000 руб.


Имя известного американского аудиоинженера Боба Карвера прочно ассоциируется с марками Carver, Phase Linear, Sunfire и с мощными транзисторными усилителями, для которых характерны плотность, крепость звучания и адекватное ценообразование. Некоторое время назад Карвер перешел на лампу, сохранив, однако, и в этой области свои прежние требования, в том числе по мощности.

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Боб Карвер, обладатель 15 американских патентов на изобретения в области аудио, знаменит не только идеями, но и созидательными инициативами. За свою жизнь он единолично успел создать уже три фирмы, причем первую, Carver Corporation, — еще в 1979 году. Спустя четверть века компания Phoenix Gold, специализирующаяся на автозвуке, купила права на эту торговую марку, но сам Боб к тому времени давно переключился на следующий проект — Sunfire. А совсем недавно, в 2011-м, и Sunfire уступил дорогу новой идее. Карвер при поддержке своего тезки и компаньона Боба Фарелли основал Bob Carver: The Vacuum Tube Amplifier Company. Как понятно уже из названия, фирма производит исключительно ламповые усилители. Карвер вернулся к истокам, в лагерь «лампофилов», в традиционном для себя ключе — создав мощные модели на 180 и 300 Вт на 8 Ом (для ламповой техники такие параметры уместно назвать даже супермощными). Подход к сборке тоже сохранился: только ручная работа и навесной монтаж элементов схем без использования токопроводящих дорожек на печатных платах — «древняя традиция» аудио с начала XX века, которую Боб считает единственно правильной для звука и до сих пор строго придерживается. Новый Black Magic 20 — самый младший и маломощный в серии, хотя разделяет со старшими собратьями и дизайн, и основные конструкторские идеи.

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Небольшой аппарат внешне смотрится очень симпатично и имеет качественно изготовленный корпус, что нечасто встречается в данной ценовой категории. Этот корпус с лаковым покрытием с искрой перешел к Black Magic 20 от старших собратьев. Шасси с вентиляционными прорезями сбоку и снизу на днище — стальное, а упомянутый глянцевый лак немного напоминает автомобильный черный металлик, но с более крупным и четким зерном. Кожухи на силовом и двух выходных трансформаторах сделаны из гладко шлифованного алюминия толщиной 5 мм и снабжены съемными верхними крышками на винтах. Устройство стоит на четырех невысоких резиновых ножках. С черной отделкой контрастируют тонкие накладные пластины из серебристого алюминия, на которых выгравированы название компании и марка усилителя. Справа на верхней панели установлена вращающаяся рукоятка регулятора громкости с риской, указывающей текущий уровень. Слева за стальной дужкой-оградкой (единственный элемент конструкции, как-то изолирующий открытые лампы от случайных прикосновений рукой) стоят лампы — две драйверные 12AX7B китайского производства (Shuguang) и четыре выходные (по две на канал) EL84M Sovtek российского происхождения. Больше на строгом корпусе ничего нет, никаких регуляторов тока смещения и пр. — все операции по подстройке режимов работы аппарата выполняются автоматически, без участия владельца. В усилителях и источниках средней ценовой категории производители чаще всего здорово экономят на коммутации, и рассматриваемая модель не исключение. Хотя в данном случае себестоимость была сохранена в заданных границах весьма нетипичным способом. Фирма не стала опускаться до использования дешевых клемм и поставила классические акустические WBT и добротные длинные позолоченные RCA, зато несимметричный вход оказался всего один. Пожалуй, я впервые сталкиваюсь с таким предельным минимализмом конфигурации входов у интегрированного усилителя. Из других опций нашлись только два тумблера — сетевой выключатель и перевод аппарата в мостовой режим. Можно сказать, что с точки зрения коммутации Black Magic 20 прост, как автомат Калашникова. Надеюсь, это же относится и к надежности его работы. Устройство включается сразу после активации сети, не имеет никаких задержек на плавный разогрев ламп и после пары часов прогона вхолостую нагревается уже довольно заметно, хотя и терпимо — градусов до 50. Пульт ДУ, естественно, отсутствует.

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Так получилось, что ко времени тестирования у нас в лаборатории находились только наши референсные колонки PMC OB1i, которые, в общем-то, плохо подходят под определение «ламповая акустика». Надежда была только на имя Боба Карвера и на присущие обычно его изделиям мощность и крепость характера и подачи. Хотя, конечно, имелись и известные опасения — все-таки этот младший представитель «силового» американского семейства даже по ТТХ не отличается суперцифрами выходной мощности. Совсем уж «кабинетным» аппаратом, как, допустим, 10-ваттный Luxman SQ-N100 (см. тест в журнале «АудиоМагазин» за февраль 2012 г.), его не назовешь, но и крепышом он мог бы считаться скорее в компании каких-нибудь классических высокоэффективных АС с бумажными динамиками. Однако вопреки первоначальным сомнениям, в разумно выбранных музыкальных жанрах — барочной музыке, отдельных симфонических произведениях, вокале и вокальных группах, инструментальных ансамблях, популярной музыке, в том числе олдскульном рок-металле, — даже с нашей акустикой Black Magic 20 проявил себя молодцом.

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

При исполнении записей указанных жанров усилитель обеспечивает насыщенный звук и основательный бас, ясные, хорошо разделяемые тембры и акцент в подаче скорее на тон, нежели на шумовые призвуки. Но и последние не нивелированы совсем, просто они не выпирают на передний план. Цельность тонов обеспечивается вполне проявленными биениями воздуха в деревянных духовых, неплохо и не преувеличенно выведенным дыханием солистов. Близкие тембры (барочные теноры, флейты разного типа) разделяются осязаемо и четко по тону, что вообще редкость у относительно недорогих аппаратов. Цветовая палитра насыщенная, но не утрированная, без сиропной вязкости и статичности, ближе к умеренной. Несмотря на глубину и хорошую опору для низких инструментов, тембры не страдают от перенасыщенности и ламповой шоколадности, как бывает в иных случаях, приторность отсутствует вовсе. Характерная раскатистость и подчеркнуто вкусный нижний регистр заметны только в некоторых случаях (орган, рояль) и не переступают за границы ненатуральности. Атака не скругленная и не заостренная, а вполне адекватная, дающая определенную естественную размытость фронтов натуральных тембров. Хотя Black Magic 20 работал в связке с достаточно тяжелой акустикой, он продемонстрировал хорошую прорисовку мелодических и инструментальных линий, очень аккуратный темпоритм и четкие мелкие ритмические доли. В моем понимании это и есть внятность и крепость подачи, даже если запаса мощности не хватает на широкое отыгрывание масштабных динамических пиков.

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Как в академических, так и в популярных записях Bob Carver VTA20S четко чувствует пространство и объем и избегает разнообразных вау-эффектов. Такую трактовку спокойно можно назвать взвешенной и соразмерной. Достойно отрабатываются сцена и планы, расстановка музыкантов и размеры инструментов. Как определенную специфику почерка отмечу некоторую эмоциональную сдержанность и мягкое скругление динамических пиков (впрочем, это опять-таки может быть следствием совместной работы со слишком трудными для усилителя колонками). В любом случае даже в роке и металле бас остается собранным и достаточно хорошо структурированным.

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)

В целом, если сравнивать этого малыша от Боба Карвера с транзисторными усилителями за ту же сумму (вечно актуальный выбор аудиофила), можно однозначно утверждать, что у него гораздо лучше тембры (и более аккуратное их разделение), насыщенность, пластика и общая музыкальность. «Камни» в этом ценовом диапазоне, все до единого, имеют, с позволения сказать, явных звуковых тараканов. Однако транзисторные модели, даже довольно скромные, значительно увереннее держат нагрузку и обладают лучшим запасом мощности, чем компактный ламповый усилитель. Таким образом, оптимальный способ извлечь из Black Magic 20 все его достоинства и избежать недостатков — подобрать в пару к нему высокочувствительную акустику, желательно с четкими протяженными ВЧ (можно даже с их избытком, аппарат в силу собственного характера эффективно это компенсирует).

Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Ширина полосы пропускания Antelope Zodiac при воспроизведении файла с максимальной частотой дискретизации (192 кГц) ограничена аналоговыми выходными каскадами и составляет 42 кГц (–1 дБ). В полосе слышимых частот неравномерность характеристики на небалансном выходе ничтожно мала и не превышает 0,19 дБ (рис. 1). Разбаланс между каналами и уровень проникающего сигнала ни при каких обстоятельствах не будут различимы и составляют соответственно 0,07 дБ и –105 дБ (10 кГц). Желтая кривая на приведенном рисунке получена при нагрузке 600 Ом и свидетельствует о малом выходном сопротивлении (50 Ом). Максимальный уровень выходного напряжения практически соответствует стандартному значению (1,91 В). Спектры тестовых сигналов минимально окрашены продуктами нелинейных (рис. 2 для 1 кГц) и интермодуляционных (рис. 3, для комбинации 19 + 20 кГц) искажений.

Паспортные данные:



Тип – ламповый интегрированный усилитель | Название – Bob Carver VTA20S (Black Magic 20) | Входное сопротивление, кОм – 100 | Выходная мощность (стерео / моно), Вт – 20 / 40 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 8—40 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,5 | Отношение сигнал/шум (А-взвешенное, 20 Вт), дБА – более 100 | Аудиовход – стереопара RCA | Аудиовыходы – нет | Энергопотребление (idle), Вт – 10,6 | Габариты, см – 33 х 17,8 x 22,9 | Масса, кг – 8,62

Результаты инструментальной экспертизы



Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ

5,8

Отношение сигнал/шум, дБА

102

Разбалансировка каналов, дБ

0,46

Спад –3 дБ (при выходной мощности 1 Вт / 10 Вт) на частоте, кГц

13 / 9

Коэффициент демпфирования

2,7

Максимальная мощность P10%, измеренная на 1 кГц, Вт

23

КНИ при 0,5 P10% на 1 кГц, %

0,27

КНИ при Р1 Вт на 1 кГц, %

0,072

Максимальная мощность P10%, измеренная на 80 Гц, Вт

23

КНИ при 0,5 P10% на 80 Гц, %

0,42

КНИ при Р1 Вт на 80 Гц, %

0,2

Максимальная мощность P10%, измеренная на 10 кГц, Вт

22

КНИ при 0,5 P10% на 10 кГц, %

0,27

КНИ при Р1 Вт на 10 кГц, %

0,12

Переходное затухание между каналами L-R (1 кГц / 10 кГц), дБ

44 / 31

Переходное затухание между каналами R-L, дБ

41 / 28



Оценки



+полновесные, но не перенасыщенные тембры, хорошая пластика и мелодика, аккуратный темпоритм -иногда проявляется дефицит ВЧ, незначительный запас по неискаженной мощности, всего один вход

Дизайн

95

Качество изготовления

90

Звучание

90

Эргономика

90

Итого

90

Вывод:



Усилитель, тяготеющий к ровной неутрированной манере воспроизведения и обладающий ясностью подачи, тональной внятностью и адекватностью. Жанрово Bob Carver VTA20S достаточно всеяден (тем более если подобрать подходящие АС) и особенно хорошо оживляет записи с вокалом.
Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: