Внятный подход
Интегрированный усилитель Bob Carver VTA20S (Black Magic 20)
Цена – 105 000 руб.
Имя известного американского аудиоинженера Боба Карвера прочно ассоциируется с марками Carver, Phase Linear, Sunfire и с мощными транзисторными усилителями, для которых характерны плотность, крепость звучания и адекватное ценообразование. Некоторое время назад Карвер перешел на лампу, сохранив, однако, и в этой области свои прежние требования, в том числе по мощности.
Боб Карвер, обладатель 15 американских патентов на изобретения в области аудио, знаменит не только идеями, но и созидательными инициативами. За свою жизнь он единолично успел создать уже три фирмы, причем первую, Carver Corporation, — еще в 1979 году. Спустя четверть века компания Phoenix Gold, специализирующаяся на автозвуке, купила права на эту торговую марку, но сам Боб к тому времени давно переключился на следующий проект — Sunfire. А совсем недавно, в 2011-м, и Sunfire уступил дорогу новой идее. Карвер при поддержке своего тезки и компаньона Боба Фарелли основал Bob Carver: The Vacuum Tube Amplifier Company. Как понятно уже из названия, фирма производит исключительно ламповые усилители. Карвер вернулся к истокам, в лагерь «лампофилов», в традиционном для себя ключе — создав мощные модели на 180 и 300 Вт на 8 Ом (для ламповой техники такие параметры уместно назвать даже супермощными). Подход к сборке тоже сохранился: только ручная работа и навесной монтаж элементов схем без использования токопроводящих дорожек на печатных платах — «древняя традиция» аудио с начала XX века, которую Боб считает единственно правильной для звука и до сих пор строго придерживается. Новый Black Magic 20 — самый младший и маломощный в серии, хотя разделяет со старшими собратьями и дизайн, и основные конструкторские идеи.
Небольшой аппарат внешне смотрится очень симпатично и имеет качественно изготовленный корпус, что нечасто встречается в данной ценовой категории. Этот корпус с лаковым покрытием с искрой перешел к Black Magic 20 от старших собратьев. Шасси с вентиляционными прорезями сбоку и снизу на днище — стальное, а упомянутый глянцевый лак немного напоминает автомобильный черный металлик, но с более крупным и четким зерном. Кожухи на силовом и двух выходных трансформаторах сделаны из гладко шлифованного алюминия толщиной 5 мм и снабжены съемными верхними крышками на винтах. Устройство стоит на четырех невысоких резиновых ножках. С черной отделкой контрастируют тонкие накладные пластины из серебристого алюминия, на которых выгравированы название компании и марка усилителя. Справа на верхней панели установлена вращающаяся рукоятка регулятора громкости с риской, указывающей текущий уровень. Слева за стальной дужкой-оградкой (единственный элемент конструкции, как-то изолирующий открытые лампы от случайных прикосновений рукой) стоят лампы — две драйверные 12AX7B китайского производства (Shuguang) и четыре выходные (по две на канал) EL84M Sovtek российского происхождения. Больше на строгом корпусе ничего нет, никаких регуляторов тока смещения и пр. — все операции по подстройке режимов работы аппарата выполняются автоматически, без участия владельца. В усилителях и источниках средней ценовой категории производители чаще всего здорово экономят на коммутации, и рассматриваемая модель не исключение. Хотя в данном случае себестоимость была сохранена в заданных границах весьма нетипичным способом. Фирма не стала опускаться до использования дешевых клемм и поставила классические акустические WBT и добротные длинные позолоченные RCA, зато несимметричный вход оказался всего один. Пожалуй, я впервые сталкиваюсь с таким предельным минимализмом конфигурации входов у интегрированного усилителя. Из других опций нашлись только два тумблера — сетевой выключатель и перевод аппарата в мостовой режим. Можно сказать, что с точки зрения коммутации Black Magic 20 прост, как автомат Калашникова. Надеюсь, это же относится и к надежности его работы. Устройство включается сразу после активации сети, не имеет никаких задержек на плавный разогрев ламп и после пары часов прогона вхолостую нагревается уже довольно заметно, хотя и терпимо — градусов до 50. Пульт ДУ, естественно, отсутствует.
Так получилось, что ко времени тестирования у нас в лаборатории находились только наши референсные колонки PMC OB1i, которые, в общем-то, плохо подходят под определение «ламповая акустика». Надежда была только на имя Боба Карвера и на присущие обычно его изделиям мощность и крепость характера и подачи. Хотя, конечно, имелись и известные опасения — все-таки этот младший представитель «силового» американского семейства даже по ТТХ не отличается суперцифрами выходной мощности. Совсем уж «кабинетным» аппаратом, как, допустим, 10-ваттный Luxman SQ-N100 (см. тест в журнале «АудиоМагазин» за февраль 2012 г.), его не назовешь, но и крепышом он мог бы считаться скорее в компании каких-нибудь классических высокоэффективных АС с бумажными динамиками. Однако вопреки первоначальным сомнениям, в разумно выбранных музыкальных жанрах — барочной музыке, отдельных симфонических произведениях, вокале и вокальных группах, инструментальных ансамблях, популярной музыке, в том числе олдскульном рок-металле, — даже с нашей акустикой Black Magic 20 проявил себя молодцом.
При исполнении записей указанных жанров усилитель обеспечивает насыщенный звук и основательный бас, ясные, хорошо разделяемые тембры и акцент в подаче скорее на тон, нежели на шумовые призвуки. Но и последние не нивелированы совсем, просто они не выпирают на передний план. Цельность тонов обеспечивается вполне проявленными биениями воздуха в деревянных духовых, неплохо и не преувеличенно выведенным дыханием солистов. Близкие тембры (барочные теноры, флейты разного типа) разделяются осязаемо и четко по тону, что вообще редкость у относительно недорогих аппаратов. Цветовая палитра насыщенная, но не утрированная, без сиропной вязкости и статичности, ближе к умеренной. Несмотря на глубину и хорошую опору для низких инструментов, тембры не страдают от перенасыщенности и ламповой шоколадности, как бывает в иных случаях, приторность отсутствует вовсе. Характерная раскатистость и подчеркнуто вкусный нижний регистр заметны только в некоторых случаях (орган, рояль) и не переступают за границы ненатуральности. Атака не скругленная и не заостренная, а вполне адекватная, дающая определенную естественную размытость фронтов натуральных тембров. Хотя Black Magic 20 работал в связке с достаточно тяжелой акустикой, он продемонстрировал хорошую прорисовку мелодических и инструментальных линий, очень аккуратный темпоритм и четкие мелкие ритмические доли. В моем понимании это и есть внятность и крепость подачи, даже если запаса мощности не хватает на широкое отыгрывание масштабных динамических пиков.
Как в академических, так и в популярных записях Bob Carver VTA20S четко чувствует пространство и объем и избегает разнообразных вау-эффектов. Такую трактовку спокойно можно назвать взвешенной и соразмерной. Достойно отрабатываются сцена и планы, расстановка музыкантов и размеры инструментов. Как определенную специфику почерка отмечу некоторую эмоциональную сдержанность и мягкое скругление динамических пиков (впрочем, это опять-таки может быть следствием совместной работы со слишком трудными для усилителя колонками). В любом случае даже в роке и металле бас остается собранным и достаточно хорошо структурированным.
В целом, если сравнивать этого малыша от Боба Карвера с транзисторными усилителями за ту же сумму (вечно актуальный выбор аудиофила), можно однозначно утверждать, что у него гораздо лучше тембры (и более аккуратное их разделение), насыщенность, пластика и общая музыкальность. «Камни» в этом ценовом диапазоне, все до единого, имеют, с позволения сказать, явных звуковых тараканов. Однако транзисторные модели, даже довольно скромные, значительно увереннее держат нагрузку и обладают лучшим запасом мощности, чем компактный ламповый усилитель. Таким образом, оптимальный способ извлечь из Black Magic 20 все его достоинства и избежать недостатков — подобрать в пару к нему высокочувствительную акустику, желательно с четкими протяженными ВЧ (можно даже с их избытком, аппарат в силу собственного характера эффективно это компенсирует).
Результаты измерений
Ширина полосы пропускания Antelope Zodiac при воспроизведении файла с максимальной частотой дискретизации (192 кГц) ограничена аналоговыми выходными каскадами и составляет 42 кГц (–1 дБ). В полосе слышимых частот неравномерность характеристики на небалансном выходе ничтожно мала и не превышает 0,19 дБ (рис. 1). Разбаланс между каналами и уровень проникающего сигнала ни при каких обстоятельствах не будут различимы и составляют соответственно 0,07 дБ и –105 дБ (10 кГц). Желтая кривая на приведенном рисунке получена при нагрузке 600 Ом и свидетельствует о малом выходном сопротивлении (50 Ом). Максимальный уровень выходного напряжения практически соответствует стандартному значению (1,91 В). Спектры тестовых сигналов минимально окрашены продуктами нелинейных (рис. 2 для 1 кГц) и интермодуляционных (рис. 3, для комбинации 19 + 20 кГц) искажений.
Паспортные данные:
Тип – ламповый интегрированный усилитель | Название – Bob Carver VTA20S (Black Magic 20) | Входное сопротивление, кОм – 100 | Выходная мощность (стерео / моно), Вт – 20 / 40 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 8—40 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,5 | Отношение сигнал/шум (А-взвешенное, 20 Вт), дБА – более 100 | Аудиовход – стереопара RCA | Аудиовыходы – нет | Энергопотребление (idle), Вт – 10,6 | Габариты, см – 33 х 17,8 x 22,9 | Масса, кг – 8,62
Результаты инструментальной экспертизы
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ
5,8
Отношение сигнал/шум, дБА
102
Разбалансировка каналов, дБ
0,46
Спад –3 дБ (при выходной мощности 1 Вт / 10 Вт) на частоте, кГц
13 / 9
Коэффициент демпфирования
2,7
Максимальная мощность P10%, измеренная на 1 кГц, Вт
23
КНИ при 0,5 P10% на 1 кГц, %
0,27
КНИ при Р1 Вт на 1 кГц, %
0,072
Максимальная мощность P10%, измеренная на 80 Гц, Вт
23
КНИ при 0,5 P10% на 80 Гц, %
0,42
КНИ при Р1 Вт на 80 Гц, %
0,2
Максимальная мощность P10%, измеренная на 10 кГц, Вт
22
КНИ при 0,5 P10% на 10 кГц, %
0,27
КНИ при Р1 Вт на 10 кГц, %
0,12
Переходное затухание между каналами L-R (1 кГц / 10 кГц), дБ
44 / 31
Переходное затухание между каналами R-L, дБ
41 / 28
Оценки
+ | полновесные, но не перенасыщенные тембры, хорошая пластика и мелодика, аккуратный темпоритм | - | иногда проявляется дефицит ВЧ, незначительный запас по неискаженной мощности, всего один вход |
Вывод:
Усилитель, тяготеющий к ровной неутрированной манере воспроизведения и обладающий ясностью подачи, тональной внятностью и адекватностью. Жанрово Bob Carver VTA20S достаточно всеяден (тем более если подобрать подходящие АС) и особенно хорошо оживляет записи с вокалом.
Мария Савина