В трех соснах
Выбираем проигрыватель виниловых пластинок
Словосочетание «виниловый ренессанс» уже давно набило всем оскомину. В первый раз оно вошло в обиход еще в конце 90-х годов прошлого века, однако тогда оно было не более чем маркетинговой ловушкой, поскольку никакого роста продаж новых пластинок не было и в помине. А вот сегодня такой ренессанс уже можно смело считать состоявшимся. На протяжении последних лет продажи виниловых дисков уверенно растут, в прошлом 2014 году прирост этого показателя составил не менее 25% по сравнению с 2013 годом. Практически все сохранившиеся заводы не выключают свои прессы семь дней в неделю, а некоторые вышли, по заверениям собственников, на уровень производства конца 1970-х годов. При этом они все равно не справляются с потоком заказов и подумывают о расширении производства. Чешская компания GZ Media и немецкий завод Pallas уже купили и запустили новейшие прессы. На фоне этого также предсказуемо растут продажи аппаратуры и аксессуаров для воспроизведения винила, как и их ассортимент. Так, например, австро-чешская компания Pro-Ject продала в 2014 году 250 тысяч проигрывателей!
Наш цикл статей предназначен для тех, кто только планирует приобщиться к прослушиванию винила. В отличие от цифровых источников звука, где пользователь получает законченный продукт, обычно не требующий усилий для успешного запуска и эксплуатации, в мире аналога все несколько сложнее. И без понимания основных правил, соблюдение которых необходимо для извлечения потенциала из вашего проигрывателя, получить полное удовольствие от прослушивания пластинок не получится. Более того, сам проигрыватель состоит из нескольких элементов, каждый из которых может оказать решающее влияние на качество звучания системы – головка, стол, тонарм (не забудем и про фонокорректор).
Итак, начинаем мы наш цикл с нескольких простых рекомендаций по тому, какой проигрыватель лучше выбрать. Прежде чем принимать решение о покупке той или иной вертушки, нужно не только посчитать деньги в кармане, но, что даже более важно, ответить на главный вопрос – чем для вас будет являться проигрыватель. Будет ли он основным источником сигнала в музыкальной системе или же просто будет присутствовать в ней «для ассортимента»? Готовы ли вы тратить существенные средства на покупку пластинок? Ведь основные затраты при переходе на аналог лежат вовсе не в области аппаратуры. Если вам не досталась в наследство обширная коллекция пластинок, то нужно быть готовым к существенным расходам на пополнение фонотеки. Даже если не говорить о «первопрессах» и раритетных изданиях, цены на которые достигают сотен и тысяч долларов, то новые пластинки сегодня стоят от 20 до 50 долларов, в зависимости от лейбла и формата издания. Есть, конечно, вариант покупки недорого б.у. винила в сети, однако с учетом доставки стоимость все равно получается солидной. При этом для успешной «ловли» пластинок на eBay необходимо обладать определенным опытом и знаниями, иначе есть риск на первых порах получить в коллекцию кучу трещащего неликвида.
Наши рекомендации мы разобьем на несколько частей, в зависимости от профиля потенциального покупателя.
Сценарий 1. Пластинок нет, опыта нет, но попробовать хочется – слышал у друзей, понравилось.
В такой ситуации выбор сделать достаточно просто, поскольку нет никакого смысла вкладывать большие средства в проигрыватель «на попробовать» - если, конечно, средства не безграничны. Таким покупателям мы бы советовали обратить свое внимание на модели начального уровня от Pro-Ject, Rega или Thorens.
Можно также посмотреть в сторону профессиональных вертушек от Audio-Technica, Vestax, Numark. Они просты в настройке и эксплуатации и обладают достаточным качеством для того, чтобы дать почувствовать вкус к аналоговому звучанию. В отличие от цифровых источников, даже самая простая (но качественная!) вертушка способна показать те преимущества винила, за которые его так ценят – слитность, естественность звучания, отсутствие утомляемости после долгого прослушивания.
Сценарий 2. Раньше слушал винил, потом бросил, теперь хочу вернуться
Здесь все проще. Если у человека есть опыт общения с проигрывателями и грампластинками, то он способен сам сделать сознательный выбор. Как вариант, есть смысл приобрести винтажный проигрыватель из эпохи 1970-80-х годов, особенно из тех моделей, о которых в то время можно было только мечтать. Сейчас на рынке подержанных проигрывателей можно приобрести отлично сохранившиеся Thorens 125, Linn LP12, Micro Seiki BL-91 и многие другие. При этом экономия получится очень существенной, особенно при сравнении с текущими моделями того же уровня.
Если же есть желание приобретать только новую аппаратуру, то выбор сейчас велик, как никогда. Для тех, кто не любит возиться с настройками, прекрасно подходят дорогие модели Rega, например, RP8. Для продвинутых пользователей можно рекомендовать что-то более сложное в настройке и установке, например, Michell Engineering Orbe или Avid Volvere SP.
Сценарий 3. Всю жизнь слушал цифру и считаю ее лучше, но хочу сравнить с винилом в своей системе и проверить
Это самая сложная ситуация. Если закоренелый аудиофил привык к цифровому звучанию, как с точки зрения его качества, так и удобства пользования фонотекой, и хочет лишний раз убедить себя в правильности своего выбора, то он это сделает легко и непринужденно. Зачем утруждать себя правильной установкой вертушки, настройкой головки, тонарма, подбором фонокорректора, и т.д., когда цели получить удовольствия от прослушивания не стоит? Если же у него действительно есть стремление к открытию нового для себя способа слушать музыку, то нужно быть готовым к тому, что придется потратить не только деньги, но и время на то, чтобы правильно организовать работу аналогового источника в системе. В такой ситуации, помимо приобретения самого проигрывателя, нужно пригласить хорошего специалиста по настройке, способного оптимально установить и настроить проигрыватель. Для данной категории слушателей можно смело рекомендовать проигрыватели Bauer DPS 3 или Brinkmann Bardo.
В следующий раз подробнее поговорим о выборе головки звукоснимателя.
Наш цикл статей предназначен для тех, кто только планирует приобщиться к прослушиванию винила. В отличие от цифровых источников звука, где пользователь получает законченный продукт, обычно не требующий усилий для успешного запуска и эксплуатации, в мире аналога все несколько сложнее. И без понимания основных правил, соблюдение которых необходимо для извлечения потенциала из вашего проигрывателя, получить полное удовольствие от прослушивания пластинок не получится. Более того, сам проигрыватель состоит из нескольких элементов, каждый из которых может оказать решающее влияние на качество звучания системы – головка, стол, тонарм (не забудем и про фонокорректор).
Итак, начинаем мы наш цикл с нескольких простых рекомендаций по тому, какой проигрыватель лучше выбрать. Прежде чем принимать решение о покупке той или иной вертушки, нужно не только посчитать деньги в кармане, но, что даже более важно, ответить на главный вопрос – чем для вас будет являться проигрыватель. Будет ли он основным источником сигнала в музыкальной системе или же просто будет присутствовать в ней «для ассортимента»? Готовы ли вы тратить существенные средства на покупку пластинок? Ведь основные затраты при переходе на аналог лежат вовсе не в области аппаратуры. Если вам не досталась в наследство обширная коллекция пластинок, то нужно быть готовым к существенным расходам на пополнение фонотеки. Даже если не говорить о «первопрессах» и раритетных изданиях, цены на которые достигают сотен и тысяч долларов, то новые пластинки сегодня стоят от 20 до 50 долларов, в зависимости от лейбла и формата издания. Есть, конечно, вариант покупки недорого б.у. винила в сети, однако с учетом доставки стоимость все равно получается солидной. При этом для успешной «ловли» пластинок на eBay необходимо обладать определенным опытом и знаниями, иначе есть риск на первых порах получить в коллекцию кучу трещащего неликвида.
Наши рекомендации мы разобьем на несколько частей, в зависимости от профиля потенциального покупателя.
Сценарий 1. Пластинок нет, опыта нет, но попробовать хочется – слышал у друзей, понравилось.
В такой ситуации выбор сделать достаточно просто, поскольку нет никакого смысла вкладывать большие средства в проигрыватель «на попробовать» - если, конечно, средства не безграничны. Таким покупателям мы бы советовали обратить свое внимание на модели начального уровня от Pro-Ject, Rega или Thorens.
Можно также посмотреть в сторону профессиональных вертушек от Audio-Technica, Vestax, Numark. Они просты в настройке и эксплуатации и обладают достаточным качеством для того, чтобы дать почувствовать вкус к аналоговому звучанию. В отличие от цифровых источников, даже самая простая (но качественная!) вертушка способна показать те преимущества винила, за которые его так ценят – слитность, естественность звучания, отсутствие утомляемости после долгого прослушивания.
Сценарий 2. Раньше слушал винил, потом бросил, теперь хочу вернуться
Здесь все проще. Если у человека есть опыт общения с проигрывателями и грампластинками, то он способен сам сделать сознательный выбор. Как вариант, есть смысл приобрести винтажный проигрыватель из эпохи 1970-80-х годов, особенно из тех моделей, о которых в то время можно было только мечтать. Сейчас на рынке подержанных проигрывателей можно приобрести отлично сохранившиеся Thorens 125, Linn LP12, Micro Seiki BL-91 и многие другие. При этом экономия получится очень существенной, особенно при сравнении с текущими моделями того же уровня.
Если же есть желание приобретать только новую аппаратуру, то выбор сейчас велик, как никогда. Для тех, кто не любит возиться с настройками, прекрасно подходят дорогие модели Rega, например, RP8. Для продвинутых пользователей можно рекомендовать что-то более сложное в настройке и установке, например, Michell Engineering Orbe или Avid Volvere SP.
Сценарий 3. Всю жизнь слушал цифру и считаю ее лучше, но хочу сравнить с винилом в своей системе и проверить
Это самая сложная ситуация. Если закоренелый аудиофил привык к цифровому звучанию, как с точки зрения его качества, так и удобства пользования фонотекой, и хочет лишний раз убедить себя в правильности своего выбора, то он это сделает легко и непринужденно. Зачем утруждать себя правильной установкой вертушки, настройкой головки, тонарма, подбором фонокорректора, и т.д., когда цели получить удовольствия от прослушивания не стоит? Если же у него действительно есть стремление к открытию нового для себя способа слушать музыку, то нужно быть готовым к тому, что придется потратить не только деньги, но и время на то, чтобы правильно организовать работу аналогового источника в системе. В такой ситуации, помимо приобретения самого проигрывателя, нужно пригласить хорошего специалиста по настройке, способного оптимально установить и настроить проигрыватель. Для данной категории слушателей можно смело рекомендовать проигрыватели Bauer DPS 3 или Brinkmann Bardo.
В следующий раз подробнее поговорим о выборе головки звукоснимателя.
Александр Чечелёв