В такт музыке
Тест ламповых интегрированных усилителей в ценовом диапазоне 160 000 руб
Очередной тест ламповых интегрированных усилителей в достаточно высоком ценовом диапазоне собрал компанию из четырех мускулистых двухтактников и одного маломощного, но очень приятно сделанного однотактника. И у первых, и у последнего обнаружились свои несомненные достоинства и недостатки. А что перевесит - дело аргументированного выбора или просто личного вкуса.
Некоторые скажут, что идеологически неверно сравнивать друг с другом однотактные и двухтактные конструкции (по крайней мере, обычного типа, не рассматривая, скажем, эксклюзивные мощные однотактники на 50-70 Вт). И по-своему они будут правы. "Транзисторно ориентированным" людям вся ламповая тема кажется однородной, однако среди "лампоноиков" деление на любителей однотактов и двухтактов намечено весьма четко. Подводимая под это идеология тоже хорошо известна и вполне понятна. В среднем, если снова исключить нетипичные конструкции, в пользу двухтактных ламповиков говорят большая выдаваемая мощность, жанровая универсальность, лучший контроль акустических систем, более энергичная подача. Зато "нежные" однотактники - это непревзойденная ясность и внятность звучания, слитность и бесшовность исполнения музыки, деликатность трактовок и изысканность артикуляции. Недостатки же, как водится, являются естественным продолжением достоинств. Платой за ясность и изысканность служат малая мощность, низкий демпинг-фактор (хотя этот параметр зависит от использованной схемы, а не от мощности, снимаемой с выходных ламп, и может быть весьма мал также у двухтактника, примеры чего представлены в нашем тесте) и требование очень аккуратного сочетания с АС. С адекватно выбранной акустикой от правильно спроектированного однотактника обычно ожидается более цельное, музыкальное и эмоциональное исполнение, хотя в наше время подобрать такие колонки непросто. С этой точки зрения двухтактник, конечно, попроще в эксплуатации. Но все равно оба типа конструкции находят почитателей (а продвинутые пользователи могут получить у мастера на заказ однотактник, играющий со всеми достоинствами двухтактника, но это уже другая тема, не про серийные продукты). Из сказанного ясно, что выбор АС для теста ламповых усилителей имеет решающее значение. К сожалению, в этот раз нам не удалось получить полноформатную напольную акустику с нужными качествами (высокая чувствительность, желательно - простые фильтры, стабильный и разумно высокий импеданс). В качестве компромисса мы взяли очень качественные по звучанию и средние по требуемым ТТХ полочники, абсолютно адекватные для любого из двухтактников в тесте, но, возможно, несколько тяжеловатые для однотакта. Хотя наш участник и с ними показал себя молодцом.
Приведенные цены являются ориентировочными
Тестовая система
1. CD-проигрыватель Bryston BCD-1
2. Акустические системы Rosso Fiorentino Fiesole
3. Межблочные и акустические кабели Analysis-Plus
Тестовый материал
1. Г. Ф. Телеман, "Концерты для деревянных духовых инструментов" (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, "Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа" (Telarc, 80614)
3. Д. Б. Перголези, "Stabat Mater" (ACCORD, 465 952-2)
4. В. Баумгратц, "Organ Landscape" (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
5. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 "Антар" (DG, 423 605-2)
6. Ф. Шуберт, Симфония № 4, D 417 "Трагическая" (RCA, 09026 63943 2) 7. Людвиг ван Бетховен, Соната №23 для фортепиано фа минор "Аппассионата" (DG, 457 296-2)
8. The Who "Quadrophenia" (Polydor, 531 971-2)
9. AC/DC "The Razors Edge", remastered (Epic Rec., 510771 2)
10. Grave Digger "Knights of the Cross" (GUN, 74321 58069)
Участники теста
1. Jadis Orchestra Reference
2. AudioValve Assistent 30
3. Canor Audio TP134
4. Trafomatic Audio Experience Two
5. Octave V40 SE
6. Итоговые результаты
Jadis Orchestra Reference
Цена – 179 000 руб.
Французская компания Jadis среди концептуальных черт своих ламповых усилителей отмечает мощность, надежность и стабильность, основанные на выходных трансформаторах собственной разработки и изготовления. Также фирма располагает научно-исследовательской лабораторией, в которой проводит исследования в таких областях, как ламповая техника, цифровое аудио и психоакустика.
Усилитель Reference отличается от модели Orchestra наличием темброблока. Есть и еще одна модификация — Orchestra RC с пультом ДУ (его отсутствие в нашем случае несколько огорчило).
Конденсаторы фильтра питания установлены прямо на верхней панели — их четыре штуки по 470 мкФ. Все лампы, скрытые под стальным дырчатым кожухом, — российского производства: две предусилительно-драйверные Tung-Sol 12AX7 и четыре выходных (по две на канал) Genalex Gold Lion KT88. В качестве опций допускается использование EL34 / KT90 / 6550. Управление током смещения, контроль за функционированием ламп, визуализированный для пользователя, и другие тестовые возможности не предусмотрены — все делается автоматически. При замене комплекта выходных ламп токи должны выставляться вручную, а доступ к регулировкам открывается только при разборке корпуса. Кроме упомянутого темброблока, еще имеются регулировка баланса, выбор входа и, конечно, громкость — круглые ручки с метками положений. Корпус из полированной нержавеющей стали щеголяет деревянными боковинами, покрытыми черным глянцевым лаком, а также фасадом, декоративными вставками и управляющими ручками из золоченой нержавейки — с покрытием нитридом титана. Название модели и схематические обозначения трансформаторов сверху на кожухах выгравированы прямо на этих блестящих вставках. Сзади на коммутационной панели есть прекрасные акустические терминалы, пять двухканальных аналоговых входов на разъемах RCA и выход на запись. Клеммы входов достаточно короткие и поставлены одна над другой впритык, что не слишком удачно. Зато крепятся они надежно, да и слой позолоты, в порядке компенсации за малую длину, впечатляет. За счет нестандартной ширины (53 см, необычный размер хорошо виден даже на глаз) корпус кажется распластанным по поверхности, хотя выдержанные гармоничные пропорции обусловливают ассоциации скорее с гоночными авто, чем с широкой конструкцией, прижатой к земле. Стиль аппарата в целом весьма щегольский, с обилием блеска, но без вульгарности. Производитель заявляет для усилителя допустимую нагрузку от 1 до 16 Ом с единым выходом, без отводов под разные сопротивления. Нижняя граница, мягко говоря, нетипична для ламповой схемы. Технические параметры Orchestra Reference, приведенные в руководстве пользователя и на сайте фирмы, не совсем совпадают (мы даем цифры по мануалу).
По характеру звучания французский усилитель вполне соответствует своей внешности — он играет легко, стремительно и празднично, нарядно и ясно, отличаясь хорошей энергетикой. Бас по характеру мягкий, у низких сложных инструментов (орган, виолончель, рояль) не очень глубокий и иногда не до конца собранный, хотя на такой результат, возможно, влияет и акустика. Середина внятная, разборчивая и подчеркнуто пластичная, что благотворно сказывается на исполнении записей разных музыкальных жанров. Верхние частоты отрабатываются достаточно четко и раздельно, хотя по верху ощущается скругление в типично ламповом стиле. Подача музыки в целом неизменно приятная, непринужденная и комфортная, немного глянцевая. Посверкивание отдельных тембров и мелодических линий украшает любую популярную композицию, а хорошая направленность и намеченное развитие тем обеспечивают динамику и нужный градус эмоций. Для многосоставных академических произведений, как представляется, тембровых и микродинамических нюансов все же маловато, хотя статики и вязкого скучного звучания нет в любом случае — подобное противоречило бы ярко выраженному почерку усилителя.
Результаты измерений
Усилитель Jadis Orchestra Reference обладает немаловажной особенностью, выделяющей его среди участников. Это возможность осуществлять частотную коррекцию в области низких и высоких частот, проще говоря — темброблок. Но по какой причине при установленных в нулевое положение регуляторах выходная частотная характеристика далека от идеала, остается лишь догадываться (возможно, инженеры пытались минимизировать электрический тракт этого модуля и отказались от подстроечных элементов). На рис. 1 красным показана эта характеристика. Незначительные манипуляции с ручками управления позволяют придать графику надлежащую форму (зеленая кривая). Усилитель оказался самым мощным в нашей подборке и на 8-омную нагрузку отдал 56 Вт (10% КНИ). Уровень нелинейных искажений для частот 1 кГц, 80 Гц и 10 кГц при различных уровнях сигнала показан на рис. 3. Межканальная изоляция сигнала высокая (рис. 2). Отношение сигнал/шум составило 98 дБА.
Паспортные данные:
Название – Jadis Orchestra Reference | Входное сопротивление, кОм – более 100 | Выходная мощность (на 1 кГц), Вт – 40 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—60 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – не указаны | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Аудиовходы – стереопары RCA (5) | Аудиовыход – стереопара RCA | Энергопотребление (максимальное), Вт – 300 | Габариты, см – 53 x 20 x 27 | Масса, кг – 20
Оценки
+ | пластичная подвижная середина, непринужденная свободная подача музыки разных жанров, концертная атмосфера | - | дефицит фактуры и разрешения по краям частотного диапазона, несколько нивелированная индивидуальность натуральных тембров |
Вывод:
Популярная музыка разных жанров воспроизводится Jadis Orchestra Reference легко, стремительно и эффектно, по-эстрадному празднично и с хорошей энергетикой. Свежесть и общая приятность исполнения сохраняются также для академической ансамблевой музыки, хотя для БСО не хватает глубины.
AudioValve Assistent 30
Цена – 160 000 руб.
«Стопроцентно сделано в Германии, качество сборки, принятое в военной промышленности, и мощный чистый звук, обычный для фирмы» — таковы слоганы с сайта компании AudioValve, сопровождающие анонс модели Assistent 30, позиционируемой как младшая в фирменной табели о рангах. Мощность у нее и впрямь поменьше, чем у остальных, зато все прочее, включая внешний вид, по-прежнему на высоте.
Двухтактный усилитель, как заявляется производителем, функционирует в чистом классе А. В выходном каскаде работают восемь небольших двойных лучевых тетродов QQE 03/12, исторически выпускавшихся в Европе несколькими фирмами (например, Telefunken, Philips и Siemens, последние, категории NOS, как раз стоят в данной модели). Раньше они в основном применялись в высокочастотных схемах для передатчиков, в том числе военных. Четыре QQE на канал дают мощность по 40 Вт, их работа в оптимальном режиме обеспечивается запатентованной системой полностью автоматической регулировки сеточных токов смещения. При включении аппарата около каждой выходной лампы загораются красные индикаторы тестирующих контуров, гаснущие по окончании тестирования через нескольких секунд. Входной и драйверный каскады сделаны на российских лампах Electro-Harmonix, двух ECC 82 и двух ECC 83.
Нестандартный сундучок имеет всего половину стандартной ширины, но большую глубину и в соответствии с известной концепцией AudioValve весь открыт нескромному взору. На корпусе из стали толщиной примерно 3 мм с покрытием черным лаком есть множество прорезей спереди, сверху и по бокам. И только силовая часть спрятана в нижнем отсеке, под красной печатной платой, отделенной от днища металлическими стойками (кстати, выходные трансформаторы с Ш-образными сердечниками немецкой фирмы Pikatron изготовлены в сотрудничестве с AudioValve по ее спецификации и с ее участием). Сверху в виде особого шика, а также для соблюдения требований безопасности при эксплуатации усилителя положена толстая прозрачная плита из плексигласа. Стенки сходятся на боковые ребра жесткости и стягиваются сверху декоративными винтами с большими круглыми головками. В тон двум рукояткам золотистого цвета, громкости и селектора входов, сделаны ножки под корпусом. На задней панели располагается ряд одинаковых неподписанных входов; качество коммутации вызывает некоторые вопросы, обусловленные длиной клемм и надежностью их закрепления. Зато акустические терминалы вполне добротные, универсальные, без отводов на разное сопротивление нагрузки. В целом аппарат выглядит довольно необычно и «цепляет глаз».
Немецкого «Ассистента» отличают безупречная тональная ровность звучания, благородство и нейтральность подачи и самая толика матового оттенка. Верхушки звуков имеют практически естественные профили и остроту, на басу не ощущается никакой ватности или «пластилиновости», хотя отдача в нижнем диапазоне немного понижена. Группы инструментов в симфоническом оркестре разделяются четко и ясно, сцена многослойная и многоплановая, оркестровая вертикаль хорошо выстроена. Отдельные тембры выразительные, но не перегретые, не раздутые и не слишком «разноцветные». Усилитель обладает превосходным темпоритмом, естественно пунктуальным, без оттенка лишнего аккуратизма или, напротив, небрежности. Исполнение можно назвать рациональным и вместе с тем интеллигентным и не лишенным искры вдохновения, радует полное отсутствие линейности и поверхностности в трактовках. Тембры весьма сбалансированные, цельно увязанные по вкладам тона и шума. Вокал уверенно выразителен, без перехлеста эмоций и лишних красивостей, подается он очень убедительно, детально и интеллигентно. Утрированной энергетики тоже нет, а есть правильный соразмерный темп и настрой в каждом случае, от барочных записей до металлического адреналина. Все отыгрывается аккуратно, но со страстью, просвечивающей сквозь аккуратность и сдержанность, — сделано очень хорошо, на бесспорного лидера теста.
Результаты измерений
Неравномерность частотной характеристики и ширина полосы пропускания усилителя AudioValve Assistent 30 сильно зависят от выходной мощности. При значениях порядка 1 Вт верхняя граничная частота составляет 38 кГц (рис. 1, красная кривая). С увеличением мощности до 10 Вт показатель снижается до 22 кГц (оранжевая кривая). Причина такого поведения скрыта в низкой энергоемкости выходных трансформаторов. Из-за этого особенно заметно страдает басовая область. Если на средних частотах усилитель на нагрузку 8 Ом отдает до 54 Вт (10% КНИ), то для сигнала с частотой 80 Гц максимум составляет 38 Вт (рис. 3, синяя кривая). Также в рассматриваемой частотной области отмечается повышенный уровень нелинейных искажений даже при невысокой громкости. Следует отметить самый значительный в тесте разбаланс каналов (1,1 дБ) и малое ослабление проникающего сигнала между ними (рис. 2). Последние два показателя, вместе с величиной отношения сигнал/шум (93 дБ), являются худшими в рамках нашей подборки.
Паспортные данные:
Название – AudioValve Assistent 30 | Входное сопротивление, кОм – не указано | Выходная мощность, Вт – 40 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—50 000 (по уровню ±3 дБ) | Гармонические искажения (на полной мощности),% – менее 1,0 | Отношение сигнал/шум, дБ – 90 | Аудиовходы – стереопары RCA (5) | Аудиовыход – стереопара Tape (RCA) | Энергопотребление, Вт – 150 | Габариты, см – 22 x 23 x 36 | Масса, кг – 12
Оценки
+ | прозрачное детальное звучание, спокойная недовлеющая информативность, нейтральная тональность, динамика | - | отдача по краям частотного диапазона маловата (хотя разборчивость отличная), качество коммутации среднее |
Вывод:
Усилитель с удивительно уверенным интеллигентным почерком, отрабатывающий музыку всех жанров спокойно, соразмерно и гармонично. Такую подачу хочется определить как нейтральность и серьезность трактовки, музыкальность без нарочитости и эффективность без эффектности.
Canor Audio TP134
Цена – 139 000 руб.
Новый аппарат хорошо знакомой нам словацкой компании Canor Audio на полторы тысячи евро дешевле превосходного TP106VR+, который так понравился нашей редакции в прошлом году (как и его собрат попроще без плюса в названии). Модель TP134 сохранила и вакуумные диоды для выпрямления анодного напряжения, и строгий инженерный подход к конструкции наряду с минималистским дизайном.
Усилитель выполнен на четырех выходных лампах EL34 (по традиции фирмы JJ, тоже словацкой), включенных в ультралинейном режиме. До первых 10 Вт он функционирует в чистом классе А. Четыре входных лампы 12АТ7 закрыты экранирущими алюминиевыми кожухами. Фирма утверждает, что эта мера вкупе с выбором топологии и собственной запатентованной технологией производства печатных плат обеспечила уменьшение перекрестной помехи (взаимопроникновения каналов) на 6 дБ по сравнению с прежними аппаратами. Что касается упомянутой выше технологии, то в своих разработках Canor Audio акцентируется на снижении тангенса угла диэлектрических потерь — параметра, связанного именно с внутренней структурой диэлектрика (материала печатной платы) и характеризующего затухание электромагнитной волны из-за рассеяния в материале. Утверждается, что у Canor этот показатель доведен до значения, достигаемого в воздухе. ТР134 — первая модель, оснащенная регулятором громкости, реализованным на реле (с минимальным числом контактов, от 0 до 6, в зависимости от выбранного уровня усиления), с разбалансировкой каналов менее 0,05 дБ. Скромный внешне, но крепкий (сварной) корпус окрашен черной с искрой краской и имеет многочисленные вентиляционные прорези сверху и с боков. Передняя панель сделана из массивной алюминиевой плиты. На однородной поверхности выделяется только круглое оконце информационного экрана (символами традиционного для Canor желтого цвета отображается уровень громкости с шагом 1 дБ), а по ободку экрана светодиоды отмечают выбранный вход. Наверху располагается небольшая вращающаяся и нажимающаяся ручка-кнопка, которая совмещает функции включения сети, регулятора громкости и селектора входов, в зависимости от алгоритма нажатия, — минималистично, но не всегда удобно. К счастью, в комплекте есть универсальный пульт ДУ, что сильно упрощает жизнь. Забавная особенность в выборе шкалы громкости заключается в отсчете от нуля вниз (абсолютная уменьшающаяся шкала с отрицательными значениями, а не более привычная перевернутая, с положительными), вследствие чего кнопка «+» на пульте снижает громкость, а кнопка «–» повышает (вспомним из школьной алгебры, что для отрицательных чисел бóльшим является то, которое меньше по модулю). Довольно непривычно, хотя приноровиться можно.
Аппарат Canor Audio играет по-фирменному узнаваемо — как хороший транзисторный усилитель, но без присущих «камням» из среднего ценового диапазона недостатков. Эта техника — неламповая по стилю (да и по ТТХ). Конкретно модель номер 134 отличается таким же крепким почерком и способностью без проблем выдерживать динамические пики, как и прежние модификации номера 106, здесь такие же превосходные структура и сфокусированность нижнего регистра и полезная шумовая детальность. В подаче очень много легкости и воздуха, по этому параметру аппарат обгоняет даже солнечный легкий Jadis. Темпоритм безупречный, как и у AudioValve. Общая тонкость, ажурность и собранность звучания сильно роднят ТР134 с его старшими родственниками. Однако в отличие от компонентов Canor Audio, слышанных нами ранее, этому свойственны суховатость тембров, особенно заметная в академической музыке, и некоторое упрощение микродинамики — несильное, но ощущаемое у рояля и в вокале. С другой стороны, хорошо сделано дыхание оркестра и разный настрой в записях — они, возможно, выявлены наилучшим в тесте образом. И все же фактуры и объемности тембров для классики маловато, и разрешение по ВЧ могло бы быть получше. Из явных успехов отметим жесткое и очень собранное, драйвовое воспроизведение рока и металла.
Результаты измерений
Если бы при выборе победителя теста учитывались лишь технические параметры усилителя, то Canor Audio TP134, безусловно, стал бы лидером. Мало того, что он обладатель максимального количества рекордных значений измеренных параметров, некоторые из них к тому же находятся на уровне транзисторных устройств. Неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц не превышает 0,04 дБ. Спад характеристики наблюдается далеко в надтональной области, и на 80 кГц составляет менее 1 дБ (рис. 1). Важно отметить, что указанные величины практически не зависят от уровня выходного сигнала (оранжевая кривая, для 10 Вт). Каналы отстроены превосходно, разбаланс между ними не более 0,04 дБ, а проникновение сигнала не превышает –56 дБ на 10 кГц (рис. 2). Выходная мощность усилителя не самая большая, но максимальное ее значение 43 Вт стабильно для всей полосы звуковых частот (рис. 3). В диапазоне рабочих громкостей уровень нелинейных искажений премиально низкий — так, на 1 Вт для 1 кГц значение этого коэффициента составило 0,047%.
Паспортные данные:
Название – Canor Audio TP134 | Входное сопротивление, кОм – 30 | Выходная мощность (на нагрузке 4 / 8 Ом), Вт – 35 x 2 | Частотная характеристика (на 5 Вт), Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,1 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 5 Вт),% – менее 0,15 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 93 | Аудиовходы – стереопары RCA (5) | Аудиовыход – стереопара Tape (RCA) | Энергопотребление, Вт – не указано | Габариты, см – 43,5 x 17 x 39 | Масса, кг – 22
Оценки
+ | очень собранный и сфокусированный звук, наилучшая среди участников теста структура нижнего регистра, ажурное легкое звучание | - | дефицит наполненности тембров, иногда заметные проблемы с микродинамикой, умеренное разрешение по ВЧ |
Вывод:
Canor Audio TP134 играет в узнаваемом фамильном стиле, хотя есть и отличия. Сохранились базово крепкий почерк, превосходная динамика, легкость и четкость подачи. Из новых черт налицо немного суховатое звучание и тяготение к современной музыке.
Trafomatic Audio Experience Two
Цена – 145 000 руб.
Иногда на рынке, пресыщенном изобилием раскрученных имен, зажигаются новые звезды. И порой они происходят из стран без богатой аудиоистории. Так было, например, со словацким Canor Audio. А Trafomatic Audio — фирма из Сербии, основанная в 1997 году и начинавшая с производства трансформаторов. Теперь в союзе с австрийской WLM она делает ламповые усилители, ориентированные на высокочувствительную акустику.
Единственный однотактник в тесте, имеющий минимальную конфигурацию ламп — классический набор из пяти штук, в том числе выпрямителя входного напряжения, логично стал и самым маломощным. При его конструировании разработчики явно руководствовались принципами простоты и качества, стремясь вернуться к корням и максимально придерживаться русла золотой классики. Experience Two — второй шаг Trafomatic Audio на обозначенном пути, классический однотактник без общей ООС, с трансформаторами собственного производства (вспомним первоначальное направление деятельности компании) и характерным набором ламп. Что касается трансформаторов, то здесь присутствуют силовой тороид на 300 В·А и пара выходных на сердечниках типа «сдвоенный С», а завершают картину конденсаторы Solen в фильтре питания. Два предусилительных двойных триода Tung-Sol 6SN7 российского производства на коричневых цоколях при установке закрываются алюминиевыми цилиндрами-экранами, ставящимися внатяг на соответствующие выступы на верхней панели усилителя. Два выходных прямонакальных триода 300В Gold — тоже российские, Electro-Harmonix, с толстыми ножками и белыми керамическими цоколями, устанавливаются в керамические гнезда. Наконец, пятая лампа в комплекте — советский двуханодный прямонакальный кенотрон 5Ц3С. По типу управления режимами ламп и подстройки усилитель полностью автоматический.
Деревянный корпус по заказу может иметь разную отделку — черную, венге (именно таков наш вариант, у него очень приятный шоколадный тон) и черри. Сверху и снизу прикреплены алюминиевые пластины с матовой обработкой поверхности. Ножки под корпусом тоже алюминиевые, широкие. На передней панели сделана небольшая вставка из того же материала, на которой смонтированы две ручки — управление громкостью и селектор входов. Входов, кстати, всего три (плюс еще одна отдельная клемма заземления), зато их качество выше всякой критики, и смонтированы они очень надежно. Рукоятки переключателей приятные, с мягким ходом; уровнем усиления управляет регулятор компании Alps. Отводов от выходных трансформаторов два — для нагрузки с номинальным сопротивлением 4 и 8 Ом. Акустические терминалы также просто великолепные. Кожухи трансформаторов — сетевого и выходных — массивные, чугунные, они возвышаются сзади, словно три водонапорные башни. Вопреки винтажным традициям в комплекте есть пульт ДУ — довольно большой брусок с кнопками регулировки громкости.
Все, чего мы заочно ждали от звучания однотактного аппарата на лампах 300В, оправдалось с лихвой: характерная шелковистая бесшовная подача, изумительная артикуляция, абсолютно прозрачная не перегретая середина и ощущение полной цельности и замкнутости тембров. Однако эти черты должны быть присущи любому нормально сделанному однотактнику на этой лампе. Из особенностей именно Trafomatic Audio Experience Two отметим удивительную способность к оживлению записей, как полноценных оркестровых или ансамблевых, так и архивных монофонограмм. Они перестают быть условностью и становятся реальностью, будто под волшебным фонарем. Микродинамику следует признать великолепной, восхитительной и исключительной, да и в целом обращение этого усилителя с нюансами заслуживает превосходных степеней похвалы. Бас воспринимается как не слишком глубокий, но тоже очень прозрачный и четкий, под стать середине. Высокие частоты спадают достаточно рано, однако разнообразные детали в верхнем регистре все равно отчетливо слышны благодаря отличной тонкой фактуре. Звук Experience Two не хочется описывать в обычных терминах — все время тянет назвать его «живой водой» и перейти к стихотворным формам.
Результаты измерений
Максимальная выходная мощность Trafomatic Audio Experience Two при 10% КНИ составила всего 8,4 Вт — это самый маломощный аппарат в тесте, что закономерно следует из схемы и использованных выходных ламп. Поэтому на рис. 1 оранжевым показана АЧХ при выходной мощности 8 Вт, а не 10 Вт, как у других участников. Тут отмечается незначительное снижение отдачи в низкочастотной области. При меньшем уровне сигнала (красная кривая, 1 Вт) неравномерность характеристики не превышает 0,54 дБ. Прочие технические параметры демонстрируют тщательность настройки и стабильность функционирования, причем некоторые значения при измерении получились лучше, чем заявлено производителем. Полоса пропускания по спаду –3 дБ ограничена частотой 51 кГц. Межканальная изоляция сигнала выполнена добротно, ослабление на 10 кГц — не менее 53 дБ (рис. 2). Отдельно следует отметить малый уровень нелинейных искажений при низкой и средней выходной мощности — так, на 1 Вт для сигнала 1 кГц КНИ составил 0,29%, для частоты 80 Гц значение немного больше — 0,37%.
Паспортные данные:
Название – Trafomatic Audio Experience Two | Входное сопротивление, кОм – 100 | Выходная мощность, Вт – 8 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 10—45 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (1 / 8 Вт),% – 0,55 / 5 | Отношение сигнал/шум, дБ – 75 | Аудиовходы – стереопары RCA (3) | Аудиовыходы – нет | Энергопотребление, В•А – 190 | Габариты, см – 43 x 16,5 x 29 | Масса, кг – 18
Оценки
+ | предельная прозрачность и деликатность почерка, цельные совершенные тембры, идеальный вокал | - | ослаблена отдача по краям частотного диапазона, малый запас неискаженной мощности для насыщенных записей БСО |
Вывод:
Скромный по мощности, но буквально завораживающий своей музыкальностью и чистотой подачи усилитель, достойный адекватного окружения. При прослушивании Trafomatic Audio Experience Two приходит в голову мысль, что истина — именно в этой простоте, ясности и бережной внятности трактовок.
Octave V40 SE
Цена – 185 000 руб.
У усилителей, тем более ламповых, облик и стиль могу быть самыми разными. Среди множества модных, брутальных, подчеркнуто индивидуальных и вызывающе индустриальных конструкций Octave смотрится спокойно и без вызова, как типично немецкий плод союза аккуратности и умеренности. Однако в действительности это универсальная боевая машина с великолепным управлением и возможностями.
По доступным регулировкам и гибкости конфигурации (и разнообразию получаемого в результате звучания) Octave V40 SE не имеет себе равных среди участников теста. Он может работать с разными наборами выходных ламп в режимах большого и малого тока смещения (диоды при подстроечных резисторах на крупном экране при включении аппарата показывают соответствующим цветом достаточность или малость значения смещения — в инструкции приведена подробная таблица). Малое смещение надлежит выставить отдельно для каждой лампы с помощью прилагаемой к модели отвертки (для классических пентодов со средней выходной мощностью: 6L6, KT 66, EL 34, KT 77 и др.). Большой ток полагается для выходных каскадов на лампах типа 6550, KT 88, 90, 100 (в нашем аппарате стоят четыре российские 6550WE производства Sovtek). Регулировка значения тока осуществляется с точностью 0,3%. В дальнейшем настройки поддерживаются и контролируются автоматически. Одна лампа ECC83 (12AX7) и одна 6922 (ECC88) реализуют предварительные каскады усиления. Лампы прикрыты съемным металлическим кожухом, причем для предусилительных сделан отдельный отсек. Octave V40 SE оснащен защитными контурами слежения за питанием и мягкого старта.
На задней панели цельноалюминиевого корпуса есть достаточное количество коммутационных гнезд, в том числе вход сквозного канала и выход с предусилителя, дополненный тумблером отключения выходных каскадов, чтобы не расходовать ресурс выходных ламп. Этот тумблер имеет три любопытные позиции, одна описана выше, а две другие (Eco off/on) управляют экологичным режимом работы аппарата. При его включении Octave V40 SE переходит в спящий режим, если в течение 9 минут на него не подается входной сигнал. Коммутация организована на достаточно простых и не слишком длинных разъемах RCA, плотно поставленных и подписанных снизу мелким шрифтом. Две пары акустических терминалов для бивайринга со стороны усилителя — универсальные, рассчитанные на любую нагрузку. Благодаря использованной схеме производитель заявляет диапазон оптимальных сопротивлений АС от 3 до 16 Ом, с допустимым минимумом 2 Ом. Для улучшения контроля над акустическими системами с низким импедансом можно задействовать фирменный внешний блок конденсаторов Octave Black Box или Super Black Box (отличаются суммарной емкостью). В комплекте есть пульт ДУ — алюминиевый и неожиданно увесистый, он управляет только громкостью.
Второй в тесте немецкий аппарат продемонстрировал более крепкий и уверенный голос по сравнению с AudioValve, а также ясный звонкий звук в стиле Canor Audio, но без недостатков последнего. В целом его почерк (с имеющимся комплектом выходных ламп, я еще раз обращу на этот важный момент внимание) справедливо охарактеризовать как «средний путь» между двумя упомянутыми усилителями. Уверенность в подаче можно считать базовым свойством звучания, это относится и к высвечиванию нюансов близких тембров, и к прорисовке мелких ритмических фигур, и к разделению мелодических линий инструментов в оркестре. Бас, однако, не в транзисторном стиле, как у Canor Audio TP134, а более мягкий и ламповый, с достойной плотностью и объемностью, но без вязкости. Фактура ВЧ очень хорошая, их протяженность тоже радует (особенно в свете редких удач по этому пункту в настоящем тесте). Для достижения полного идеала усилителю не помешало бы добавить немного утонченности и интеллигентности, востребованных в ряде классических записей. Что касается жестких жанров, то тут Octave V40 SE выступил неожиданно мягко. Плотно, насыщенно, достаточно информативно — но без упругого драйва, хоть и весьма комфортно; эдакий рок для любителя релакса.
Результаты измерений
Из расчетных значений, полученных в ходе инструментального тестирования, у Octave V40 SE выделяются два показателя на противоположных краях шкалы. Это, с одной стороны, низкая межканальная изоляция сигнала (39 дБ на 10 кГц), а с другой — лучшее в рамках нашей подборки отношение сигнал/шум (110 дБА). Остальные значения можно определить как средние по тесту. Неравномерность амплитудно-частотной характеристики в диапазоне звуковых частот составляет 0,26 дБ. Полоса пропускания сигнала по уровню –3 дБ ограничена отметкой 55 кГц. Разбаланс между каналами — не более 0,36 дБ (рис. 1, красная и синяя кривые). Максимальная выходная мощность для любой частоты сигнала на нагрузку 8 Ом при 10% КНИ составляет 36 Вт (рис. 3). Значение коэффициента нелинейных искажений для сигнала с частотой 1 кГц при 1 Вт выходной мощности равно 0,083%.
Паспортные данные:
Название – Octave V40 SE | Входное сопротивление, кОм – не указано | Выходная мощность (4 Ом), Вт – 40 x 2 | Частотная характеристика (10 / 40 Вт), Гц – 5—70 000 (по уровню –0 / –2 дБ) / 20—70 000 (по уровню –1 / –3 дБ) | Гармонические искажения (10 Вт, 4 Ом),% – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум (на 40 Вт), дБ – 110 | Аудиовходы – стереопары RCA (4), Direct In (RCA) | Аудиовыходы – Pre Out (RCA), Tape (RCA) | Энергопотребление, Вт – 350 | Габариты, см – 40,8 x 15,9 x 41,5 | Масса, кг – 18,6
Оценки
+ | крепкий звук и хорошая информативность, наилучшие по отдаче и структуре ВЧ в тесте, наполненные тембры | - | легкое нивелирование исполнительских манер, мягкий бас обусловливает жанровую избирательность не в пользу жесткой музыки |
Вывод:
Octave V40 SE — усилитель с уверенным детальным голосом, четкой прорисовкой нюансов и довольно решительной подачей. В сложной драматической музыке ему немного не хватает гибкости и внятной артикуляции, хотя все остальное он отыгрывает просто здорово — плотно и энергично.
Итоговые выводы
Прежде всего — извечный вопрос, связанный с экономией на коммутации. Уже стало общей чертой, что производители не слишком дорогой техники любят сокращать расходы на конструкцию именно по этой статье. Также неоднократно подчеркивалось, что от устройств за 5—6 тысяч долларов хочется побольше возможностей. И тем не менее мы вновь сталкиваемся с ситуацией, когда в тесте дорогих усилителей три участника из пяти имеют короткие клеммы, поставленные впритык, нечетко подписанные и загороженные сетевым кабелем или акустическими терминалами. С подобным можно смириться при цене 50—60 тысяч рублей, но, честное слово, в рассматриваемом сегменте это сильно смахивает на неуважение к покупателю. Второй пункт касается пульта ДУ. В принципе по принятой для ламповых конструкций философии он не является обязательным, в отличие от транзисторных усилителей. Однако не могу не заметить, что у сделанного в традиционнейшем винтажном духе Trafomatic Audio Experience Two пульт нашелся, а у весьма стильного модернового Jadis Orchestra Reference он отсутствует и доступен только как опция, да и то для другой модели, с иной комплектацией самого аппарата. Философия и всякие соображения о «негативном влиянии» приемника ПДУ на сигнальные цепи тут вряд ли имеют большое значение, скорее, здесь мы видим нежелание производителей за данную сумму снабжать свои устройства дополнительными (а на деле вполне обычными и комплектными) вещами. Однако и это относится к числу печальных реалий, с которыми нам надлежит существовать.
Теперь пройдемся по конструктивным особенностям, гибкости функционирования и разным доступным опциям. За исключением единственного однотактника остальные аппараты имеют примерно равную выходную мощность, сопоставимую рабочую полосу частот и не сильно отличающийся коэффициент демпфирования (кроме лидирующего по этому и ряду других технических параметров Canor Audio TP134). В целом и нелинейные искажения у участников теста находятся на среднем приемлемом уровне для подобных конструкций. Только два усилителя — Octave V40 SE и Jadis Orchestra Reference — допускают замену комплектного набора выходных ламп на другой тип, причем у последнего необходимые перенастойки тока смещения делаются только после разбора корпуса, поскольку подстроечные элементы спрятаны внутри. Напротив, немецкий Octave оснащен очень удобным и открытым «интерфейсом» для подобных подстроек, а их результаты автоматически сохраняются и постоянно проверяются, что сопровождается оповещением владельца с помощью внятной световой индикации. Подобная универсальность — большой плюс для усилителя, особенно в глазах любителей экспериментировать со звуком в рамках одного аппарата. С другой стороны, полностью автоматический и не требующий никакого вмешательства Trafomatic Audio Experience Two обладает совершенно цельным и замкнутым характером (конечно, детали все равно можно менять, занимаясь обычным спортом любителей ламп — заменой выходных «баллонов» на тот же тип, но другой фирмы). Его не назовешь универсальным ни в вышеозначенном смысле, ни по способности исполнять музыку всех жанров без исключения, зато какой завораживающий и чистый у него голос! Ради такой музыкальности можно пожертвовать и универсальностью, особенно если вы не относитесь к числу всеядных меломанов.
Конкретная же расстановка мест следующая. Два усилителя — Canor Audio TP134 и Octave V40 SE — получили одинаковый балл за звучание, причем оба имеют некоторые жанровые предпочтения: первый в пользу современной энергичной музыки, второй — академической классики. Поскольку последнее по личной шкале оценок вашего автора ценится больше, то модели Octave выдается наша рекомендация. Первое место присуждается очень гармоничному, уравновешенному и интеллигентному по подаче AudioValve Assistent 30 — за оптимальное сочетание достоинств. Второй аппарат в тесте, получивший 95 баллов за звук, — прекрасный однотактник сербской фирмы Trafomatic Audio, которому только ограничения по мощности не позволили выйти в лидеры. В пару для него стоит поискать хорошую высокочувствительную акустику, хотя бы австрийской WLM, нынешнего партнера фирмы, для которого она делает свои усилители. Однако на рынке есть и другие варианты. Наконец, французский Jadis Orchestra Reference: он звучит так же, как выглядит: блестяще и эффектно, немного глянцево, очень энергично и жизнерадостно, но слегка поверхностно.
Мария Савина