В поисках компромиссов

Тестируем CD-проигрыватели за 70 000 руб

В поисках компромиссов

Сравнительный тест проигрывателей CD в категории 70 000 руб.


Мода на мультиформатность и воспроизведение сжатых файлов наконец-то добралась и до плееров среднего класса, не покушающихся на хай-эндные высоты, но все же нацеленных на достаточный уровень качества. Однако адекватные для этой цели транспорты далеко не всегда «аудиофильны». Эта и другие тенденции вынуждают нас заняться поиском компромиссов

Наверное, главный вопрос, который встает при изучении аппаратов данного класса, можно сформулировать так: «внутри или снаружи — что перевесит?» Либо красивый корпус а-ля хай-энд с толстыми шлифованными лицевыми панелями и хорошей коммутацией, либо невзрачная внешность, но продвинутая начинка (к сожалению, в данном ценовом диапазоне вероятность получить и то и другое одновременно не слишком велика). Неаудиофильский DVD-привод в цельно­алюминиевом корпусе с отличными выходными разъемами — против хороших ЦАПов в двойном дифференциальном включении и грамотно организованного питания, помещенных в серенький корпус среднего качества с неудобным лотком. Порой приходится решать и такие задачки. Удобство использования тоже способно сыграть решающую роль, так как в стремлении максимально удешевить конструкцию, не сильно поступаясь качеством звучания, некоторые производители готовы пойти на радикальное усечение сервисных функций. Мы можем не досчитаться в комплекте пульта ДУ, или не обнаружить на лицевой панели плеера экран, или, уже в довольно-таки экстремальном случае, столкнуться с отсутствием сразу и первого, и второго. Тут приходится выбирать, что важнее — удобство или звук, и этот выбор каждый должен сделать самостоятельно. На сей раз, в поисках сколько-нибудь приемлемого компромисса между всеми этими вариантами, мы решили предложить еще один, некий «рояль в кустах», и посмотреть, как он сыграет в нашем привычном окружении. В тест, помимо новых современных аппаратов, был включен заслуженный винтажный CD-плеер JVC, выпущенный в далеком 1992 году. Мы не стали пересчитывать стоимость модели на тот момент, равную 800 долларам, на тогдашние рубли. Не стали и заниматься прикидками, какой поправочный повышающий коэффициент адекватно отобразил бы эквивалентную сегодняшнюю цену. И без того достаточно очевидно, что для 1992 года сумма была весьма существенная, проигрыватель же был в то время топовым (не считая эксклюзивных моделей и специальных серий).


Тестовая система

1. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST
2. Акустические системы – PMC OB1i
3. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовый материал

1. Г. Ф. Телеманн, «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Дж. Б. Перголези, «Stabat Mater» (Accord, 465 952-2)
3. C. Прокофьев, «Скифские сюиты» (Philips, 473 600-2)
4. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
6. Blackmore’s Night «Beyond the Sunset» (SPV, 087-69900)
7. Tracy Chapman «Tracy Chapman» (Elektra, 7559-60774-2)
8. Queen «Made in Heaven» (Toshiba-EMI Limited, TOCP-67355 1)
9. Rammstein «Mutter» (Motor Music, 549 639-2)
10. AC/DC «For Those About to Rock» (Sony, EPC 510766 2)
11. Dark Tranquillity «Haven» (Century Media Rec., 77297-2)


Указанные в статье цены являются ориентировочными.


Electrocompaniet PC-1

Цена - 76 000 руб.


PC-1 принадлежит к линейке начального уровня Prelude, с которой мы уже знакомы по тесту интегрального усилителя PI-2 в одном из предыдущих номеров. Несмотря на конструктивные упрощения, аппарат по-прежнему имеет балансные выходные каскады в классе А, как и вся продукция этой норвежской фирмы

Бюджетность конструкции проявляется здесь в импульсном источнике питания и DVD-приводе (хотя и установленном с механической антивибрационной развязкой). Используемый ЦАП — один из чипов Cirrus Logic с характеристиками 24 бит / 192 кГц. Визуальный внешний осмотр плеера показал наличие двух пар аналоговых выходов — RCA и XLR, сделанных на весьма неплохих и широко расставленных разъемах, и цифрового коаксиального выхода. Дизайн серебристого корпуса — общий для линейки Prelude, четырехкнопочный управляющий крест тоже вполне узнаваем. Информация на крупном экране отображается синими хорошо читаемыми цифрами. Клавиша «Стоп» совмещена с открытием лотка, что поначалу требует некоторого привыкания. Корпус из тонкого алюминиевого листа стоит на широких ножках. Пульт универсальный, но не очень удобный, весь усеянный мелкими кнопками с белыми надписями. Имеется «календарь» номеров треков, но прямой доступ к ним с помощью этих кнопок невозможен — они просто не работают. И последнее: реакция на команды с пульта довольно заторможенная, как при включении, так и при перемотке треков. Во время прослушивания обнаружилась еще одна деталь — после загрузки и считывания диск запускается на воспроизведение сам, без разрешения.
По сравнению со старшими собратьями Electrocompaniet РС-1 исполняет классику не так пластично и временами чуть простовато и угловато. Хотя отсутствие грубости или колкости звука — вполне в русле фирменных традиций. Бас прорисован на достаточном уровне и хорошо собран. Педали в записях органа неплохо уложены в ритмические доли, не превращаясь в пластилиновую тянучку. Тембрально все очень прилично, и фактура разных инструментов и приемов игры передается достаточно отчетливо (тут можно вспомнить о принципах компании, среди которых — бережная передача натуральных тембров). Много деталей есть и в голосе, барочное сопрано в сопровождении скрипки радует тонкостью и переливами оттенков. Минусы — чуть разреженные оркестровые тембры и то, что тутти с доминированием скрипично-альтовой группы могут получаться резковатыми. Также в быстрых рояльных пассажах иногда заметна сумятица. Однако спокойные фрагменты демонстрируют хороший баланс разных регистров и неплохое разрешение в низкочастотной области.
Произведения бодрых жанров звучат пружинисто и неожиданно задорно (старшим аппаратам фирмы свойственна некая аристократическая ленца). Ударник в роковых композициях быстрый и тугой, заметно отличающийся по саунду в разных записях, а гитары сочные и выразительные, в меру жирные. В отличие от знакомого нам интегрального усилителя этой же линейки плеер, похоже, немного более «кровожаден» и нисколько не возражает против того, чтобы сыграть погорячее. Ясность середины и четкость ритма сохраняются практически всегда.


Результаты измерений:

Сравнивая полученные в тесте величины различных измеряемых показателей, следует отметить, что Electrocompaniet PC-1 обладает рекордно низкой неравномерностью амплитудно-частотной характеристики (0,07 дБ; см. рис. 1) и самым высоким соотношением сигнал/шум (113 дБ) в нашей подборке. Взаимопроникновение сигналов между каналами с трудом фиксируется на уровне шумов и оценивается не выше отметки –110 дБ даже в области высоких частот. Выходное сопротивление стабильно во всем рабочем диапазоне, его измеренное значение абсолютно точно совпадает с данными производителя — 100 Ом. Уровень нелинейных и интермодуляционных искажений (рис. 2 и рис. 3 соответственно) ничтожно мал, всего 0,003%, и сохраняется таковым в широком диапазоне амплитуд записанного сигнала. Максимальное значение выходного сигнала стандартное — 2,1 В RMS, но его фаза инвертирована.


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Electrocompaniet PC-1 | Воспроизведение – СD, CD-R, CD-RW, MP3-CD, MP3-DVD, WMA-CD | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню менее –0,1 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – менее 120 | Разделение каналов, дБ – более 90 | Гармонические искажения (20—20 000 Гц), % – менее 0,002 | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыходы – стереопара XLR, стереопара RCA, цифровой коаксиальный S/PDIF | Выходное сопротивление, Ом – 100 | Энергопотребление, Вт – 22 | Габариты, см – 7,7 x 42 x 27 | Масса, кг – 4


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: хорошая середина и детальные ВЧ,  прорисованный и собранный бас
Минусы: проблемы управления треками через пульт, искажения у БСО высоковаты, темпоритм не идеален


Вывод:
Неплохое решение для воспроизведения на должном уровне одновременного и академической и современной музыки — с легким перевесом в сторону последней. Плеер не обладает той же аристократичностью тембров, что и старшие модели фирмы, зато берет верным характером


Rega Saturn

Цена - 83 000 руб.


Rega Saturn, являющийся старшим братом Apollo, отличается от него новыми ЦАПами, транспортным механизмом, массивным тором на 60 В•А с отдельными обмотками для основных и сервисных контуров, конденсаторами Nichicon Fine Gold в фильтре питания и рядом других новшеств. плюс, разумеется, ценой

Все интересное у Rega — внутри. Производитель сообщает о полностью переделанном сигнальном тракте (причем и до, и после ЦАПов), в котором трудятся четыре Wolfson WM8740 в двойном дифференциальном включении. Также плеер может похвастать новым тактовым генератором с малым джиттером, сделанными на основе транзисторов с низким объемным сопротивлением базы дискретными усилителями в классе А и отобранными конденсаторами в фильтре питания. При сборке используется двухсторонняя печатная плата с большим количеством заземленных участков. Качество сборки и материалов корпуса нареканий не вызвало. Облик модели узнаваемо реговский — стенки темно-серого цвета из цельного алюминиевого листа, в середине характерный плавный прогиб под крышку транспорта. Окошко экрана — красное монохромное, гармонирующее с таким же индикатором сети. Разъемы выхода RCA очень короткие и стоят на просторной и практически пустой задней панели впритирку друг к другу. Кроме того, есть цифровые выходы — оптический и коаксиальный. Пластиковая крышка транспорта открывается и закрывается только вручную, нажатием или, наоборот, потягиванием за чуть выступающий клювик; в открывшейся после этого полости диск закрепляется на столике трехточечным фиксатором. Пульт — универсальный, довольно крупный, но эргономичный и удобный, с кнопками прямого доступа к трекам.
В полном согласии с фирменным стилем комфортность воспроизводимой музыки поставлена тут во главу угла, и это заметно во всех фонограммах всех прослушанных жанров. Слитность, напевность и приятная матовость середины дают весьма цельный ненавязчивый звук, однако чувствуется также и определенное небрежение вопросами сцены, особенно при прорисовке и разделении планов в глубину. Солирующие голоса и инструменты в академической музыке не прослушиваются четко на переднем плане, они неизменно слиты с сопровождающими инструментами или оркестром, хотя все мелодические линии прослеживаются хорошо. БСО в целом тоже играет каким-то единым массивом, тембры немного гладкие и не отличаются выдающейся детализацией и тонкими нюансами, однако их пропорции соблюдены верно. Иногда хочется добавить игольчатости и сфокусированной атаки, например во вступлениях струнных щипковых или фанфар. Звучание в общем округлое, мягкое, с субъективно ощущаемым спадом на краях частотного диапазона. Как оказалось, плеер весьма симпатизирует разнообразным популярным жанрам, в том числе роковым и металлическим олдскульным записям, исполняя их мягко, сочно и очень драйвово. Особенно радует отсутствие кислотно-жестяных звуков и хороший характер. В отличие от крупносоставных академических произведений здесь акцент, наоборот, делается на голосе, который подается на редкость душевно и крупным планом. Любителям вокала это непременно должно понравиться.


Результаты измерений:

Спад частотной характеристики проигрывателя Rega Saturn на частоте 20 кГц составляет 0,44 дБ. Ничего криминального тут нет, но это худшее табличное значение в нынешней подборке (рис. 1). Значение коэффициента нелинейных искажений при воспроизведении сигнала 1 кГц с уровнем записи 0 dBFS равно 0,004%. При уровне сигнала менее –3 dBFS коэффициент измеряется уже десятитысячными долями процента (рис. 2). То же самое относится и к продуктам интермодуляционных искажений для измеренных частот (рис. 3). Выходное сопротивление не маленькое (чуть больше 600 Ом), но очень стабильное. Ослабление уровня проникновения сигнала между каналами для частоты 10 кГц составляет –89 дБ, что никак не будет проявляться при прослушивании музыкального материала. Отношение сигнал/шум — 105 дБ. Максимальное напряжение на выходе равняется 2,2 В.


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Rega Saturn | Воспроизведение – CD, CD-R, CD-RW, MP3-CD, WMA-CD | Частотная характеристика, Гц – не указана | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Разделение каналов, дБ – не указано | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыходы – стереопара RCA, цифровой оптический TosLink, цифровой коаксиальный S/PDIF | Выходное сопротивление, Ом – не указано | Энергопотребление, Вт – 14 | Габариты, см – 10 x 43,5 x 27 | Масса, кг – не указана


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: комфортное и плавное звучание, удачное воспроизведение голоса и инструментальной музыки
Минусы: динамические пики отрабатываются не всегда чисто


Вывод:
Ставка делается на душевность и цельность, возможно в ущерб тонким нюансам. Индивидуальный вокал крупным планом, красивый насыщенный инструментал и мягкий драйв составляют список достоинств про­игрывателя, тогда как оркестровые форте удаются ему похуже


Perreaux Silhouette SXCD

Цена - 65 000 руб.


Линейка Silhouette новозеландской фирмы Perreaux весьма разнообразна — тут есть полный CD-плеер, ЦАП, несколько конфигураций усилителей, пассивный предусилитель и фонокорректор. Все компоненты отличаются миниатюрностью и сочетанием дизайнерского минимализма с высоким качеством изготовления

Одинаковые мини-блоки транспорта и ЦАПа соединены плоским компьютерным шлейфом. Считывание данных с диска происходит на повышенной скорости и с двойной буферизацией в целях снижения джиттера, причем параллельно, а не последовательно. Дальнейшей обработкой данных занимается чип Burr-Brown. Тороидальный трансформатор на 36 В•А компании Toroid International (Noratel) изготавливается специально по заказу Perreaux. Внешность блоков лаконична до крайности: корпуса из миллиметрового алюминиевого листа с порошковым покрытием и передние панели светлого цвета с единственным элементом дизайна — надписью Perreaux. На транспорте есть голубой светодиод — индикатор сети и управляющий круг с пятью кнопками (значки и подписи отсутствуют, так что владельцу придется потренироваться в запоминании функций клавиш). Загрузочный лоток выезжает непривычно — сбоку, и с первого взгляда его даже трудно обнаружить. Блок ЦАПа оснащен аналоговым выходом на паре RCA, цифровым коаксиальным выходом на BNC, фирменным портом pLINK (для интеграции в домашнюю систему, возможности дистанционного управления и обновления ПО проигрывателя), а также стандартным 3,5-мм джеком RС-5 для ИК-приемника универсального пульта ДУ. Экрана нет, а отсутствующий собственный пульт усиливает соответствующие эмоции. Управлять треками неудобно.
Однако все раздражение от конструкции сразу проходит, как только начинаешь слушать музыку (не потому ли производитель «забыл» облегчить процедуру переключения треков, что оторваться от любого диска так сложно?). Во-первых, плеер исключительно музыкален и жанрово всеяден, он практически ничего не искажает, так что нет поводов критиковать «плоские тембры» или проваленный вокал. Во-вторых, эти маленькие серые кирпичики выдают настолько свободный, серьезный и уверенный звук, что его безо всяких скидок можно сравнивать с саундом аппаратов совсем из другой ценовой категории. Гармоничность подачи, отличные шероховатые скрипки, высокое разделение близких тембров, соразмерный рояль с правильной гулкостью в нижних октавах и даже весьма насыщенный орган — вот что обеспечивают нам эти вроде бы смешные и неудобные блоки. При лучшей в тесте детальности характер звучания не разрывный и не такой, какой принято называть сухим и аналитичным. Любой материал воспроизводится очень натурально, естественно и с живым движением и развитием мелодических линий. Динамические пики проходятся поразительно беспроблемно, и столь же хорошо преподносятся любые нагруженные записи, безо всякой мути и каши в середине. Имеющиеся мелкие огрехи не влияют на огромное удовольствие от прослушивания. И вообще о таких аппаратах принято говорить, что они позволяют проникать в самую суть музыки.


Результаты измерений:


Максимальный уровень выходного сигнала Perreaux Silhouette SXCD не превышает 1,1 В, что вдвое меньше, чем у остальных участников нашего теста, и еще раз напоминает о родственности данной конструкции с компьютерными технологиями. Но это, пожалуй, единственное сходство. Остальные параметры достойны любителей хорошего звука. Неравномерность частотных искажений не более 0,28 дБ, различие в уровне сигнала между каналами не выходит за пределы 0,06 дБ (рис. 1). Выходное сопротивление стабильно во всей полосе частот и составляет 48 Ом. Коэффициент нелинейных искажений, измеренный при различных уровнях записи на частоте 1 кГц, не превышает 0,003% (рис. 2). Уровень интермодуляционных составляющих комбинаций сигналов проявляется в большей степени. Так, например, для частот 19 и 20 кГц этот коэффициент равен 0,014% (рис. 3).


Паспортные данные:
Тип – двухблочный проигрыватель компакт-дисков | Название – Perreaux Silhouette SXCD | Воспроизведение – CD, CD-R, CD-RW | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню –0,5…+0,1 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – 105 | Разделение каналов (на 1 кГц), дБ – 100 | Гармонические искажения (на 1 кГц / 20—20 000 Гц, 0 dBFS), % – 0,0005 / менее 0,001 | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыходы – стереопара RCA, цифровой S/PDIF на BNC | Выходное сопротивление (RCA / BNC), Ом – 47 / 75 | Энергопотребление, Вт – не указано | Габариты (каждый блок), см – 5,8 x 21,6 x 16,7 | Масса (оба блока), кг – 3,3


Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 80%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: живое и натуральное звучание, отличное разрешение, идеальный ритм
Минусы: неудобное управление, нет экрана и пульта ДУ, даже управляющие кнопки на корпусе не обозначены


Вывод:
Замечательный плеер с уверенным, свободным и соразмерным звучанием. Музыкальность и интеллигентность подачи сочетаются в нем с железным ритмом и живым пульсом. Будь он хоть немного удобнее в использовании, стал бы идеальным выбором для своей цены


Exposure 3010S2 СD

Цена - 69 000 руб.


В начале 2010 года британская компания Exposure Electronics Ltd. выпустила обновленную серию компонентов 3010 с индексом S2, для которой заявлялось существенное улучшение звучания. В мартовском номере журнала мы тестировали интегральный усилитель этой линейки, а теперь подошла очередь плеера

Проигрыватель оснащен специально доработанным транспортом с новым управляющим софтом, высокостабильным тактовым генератором с малым джиттером и отдельным стабилизатором питания, тороидальным трансформатором с отдельными обмотками для транспорта и аудиоконтуров, а также выходными контурами с использованием дискретных элементов. За обработку сигнала отвечают 24-разрядные ЦАПы Burr-Brown PCM 1704, которые работают в режиме двойное моно, обеспечивающем высокое разрешение и крайне малое взаимопроникновения каналов. Стандартный для фирмы цельноалюминиевый корпус черного цвета отлично сочетается с красной индикацией питания и экрана (имеется функция отключения дисплея в рабочем режиме). Лоток выезжает очень быстро, да и время распознавания диска, равно как и реакция на команды пульта, у данной модели самые лучшие в тесте. На подробный и хорошо видимый экран выводится календарь треков, а также информация о текущей композиции. Аналоговый выход RCA и два цифровых, оптический и коаксиальный, сделаны на очень приличных разъемах и смонтированы на достаточном расстоянии друг от друга. Аппарат комплектуется универсальным пультом, способным управлять всеми компонентами фирмы. Хотя кнопки на нем не разбиты на логические группы и сидят довольно плотно, надписи крупные и вблизи читаются нормально.
Exposure 3010S2 CD — еще один плеер в тесте, выступающий в свободной и уверенной манере, хотя и чуть менее утонченно, чем Perreaux Silhouette SXCD. У него выделяется ясная и наполненная середина, чуть подчеркнутая по сравнению с нижними и высокими частотами. Хотя подобное ощущение, видимо, складывается из-за худшей прорисовки басовых инструментальных линий и партий тарелок и не столь тщательно сделанной фактуры тембров на краях частотного диапазона. В середине же нет ничего утрированного, там просто все в порядке. Тем не менее аппарат производит весьма приятное впечатление своей открытой и насыщенной подачей и звукоизвлечением «на опоре». Натуральные тембры не кажутся худосочными или плоскими, они отыгрываются с хорошей детальностью и точными ритмическими нюансами. Только женский академический вокал иногда выглядит немного гладким и усредненным. Зато струнные радуют полным отсутствием визга и песка даже на форте. Чистота и разборчивость в записях БСО — на высоте. Массивное звучание органа чуть осветляется из-за легкого уклона в холодноватые тона, но нигде больше этот эффект не проявляется.
Пульсирующий ритм и брызжущие соком гитары отличают музыку бодрых стилей. Края частотного диапазона опять получаются похуже середины, что выражается в среднефактурном ударнике и чуть смазанных тарелках. Однако все это присутствует на очень малом уровне, а в целом звук полнокровный и вкусный, наверное, самый интересный в тесте при исполнении фонограмм этих жанров. Из минусов можно отметить, пожалуй, только сцену, которая имеет несколько условное эшелонирование в глубину.


Результаты измерений:

Нелинейность амплитудно-частотной характеристики и разбаланс каналов проигрывателя Exposure 3010S2 пренебрежительно малы — 0,12 и 0,02 дБ соответственно (рис.1). Модуль выходного сопротивления стабилен для области средних и высоких частот и составляет 50 Ом. В низкочастотном диапазоне проявляется емкостная составляющая, и значение на 20 Гц увеличивается почти до 400 Ом. Продукты нелинейных (рис. 2) и интермодуляционных (рис. 3) искажений на приведенных графиках отчетливо видны, но их амплитуды малы и расчетные значения КНИ и КИИ равны соответственно 0,003% и 0,006%. Взаимопроникновение сигнала между каналами лежит ниже уровня –100 дБ, а отношение сигнал/шум не превышает 103 дБ. Устройство не инвертирует сигнал, меандр обрабатывается с минимальными следами переходных процессов.


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Exposure 3010S2 CD | Воспроизведение – CD, CD-R | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню 0,25 дБ) | Отношение сигнал/шум (А-взвешенное), дБ – более 100 | Разделение каналов, дБ – не указано | Гармонические искажения (20—20 000 Гц, 0 dBFS), % – менее 0,008 | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыходы – стереопара RCA, цифровой оптический TosLink, цифровой коаксиальный S/PDIF | Выходное сопротивление (20—20 000 Гц), Ом – не указано | Энергопотребление, В•A – менее 25 | Габариты, см – 9 x 44 x 30 | Масса, кг – 5


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: ясная и насыщенная середина, натуральные тембры, точный ритм и мелкие ритмические нюансы
Минусы: качество прорисовки краев диапазона уступает середине


Вывод:
Уравновешенное во всех смыслах звучание, возможно, не идеальное, но очень открытое и наполненное. Некоторые тембры могут быть чуть усредненными, а инструментальные линии несколько затушеванными, но верный характер и эмоциональность Exposure 3010S2 CD все искупают


JVC XL-Z1050TN

Цена - нет ($800 в 1992 году).


Victor Company of Japan прославилась как своими студиями звукозаписи и каталогами дисков, составляющими мировой культурный фонд, так и оборудованием и множеством технологий обработки звука, от студийного мастеринга до воспроизведения результатов дома. Изюминка этого плеера — именно фирменная «секретная» технология процессинга и синхронизации K2

Плеер оснащен фирменным чипом K2, позволяющим читать 20-битные записи XRCD, сделанные на студиях JVC по такой же технологии. Транспорт и конвертер тоже родные — соответственно JVC OPTIMA-5S и однобитный ЦАП JVC JCE4501. На задней панели имеются две пары RCA — выходы с фиксированным и регулируемым уровнем сигнала на позолоченных разъемах. Кроме того, есть и цифровые выходы — оптический TosLink и коаксиальный RCA с тумблером включения. Учитывая японский вольтаж, аппарат подключался через сетевой адаптер «Торэл АТ1103». Передняя панель сделана из шлифованного алюминия, окрашенного в тон корпусу в темно-серый цвет. За откидной алюминиевой крышкой прячутся гнездо наушников с регулятором громкости и полный набор управляющих кнопок, в том числе гасящая дисплей. По бокам от лотка находятся абсолютно симметричные экраны: левый для тайминга, а правый для календаря треков (20 номеров). Пульт широкий, удобный, со свободно расположенными клавишами. В целом конструкция выглядит довольно свежо по состоянию и не имеет ни единого признака хлипкости или бюджетности. Лоток выезжает с приятным тихим шумом, все предложенные диски, включая CD-R, плеер опознал очень быстро и, вопреки опасениям, совершенно без проблем.
JVC XL-Z1050TN демонстрирует четкий и хорошо читаемый почерк, в каком-то смысле расходящийся с современными тенденциями в аудио. Ритм филигранный и безупречный, все быстрые треки воспроизводятся легко и беспроблемно. Однако музыкальное мясо, наложенное на этот скелет, радует гораздо меньше. Налицо средняя детальность, сильно съеденные послезвучия, слишком скругленные ВЧ — и все это на фоне заметного уплотнения в верхнем басе и нижней середине, дающего саунду фундамент, но лишающего его естественной гибкости и пластичности. При этом звучание не назовешь неповоротливым или грузным, напротив, среднего и нижнего баса даже не хватает. Скорее тут уместнее вести речь о некоей механистичности исполнения. Интересный эффект (если точнее, то дефект) возникает в дуэтах-перекличках голосов (альт — сопрано) и инструментов (скрипка — альт): тембры кажутся настолько однотипными, будто их просто смешали и раскидали обратно по партиям. Эту тембральную бедность не способна компенсировать даже ненавязчивая и слитная подача.
Безусловно позитивные ощущения, как ни странно, связаны с архивными записями и более свежими, но плохими по качеству треками. На этом материале у плеера прорезаются увлекательность и осмысленная подача музыки. В живой и даже какой-то аутентичной манере японский аппарат воспроизводит напор голосов великих вокалистов прошлого и удачно компенсирует несовершенство ранних рокерских дисков, расцвечивая и выгодно подчеркивая чуть лохматый и растрепанный звук семидесятых. Тут удовольствие от прослушивания — совершенно полное.


Результаты измерений:

Несмотря на свой возраст и продолжительный эксплуатационный период, JVC XL-Z1050TN гордо несет знамя именитой фирмы и ни в чем не уступает не менее известным, но более молодым участникам нашего теста. Спад амплитудно-частотной характеристики на краях звукового диапазона не превышает 0,11 дБ (рис. 1). Каналы отстроены идеально. Разбег в уровнях сигнала между ними не более 0,08 дБ. Выходное сопротивление стабильно в широкой полосе воспроизводимых частот и составляет чуть более 100 Ом. Межканальное взаимопроникновение сигнала не переходит шумовую планку, которая расположилась на уровне –110 дБ. Проигрыватель обеспечивает максимальный уровень выходного сигнала до 2,2 В, при этом значения нелинейных и интермодуляционных искажений сохраняются в пределах тысячных долей процента (рис. 2 и 3).


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – JVC XL-Z1050TN | Воспроизведение – CD, CD-R | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – менее 115 | Разделение каналов, дБ – нет данных | Гармонические искажения, % – менее 0,0014 | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыходы – стереопара RCA c фиксированным уровнем сигнала, стереопара RCA с регулируемым уровнем сигнала, цифровой оптический TosLink, цифровой коаксиальный S/PDIF, на наушники (6,3-мм джек) | Выходное сопротивление, Ом – нет данных | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 11,4 x 45,2 x 34,1 | Масса, кг – 8,1


Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 85%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 85%


Плюсы: выдающаяся ритмичность и слитность, основательная нижняя середина, ставящая звук на опору
Минусы: бедные тембры с малым числом нюансов, некоторая механистичность


Вывод:
Акценты в почерке плеера не совсем укладываются в рамки современных представлений. Ритмические структуры он делает просто виртуозно, звучанию его свойственны плотность и слитность, однако острота атаки, тембры и эмоциональность оставляют желать лучшего

Atoll CD 80SE

Цена - 62 000 руб.


Atoll Electronique — французский аудиобренд, созданный в 1997 году двумя братьями, энтузиастами и любителями хай-эндного звучания, обеспеченного ручной сборкой, отборными компонентами и максимально симметричными кратчайшими путями сигналов. Последний базовый пункт — разумные цены

«Made in France» — гласит надпись на коробке и на задней стенке аппарата. Но не только он сам собран вручную во Франции. Все комплектующие, элементная баса и корпус — тоже родные, или сделаны в Европе, как дополнительно уточняет производитель. В моделях с индексом SE фирма использует новые транспорты TEAC, ЦАПы Wolfson WM8729 с параметрами 24 бит / 96 кГц и отдельные трансформаторы для аудиосекции, с емкостями в фильтре на 17 000 мкФ. Симметричные выходные каскады из дискретных элементов функционируют в классе А. Облик плеера в спокойном стиле «ничего лишнего» аккуратен и приятен — стальной 1,5-мм лист с черным порошковым покрытием для боковых стенок и верхней крышки и тонкая алюминиевая передняя панель с небольшими, утопленными в корпус управляющими кнопками. Задняя панель демонстрирует аскетизм — там есть только аналоговый и цифровой коаксиальный выход на одинаковых и довольно коротких разъемах RCA. В комплекте с про­игрывателем идет RCA-кабель, не самый роскошный, но все же отличающийся от бюджетной «лапши». Универсальный пульт из приятного бархатистого пластика разбит на зоны (хотя и не оптимальным образом), кнопки на нем белые и четко подписанные, на его команды плеер реагирует весьма шустро. На небольшой экран выводятся крупные ярко-зеленые цифры и CD-Text.
Atoll CD80SE выдает хороший сбалансированный звук с отчетливым передним и не сплющенными задними планами. Довольно приятный характер, когда призвуки слегка приглушены, тоны преобладают, а музыка воспроизводится ровно, чуть мягко, но вместе с тем энергично, с достойным разделением тембров. Четкие инструментальные линии поддержаны аккуратным басом, сделанным не в графичном стиле, а имеющим мягкие контуры с обводами. Подобная подача идет не на пользу крайне незначительному количеству треков, в частности записям с лютней (ей не хватает ясности и звонкости струн) и с медными духовыми, у которых появляется какая-то хрипотца. Что касается голоса, то, например, сопрано звучит хоть и без острых углов, но очень изящно и соразмерно; и это же относится к скрипкам. Аппарат ненавязчиво предпочитает спокойные и не самые быстрые вещи, однако ритм удерживается весьма достойно, и некоторые темпоритмические неточности отмечаются только в трудных фрагментах. БСО также играет в неторопливой и несуетливой манере, субъективно даже чуть приторможенной. Несмотря на отсутствие острой атаки, басовые линии явно выражены; в частности, большой оркестровый барабан отличается хорошей фактурой и отчетливыми долями.
При исполнении популярных композиций образы музыкантов и инструментов получаются умеренными по объему, не утрированно крупными, но и не плоскими. Проблемы с ритмом из-за мягкой атаки возникают только на действительно жестком материале, в более спокойных вариантах ритмические структуры хорошо складываются.


Результаты измерений:

Графы АЧХ для левого и правого канала Atoll CD80SE сливаются, разбаланс не превышает 0,01 дБ. Спад на краях звукового диапазона не более 0,11 дБ. Однако такая картина наблюдается лишь при достаточно значительном входном сопротивлении усилителя и использовании соединительного кабеля хорошего качества и высокой степени экранирования. Измеренная величина выходного сопротивления значительно отличается от паспортного и равна 3,2 кОм на 1 кГц. На низких частотах этот показатель ведет себя нестабильно и на 20 Гц превышает 4 кОм. Имеется несущественный рост нелинейных искажений при воспроизведении треков с максимальным уровнем тестовой записи, но при проигрывании треков с сигналом –3 dBFS и ниже КНИ стабильно составляет тысячные доли процента (рис. 2). Взаимопроникновение сигнала между каналами на частоте 10 кГц равняется –74 дБ.


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель компакт-дисков | Название – Atoll CD80SE | Воспроизведение – CD, CD-R, CD-RW, MP3-CD, CD-Text | Частотная характеристика, Гц – 5—20 000 (уровень не указан) | Отношение сигнал/шум, дБ – менее 103 | Разделение каналов, дБ – не указано | Гармонические искажения (на 1 кГц), % – менее 0,002 | Аудиовходы – отсутствуют | Аудиовыходы – стереопара RCA, цифровой коаксиальный S/PDIF | Выходное сопротивление, Ом – 750 | Энергопотребление, В•А – 15,5 +3,6 | Габариты, см – 9 x 44 x 28 | Масса, кг – 5


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: мягкое, но энергичное и живое звучание, выразительные тембры, хорошая прорисовка сцены
Минусы: иногда мягкость переходит в заторможенность, не всегда удается четкий ритм


Вывод:
Atoll CD80SE не назовешь универсальным, он не любит жесткие жанры и сверхбыстрый темп, хотя и не имеет проблем с оркестровыми форте и общим удержанием ритма. Несуетливая спокойная манера сочетается с хорошим тембральным разрешением и разделением планов


Итоги


Выбор победителя в этот раз был нелегок и сопровождался серьезными раздумьями и сомнениями, причем вовсе не из-за сходства почерка аппаратов. Дело в том, что бесспорный лидер по качеству звучания, выдающейся музыкальности, выразительности и жанровой универсальности, оставивший позади остальных претендентов, двухблочный Perreaux Silhouette SXCD отличается просто вызывающим неудобством в эксплуатации. Разъяснение производителя, что отсутствие экрана вызвано стремлением избежать помех в сигнальных цепях, не выглядит особенно убедительным. Будем считать, что дисплей пал жертвой минимизации стоимости. Боковое расположение лотка тоже достаточно неудобно при стандартной установке плеера в стойку, хотя оно и объясняется тем, что в обычном переднем варианте транспортный механизм просто не поместился бы в корпусе. Однако само по себе желание делать корпуса такой малой глубины понять уже сложнее. Если же еще вспомнить об отсутствующем пульте и о том, что управляющий крест на корпусе ЦАПа не имеет ни единой подписи, то возникает подозрение насчет банальных недоработок фирмы в ряде моментов, а не о следовании неким высшим соображениям. Аппарат с подобными ограничениями функциональности адресован, видимо, воистину экстремально настроенным любителям качественного звука, готовым ради этого пожертвовать всем прочим. И хотя лично мне представляется невозможным за данную сумму найти другую модель с саундом такого же класса, Perreaux все же довольствуется рекомендацией. Второй претендент на “золото” - английский Exposure 3010S2 CD, играет увлекательно и драйвово, хотя и уступает новозеландцу по умению воспроизводить музыку столь же тонко и интеллектуально, что не позволяет и ему присудить “Best Buy”. Зато этот плеер демонстрирует оптимальный баланс между уровнем звучания, качеством изготовления и удобством использования. Потому в сегодняшнем тесте мы решили дать две рекомендации редакции, а титул “Best Buy” не присуждать вовсе.
Следующие три участника обнаружили ряд довольно однотипных недочетов в звуке (базово связанных с недостатками в устройстве питания). При этом собственные их почерки, конечно, отличались от аппарата к аппарату. Общими были темпоритмические проблемы разной степени тяжести в быстрых треках, особенно заметные у рояля, грязь и уплощение тембров в оркестровых форте, а также замутненная середина в нагруженной современной музыке. Однако стоит заметить, что чудеса случаются редко (хотя и встречаются, как у лидеров нашего теста, например), и упомянутые ограничения вполне естественны для аппаратов подобного класса.
Что же касается плюсов, то, скажем, Rega Saturn в очередной раз доказал приверженность фирменным ценностям — плавности, комфортности звучания, поддержанной мягким неназойливым напором, и красивому воспроизведению вокала (преимущественно неакадемического). В отличие от модели Rega, норвежский Electrocompaniet PC-1 обладает лучшей детальностью, способностью прорисовывать нюансы тембров, протяженными ВЧ и НЧ с хорошей фактурой и ясной серединой. Плеер на удивление пружинисто и драйвово отыгрывает записи жестких жанров и чуть похуже академические. И все же в рояльных пассажах и лютневых переборах он заметно уступил английскому конкуренту из-за сильной ритмической сумятицы. По искажениям на форте Saturn тоже выглядел предпочтительнее. В чем-то близкий по мягкости и слитности с аппаратом Rega, но тонально более ровный почерк продемонстрировал французский Atoll CD80SE. При всей нелюбви к острым углам и скоростным темпам данный проигрыватель неплохо держит ритм и хорошо сохраняет структуру баса, а тембральное разрешение у него, пожалуй, лучшее в этой тройке.
И наконец, наш винтажный участник — JVC XL-Z1050TN. Прежде всего, надо отметить высокую функциональность плеера — он сделан надежно, качественно и продуманно, в старом добром стиле, когда меньше думали о компромиссах и куда больше об удобстве пользователя. Также радует его отменная сохранность, несмотря на почтенный двадцатилетний возраст. Однако со звуком все оказалось не столь мажорно. Поскольку записей XRCD у нас под рукой не нашлось, пришлось довольствоваться обычными. А на них плеер продемонстрировал несколько непривычное звучание. При безупречном четком ритме его саунд не был эмоциональным и гибким, детальности, прозрачности и нюансов сильно не хватало, а в современных жестких жанрах и вовсе остался только прямолинейный негуманный напор. Не удалось обнаружить и привычного внимания к ВЧ. Так что этот вариант, видимо, адресован любителям не только винтажной аппаратуры, но и определенного стиля воспроизведения музыки.  


Мария Савина


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: