В плоскости фазы
Акустические системы Phase Technology PC-9
В плоскости фазы
Акустические системы Phase Technology PC-9.5
Цена – 100 000 руб. (пара)
Не все знают, что первый в истории аудио мягкий купольный твитер, получивший сейчас повсеместное распространение, был придуман и собственными руками сделан Биллом Хэтчем, основателем и главой United Speaker Systems, Inc. (патент 1967 года). Phase Technology, все с тем же Биллом во главе, входит в эту корпорацию как дочернее предприятие
Американская фирма United Speaker Systems занимается оригинальным дизайном акустики и комплектующих для других изготовителей аудиоаппаратуры и располагает собственными исследовательскими и производственными мощностями, находящимися в Джексонвилле, штат Флорида. За несколько десятилетий ею было получено несколько десятков патентов в области электроакустики. Помимо упоминавшегося купольного твитера, упомянем еще патент на технологию изготовления плоских басовиков.
Понятно, что у акустических систем фирмы с такой историей за воспроизведение высокочастотного спектра отвечает тканевый купол. Гораздо интереснее, что и на средних частотах работает мягкий купольный динамик — полуторадюймовый, дающий более широкую дисперсию, нежели конус. К сожалению, компания не указывает частоты раздела полос, однако наши измерения позволяют оценить их примерно как 900 и 4000 Гц. Про кроссовер сообщается только то, что он, в русле философии фирмы, обеспечивает минимальные фазовые сдвиги между сшиваемыми полосами. Этим же обусловлен и нетрадиционный выбор НЧ-излучателей — плоских плетеных мембран из нитей кевлара и стекловолокна, скрепленных составом из вспененного полимера. Профиль диффузора подобной формы редко встречается у колонок нормальных габаритов из-за завышенного уровня интермодуляционных искажений, хотя активно используется в компактных кинотеатральных наборах. Зато фазовые сдвиги у разных излучателей по определению минимальны, поскольку скорость распространения плоской волны постоянна и не зависит от частоты колебаний. Исключительно жесткие и «металлизированные» на ощупь кругляши закреплены на узких резиновых подвесах. Судя опять-таки по нашим измерениям, два из трех одинаковых басовиков обрезаются на верхней границе рабочей полосы на октаву ниже третьего, стыкующегося со среднечастотным куполом на 900 Гц. Изящные неширокие корпуса в вишневом шпоне имеют плавно зауженные назад обводы и переднюю панель с легким наклоном. Сзади располагается клеммник «лесенкой» с двумя парами акустических терминалов под бивайринг, крупный порт фазоинвертора выведен вперед. Корпус покоится на расширяющемся книзу подиуме на небольших полусферических ножках из пластика.
При направлении акустических осей прямо на слушателя Phase Technology PC-9.5 звучат в комфортном и даже несколько гладком стиле. Разрешение во всем диапазоне частот умеренное, без акцентированной атаки и остроты реакции. Перкуссии, медным духовым, арфе и клавесину не хватает энергичности, заостренности и звонкости, зато проблемные инструменты, особенно скрипка, никогда не досаждают резью и ездой по нервам. Темпоритм очень хороший, подача в целом бодрая, не расслабляющая, но и без прессинга. Однако в ряде записей с хорошо выраженной низкочастотной составляющей (контрабас, орган, бас-гитара) бас начинает доминировать, причем этот эффект трудно скомпенсировать иным расположением АС. Также при попытке заметно прибавить громкость или послушать запись с мощными динамическими пиками (хоровые многоголосные произведения, БСО с хором и отдельно) становятся заметны интермодуляционные искажения. Поэтому воспроизведение динамически нагруженных записей не является сильной стороной этой модели. Но любые современные жанры без криминальных перепадов громкости не дадут ничего похожего, а электронные композиции прозвучат смачно и пружинисто.
Результаты измерений:
Нелинейность амплитудно-частотной характеристики Phase Technology PC-9.5 совсем мала в области средних и высоких частот и составляет соответственно +/-2 и +/-1,7 дБ, причем ход кривой практически повторяется под углом 45 градусов, что свидетельствует об отличной дисперсии (рис. 1).
Однако на краях частотного диапазона наблюдается весомый прирост амплитуды, дающий +4 дБ относительно средней величины 85 дБ. Последняя цифра сильно отличается от приведенной в паспорте чувствительности в 91 дБ, если трактовать это значение как усредненное в полосе частот. Цифры совпадают только для максимального значения амплитуды на верхушке басового горба, на 85 Гц. Данная АС обладает сложным импедансом. При среднем сопротивлении 5,2 Ом есть широкие участки, где сопротивление падает ниже 3 Ом (рис. 2).
С учетом размашистого хода графика электрической фазы это предвещает проблемы при выборе усилителя.
Нелинейные искажения слабо зависят от подводимой мощности, но в целом высоковаты (рис. 3, КНИ для 94, 88 и 82 дБ).
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Phase Technology PC-9.5 | Частотная характеристика, Гц – 32—22 000 | Число полос – 3 (НЧ –3 х 16,5, см плоские, стекловолоконно-кевларовые с полимерным покрытием, СЧ – 3,8 см, тканевый купол, ВЧ – 2,5 см, тканевый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 115,1 x 37,5 x 22,9 | Масса одной колонки, кг – 30,4
Оценки:
1. Дизайн – 95%
2. Качество изготовления – 90%
3. Звучание – 85%
4. Эргономика – 90%
Итоговый балл: 85%
Плюсы: очень хороший темп, четкий ритм, комфортная подача во многих жанрах, привлекательная внешность
Минусы: доминирование верхнего баса в ряде записей, упрощенные гладкие тембры, критичны к выбору усилителя
Вывод:
Акустика, способная проявить свои таланты в кинотеатральных инсталляциях и в современной не слишком жесткой музыке при грамотном подборе партнеров по системе.
Мария Савина