Трифоник: за и против
Насколько я в курсе эволюции домашних аудиосистем, серьезно о трифониках (акустических конфигурациях 2.1) в аудиофильских кругах заговорили ближе к концу 1990-х. Советский стандарт, S90-подобные шкафы, определил в начале тех же 1990-х массовый ввоз в Россию брендовых продуктов, но и после этого потребитель все-таки не был избалован прослушиванием качественных акустических систем в разнообразных сочетаниях.
Первые фирменные трифоники представляли собой небольшие сателлиты и активный сабвуфер — в то время никто и не думал об их согласовании на определенной частоте, об оптимальном размещении в пространстве, об экспериментах с открытием и закрытием фазоинвертора и т. п. Основной вопрос, который возникал в головах меломанов, тогда еще не мутировавших в аудиофилов, сводился к словам «зачем нужен трифоник?». Действительно, в те годы трифоник воспринимался не столько как альтернатива привычному двухканальному стерео, сколько как модная фишка или даже как дизайнерский вариант домашней аудиосистемы.
С тех пор мы много чего повидали, немало почитали, пописали (что могу сказать по крайней мере о себе) и поэкспериментировали, но вопрос по-прежнему остается отрытым — если и не категоричный «Что лучше?», то уж точно «Что лучше в определенных условиях?». Попробуем разобраться.
Начнем с небольшого теоретического отступления. Диапазоны многих музыкальных инструментов захватывают низкие частоты.
Вот некоторых из них:
Контрабас: от 41 до 260 Гц,
Труба: от 29 до 440 Гц,
Рояль: от 27 до 4200 Гц,
Бас-гитара: от 41 до 250 Гц,
Орган: от 16 Гц до 8 кГц.
Выходит, что способность акустической системы — любой, как стереофонической (2.0), так и трифоника (2.1), — качественно воспроизводить низкие частоты крайне важна для верного и полноценного восприятия музыки. В низкочастотном диапазоне (20—150 Гц) направление источника звука не улавливается (звучание здесь ненаправленное, т. е. уровень сигнала не зависит от направления излучения, притом что сохраняется зависимость от расстояния до источника). Передаваемая аудиосистемой музыка со значительным низкочастотным содержанием, как мы знаем, звучит более сочно и мясисто.
Известно, что в процессе инсталляции трифоника для получения бесшовного (без завалов и горбов) согласования с сателлитами, помимо регулировки частоты среза, уровня (громкости) и положения фазы, может возникнуть необходимость установить сабвуфер фактически в любом месте комнаты. А так как местонахождение источника звуковых волн низкой частоты не имеет особого значения для определения его положения на слух, то в случае с вынесенным источником (сабвуфером) можно не опасаться, что вы услышите контрабас или орган из того угла, где размещен басовый модуль, — то, в какой точке он стоит, на построение сцены не повлияет.
ЗА: Широкие возможности настройки
Настройка стереопары обычно не вызывает особых трудностей (мы не принимаем в расчет сложную и дорогостоящую акустическую обработку помещения). Можно поиграть с расположением колонок в комнате и закрытием порта фазоинвертора — разумеется, если мы имеем дело с соответствующим акустическим оформлением. В случае полочных (мини-мониторных) АС бывают полезными попытки поменять (либо утяжелить — заполнить сыпучим балластом) стойки, а в случае напольных — поэкспериментировать с основаниями для них, хотя последний метод, скорее всего, будет иметь эффект плацебо. Вот, пожалуй, и все. Когда же в аудиосистему интегрируется сабвуфер, возможности настройки существенно расширяются. Прежде всего этому способствует сам подбор низкочастотного модуля. Можно принимать в рассмотрение не только бренд производителя (с учетом его авторитетности, аудиофильского статуса, откликов в прессе и пр.) и тональные особенности аппарата (которые практически оцениваются только на слух), но также различные конструкции: с тем или иным акустическим оформлением (закрытый ящик, фазоинвертор, пассивный радиатор, полосовой резонатор и т. д.), с короткоходовым либо длинноходовым драйвером, с высокоуровневым входом или без него…
Остановившись на определенной модели, подключив ее (после приобретения и/или взяв на прослушивание) и подобрав частоту среза для согласования с АС, можно поискать оптимальный уровень громкости и угол фазы (который может регулироваться как плавно, так и дискретно), а также способ коммутации. Не обойтись без экспериментов и с размещением НЧ-машины в комнате. Некоторые аудиофилы с разным успехом пытаются определить для сабвуфера место и угол фазы таким образом, чтобы подавлялся специфический избыток баса в колонках, то есть найти положение, в котором бас сабвуфера будет работать в противофазе с излишним басом, как бы нейтрализуя его. Наличие эквалайзера у НЧ-аппарата повышает вероятность успешной настройки аудиосистемы.
Встречаются и более сложные настройки. Например, отдельные регулировки уровня сигнала для низкоуровневого и высокоуровневого входов, настройка сабвуфера при помощи компьютера через порт RS-232 (есть, например, у B&W DB1) и даже возможность обновления программного обеспечения (T+A TCD 610 W)…
Кроме того, допускаются разные варианты коммутации. Например, модель SVS SB12-NSD имеет линейный выход High Pass для подключения усилителя с фильтрацией НЧ-сигнала для передачи его на сабвуфер. Частотный диапазон срезается, скажем, ниже 80 Гц с затуханием 12 дБ на октаву, что позволяет разгрузить стереопару, которая подсоединяется непосредственно к усилителю, — это помогает добиться аккуратного частотного согласования.
Важно подчеркнуть: проблему НЧ-согласования АС с комнатой стоит решать всегда, независимо от того, что работает в системе, стереопара или трифоник, и только сабвуфер благодаря возможности его более свободного перемещения и наличию настроек позволяет при соблюдении ряда условий получить бас существенно более высокого качества. К тому же трифоник отвечает важной особенности идеологии Hi-Fi, которую можно определить как разделение полномочий: предусилитель и УМ, транспорт и ЦАП, средненизкочастотное акустическое звено и низкочастотное…
Облегченный апгрейд системы
В отличие от Hi-Fi, в мультимедиа трифоник — обычное явление. На фото — модель совсем уж экстравагантного, даже вычурного дизайна
Если вы относитесь к построению аудиосистемы как к выбору супруги, — совершаете покупку раз и навсегда, — то этот пункт для вас не важен. Но многие ли останавливаются на достигнутом — как в аудиосистемном, так и в житейском плане? Если в системе есть бас-машина, то апгрейд можно провести с наименьшими рисками. Камнем преткновения может стать (а может и не стать) различие в тональном балансе между басовой партией и новыми АС, пришедшими на смену старым. Во всяком случае, многообразие настроек повышает вероятность удачного апгрейда. Действительно, если вы приобрели более басовитые колонки, то будет несложно скорректировать настройку ФНЧ. То же самое можно сделать, если, заменив усилитель, вы почувствовали, что бас стал передаваться отчетливее. При смене АС на модель другой конструкции (с иным акустическим оформлением, количеством НЧ-излучателей, типом системы, расположением фазоинвертора и т. д.) будет легче нивелировать возникшие непредвиденные отрицательные явления, изменив угол фазы или положение сабвуфера в пространстве.
Некоторые сабвуферы даже именитых компаний не имеют регулировки частоты среза (SVS PB10-ISD, KEF T2), а у пассивных моделей (которых, впрочем, совсем немного) нет даже кроссовера. Поэтому, если вы собираетесь строить трифоник и не исключаете апгрейда аудиосистемы, разумнее отдать предпочтение аппарату с достаточным набором настроек.
Трифоник обходится дешевле стереопары
Если сравнить стоимость полочных колонок вместе с сабвуфером из одной серии одной марки со стоимостью напольного варианта акустики из той же серии, то чаще всего трифоник даст выигрыш в цене. Учитывая же, что можно подобрать различные комбинации из сабвуфера и АС, экономия будет гарантированной, причем совсем не в ущерб качеству. Надо иметь в виду, что в прейскурантах многих фирм присутствуют облегченные варианты напольных моделей АС, которые являются, в сущности, полочными колонками той же серии в напольном оформлении. И естественно, что такая напольная «фикция» нуждается в помощи сабвуфера.
Есть акустические системы, созданные как бы для кино, с нижней границей в 60 Гц, а то и выше, но при этом прекрасно воспроизводящие стереоматериал, разумеется, с басовой поддержкой. Речь не о том, что нужно взять бас-аппарат попроще и, следовательно, подешевле. Дело в другом. Часто стоимость сабвуферов зависит не только от их звуковых качеств (которые определяются в основном согласованностью работы усилителя и головки в определенном акустическом оформлении), но и от электроники, т. е. вариантов настройки. Подобные навороты пригодятся почти всегда, потому что практически не существует благополучных в низкочастотном отношении жилых комнат, а акустическая обработка в соответствующей спектральной области — штука очень сложная и дорогая.
ПРОТИВ: Сложность настройки
Пожалуй, самую большую сложность представляет настройка аудиосистемы. Действительно, принцип «включил и наслаждаюсь результатом» в данном случае не работает. Инсталляция сабвуфера требует немало времени для поиска оптимальной частоты согласования с сателлитами, настройки самого сабвуфера и определения наилучшего для него места в комнате. Как показывает практика, последнее — самое важное.
Приблизительно так выглядят интерфейсы программ для вычисления резонансных частот комнат
Иногда приходится прибегать к помощи акустического онлайн-калькулятора (в Интернете есть множество сайтов с подобными программами) и даже использовать звуковой процессор типа Audyssey для калибровки звучания системы с учетом особенностей конкретного помещения. Некоторые модели сабвуферов комплектуются фирменными системами автокалибровки, но они довольно дороги.
Как вам такой экземпляр для дома (Cabasse Saturn 55 — габариты 960 х 860 х 780 мм, 21-дюймовый вуфер за стальным забралом, мощность 1 кВт)? Какими же должны быть сателлиты ему под стать? Какими толстыми — стены и терпеливыми — соседи?
Нужно с пониманием относиться к необходимости возни с сабвуфером — результат стоит потраченных усилий. Ведь возимся же мы с подбором источников и компонентов в тандеме АС — усилитель, не говоря уж об акустических и межблочных кабелях и сетевых кондиционерах…
Подключение
Существуют разные способы подключения сабвуфера: сигнал подается непосредственно с источника с обрезанием низкочастотной составляющей сигнала бортовым кроссовером басового модуля, АС при этом подсоединяются прямо к сабвуферу… Но наиболее распространенных способов два: низкоуровневый (с использованием линейного входа) и высокоуровневый (усиленный сигнал поступает на акустические клеммы). Кстати, инженеры авторитетной компании REL, специализирующейся на выпуске превосходных сабвуферов, настаивают на использовании именно высокоуровневого подключения. Однако специальный выход для сабвуфера есть далеко не у всех стереофонических усилителей (про AV-ресиверы здесь говорить не будем). Большинство имеют две пары акустических клемм, и если занять одну из них сабвуфером, то пропадает возможность подключить колонки по схеме bi-amping.
Сложность встраивания в интерьер
Известно, что одной из важных составляющих серьезной аудиосистемы является помещение, где ей предстоит работать. А также и то, что зарезервировать место для стойки с электроникой и даже для колонок существенно проще, чем для сабвуфера — самого требовательного к расположению компонента тракта. Ну а если оптимальное в звуковом плане положение низкочастотного аппарата совпадет с дислокацией любимого супругой фикуса, подаренного ей мамой (тещей аудиофила), то… Со всем отсюда вытекающим. В общем, вы меня поняли.
Подведу некоторые итоги. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что лучше, трифоник или стерео. В немалой степени ответ зависит от того, какую музыку вы слушаете. Если предпочтения отдаются в основном произведениям для струнных (и вообще камерному репертуару), то без сабвуфера вполне можно обойтись. Однако большинство из нас слушает музыку, в которой присутствуют самые разные инструменты, в том числе те, чьи диапазоны включают средний и даже глубокий бас. Анализируя доводы за и против трифоника, я не рассматривал убеждений (или предубеждений) наподобие «как ни крути, а стерео все равно лучше» или «сабвуфер нужен только для кино», так как ставил перед собой задачу оставаться на почве объективного анализа темы, вынесенной в заголовок.
В некоторых сабвуферах предусмотрена возможность настройки при помощи компьютера через порт RS-232
Первые фирменные трифоники представляли собой небольшие сателлиты и активный сабвуфер — в то время никто и не думал об их согласовании на определенной частоте, об оптимальном размещении в пространстве, об экспериментах с открытием и закрытием фазоинвертора и т. п. Основной вопрос, который возникал в головах меломанов, тогда еще не мутировавших в аудиофилов, сводился к словам «зачем нужен трифоник?». Действительно, в те годы трифоник воспринимался не столько как альтернатива привычному двухканальному стерео, сколько как модная фишка или даже как дизайнерский вариант домашней аудиосистемы.
С тех пор мы много чего повидали, немало почитали, пописали (что могу сказать по крайней мере о себе) и поэкспериментировали, но вопрос по-прежнему остается отрытым — если и не категоричный «Что лучше?», то уж точно «Что лучше в определенных условиях?». Попробуем разобраться.
Начнем с небольшого теоретического отступления. Диапазоны многих музыкальных инструментов захватывают низкие частоты.
Вот некоторых из них:
Контрабас: от 41 до 260 Гц,
Труба: от 29 до 440 Гц,
Рояль: от 27 до 4200 Гц,
Бас-гитара: от 41 до 250 Гц,
Орган: от 16 Гц до 8 кГц.
Выходит, что способность акустической системы — любой, как стереофонической (2.0), так и трифоника (2.1), — качественно воспроизводить низкие частоты крайне важна для верного и полноценного восприятия музыки. В низкочастотном диапазоне (20—150 Гц) направление источника звука не улавливается (звучание здесь ненаправленное, т. е. уровень сигнала не зависит от направления излучения, притом что сохраняется зависимость от расстояния до источника). Передаваемая аудиосистемой музыка со значительным низкочастотным содержанием, как мы знаем, звучит более сочно и мясисто.
Известно, что в процессе инсталляции трифоника для получения бесшовного (без завалов и горбов) согласования с сателлитами, помимо регулировки частоты среза, уровня (громкости) и положения фазы, может возникнуть необходимость установить сабвуфер фактически в любом месте комнаты. А так как местонахождение источника звуковых волн низкой частоты не имеет особого значения для определения его положения на слух, то в случае с вынесенным источником (сабвуфером) можно не опасаться, что вы услышите контрабас или орган из того угла, где размещен басовый модуль, — то, в какой точке он стоит, на построение сцены не повлияет.
ЗА: Широкие возможности настройки
Настройка стереопары обычно не вызывает особых трудностей (мы не принимаем в расчет сложную и дорогостоящую акустическую обработку помещения). Можно поиграть с расположением колонок в комнате и закрытием порта фазоинвертора — разумеется, если мы имеем дело с соответствующим акустическим оформлением. В случае полочных (мини-мониторных) АС бывают полезными попытки поменять (либо утяжелить — заполнить сыпучим балластом) стойки, а в случае напольных — поэкспериментировать с основаниями для них, хотя последний метод, скорее всего, будет иметь эффект плацебо. Вот, пожалуй, и все. Когда же в аудиосистему интегрируется сабвуфер, возможности настройки существенно расширяются. Прежде всего этому способствует сам подбор низкочастотного модуля. Можно принимать в рассмотрение не только бренд производителя (с учетом его авторитетности, аудиофильского статуса, откликов в прессе и пр.) и тональные особенности аппарата (которые практически оцениваются только на слух), но также различные конструкции: с тем или иным акустическим оформлением (закрытый ящик, фазоинвертор, пассивный радиатор, полосовой резонатор и т. д.), с короткоходовым либо длинноходовым драйвером, с высокоуровневым входом или без него…
Остановившись на определенной модели, подключив ее (после приобретения и/или взяв на прослушивание) и подобрав частоту среза для согласования с АС, можно поискать оптимальный уровень громкости и угол фазы (который может регулироваться как плавно, так и дискретно), а также способ коммутации. Не обойтись без экспериментов и с размещением НЧ-машины в комнате. Некоторые аудиофилы с разным успехом пытаются определить для сабвуфера место и угол фазы таким образом, чтобы подавлялся специфический избыток баса в колонках, то есть найти положение, в котором бас сабвуфера будет работать в противофазе с излишним басом, как бы нейтрализуя его. Наличие эквалайзера у НЧ-аппарата повышает вероятность успешной настройки аудиосистемы.
Встречаются и более сложные настройки. Например, отдельные регулировки уровня сигнала для низкоуровневого и высокоуровневого входов, настройка сабвуфера при помощи компьютера через порт RS-232 (есть, например, у B&W DB1) и даже возможность обновления программного обеспечения (T+A TCD 610 W)…
Кроме того, допускаются разные варианты коммутации. Например, модель SVS SB12-NSD имеет линейный выход High Pass для подключения усилителя с фильтрацией НЧ-сигнала для передачи его на сабвуфер. Частотный диапазон срезается, скажем, ниже 80 Гц с затуханием 12 дБ на октаву, что позволяет разгрузить стереопару, которая подсоединяется непосредственно к усилителю, — это помогает добиться аккуратного частотного согласования.
Важно подчеркнуть: проблему НЧ-согласования АС с комнатой стоит решать всегда, независимо от того, что работает в системе, стереопара или трифоник, и только сабвуфер благодаря возможности его более свободного перемещения и наличию настроек позволяет при соблюдении ряда условий получить бас существенно более высокого качества. К тому же трифоник отвечает важной особенности идеологии Hi-Fi, которую можно определить как разделение полномочий: предусилитель и УМ, транспорт и ЦАП, средненизкочастотное акустическое звено и низкочастотное…
Облегченный апгрейд системы
В отличие от Hi-Fi, в мультимедиа трифоник — обычное явление. На фото — модель совсем уж экстравагантного, даже вычурного дизайна
Если вы относитесь к построению аудиосистемы как к выбору супруги, — совершаете покупку раз и навсегда, — то этот пункт для вас не важен. Но многие ли останавливаются на достигнутом — как в аудиосистемном, так и в житейском плане? Если в системе есть бас-машина, то апгрейд можно провести с наименьшими рисками. Камнем преткновения может стать (а может и не стать) различие в тональном балансе между басовой партией и новыми АС, пришедшими на смену старым. Во всяком случае, многообразие настроек повышает вероятность удачного апгрейда. Действительно, если вы приобрели более басовитые колонки, то будет несложно скорректировать настройку ФНЧ. То же самое можно сделать, если, заменив усилитель, вы почувствовали, что бас стал передаваться отчетливее. При смене АС на модель другой конструкции (с иным акустическим оформлением, количеством НЧ-излучателей, типом системы, расположением фазоинвертора и т. д.) будет легче нивелировать возникшие непредвиденные отрицательные явления, изменив угол фазы или положение сабвуфера в пространстве.
Некоторые сабвуферы даже именитых компаний не имеют регулировки частоты среза (SVS PB10-ISD, KEF T2), а у пассивных моделей (которых, впрочем, совсем немного) нет даже кроссовера. Поэтому, если вы собираетесь строить трифоник и не исключаете апгрейда аудиосистемы, разумнее отдать предпочтение аппарату с достаточным набором настроек.
Трифоник обходится дешевле стереопары
Если сравнить стоимость полочных колонок вместе с сабвуфером из одной серии одной марки со стоимостью напольного варианта акустики из той же серии, то чаще всего трифоник даст выигрыш в цене. Учитывая же, что можно подобрать различные комбинации из сабвуфера и АС, экономия будет гарантированной, причем совсем не в ущерб качеству. Надо иметь в виду, что в прейскурантах многих фирм присутствуют облегченные варианты напольных моделей АС, которые являются, в сущности, полочными колонками той же серии в напольном оформлении. И естественно, что такая напольная «фикция» нуждается в помощи сабвуфера.
Есть акустические системы, созданные как бы для кино, с нижней границей в 60 Гц, а то и выше, но при этом прекрасно воспроизводящие стереоматериал, разумеется, с басовой поддержкой. Речь не о том, что нужно взять бас-аппарат попроще и, следовательно, подешевле. Дело в другом. Часто стоимость сабвуферов зависит не только от их звуковых качеств (которые определяются в основном согласованностью работы усилителя и головки в определенном акустическом оформлении), но и от электроники, т. е. вариантов настройки. Подобные навороты пригодятся почти всегда, потому что практически не существует благополучных в низкочастотном отношении жилых комнат, а акустическая обработка в соответствующей спектральной области — штука очень сложная и дорогая.
ПРОТИВ: Сложность настройки
Пожалуй, самую большую сложность представляет настройка аудиосистемы. Действительно, принцип «включил и наслаждаюсь результатом» в данном случае не работает. Инсталляция сабвуфера требует немало времени для поиска оптимальной частоты согласования с сателлитами, настройки самого сабвуфера и определения наилучшего для него места в комнате. Как показывает практика, последнее — самое важное.
Приблизительно так выглядят интерфейсы программ для вычисления резонансных частот комнат
Иногда приходится прибегать к помощи акустического онлайн-калькулятора (в Интернете есть множество сайтов с подобными программами) и даже использовать звуковой процессор типа Audyssey для калибровки звучания системы с учетом особенностей конкретного помещения. Некоторые модели сабвуферов комплектуются фирменными системами автокалибровки, но они довольно дороги.
Как вам такой экземпляр для дома (Cabasse Saturn 55 — габариты 960 х 860 х 780 мм, 21-дюймовый вуфер за стальным забралом, мощность 1 кВт)? Какими же должны быть сателлиты ему под стать? Какими толстыми — стены и терпеливыми — соседи?
Нужно с пониманием относиться к необходимости возни с сабвуфером — результат стоит потраченных усилий. Ведь возимся же мы с подбором источников и компонентов в тандеме АС — усилитель, не говоря уж об акустических и межблочных кабелях и сетевых кондиционерах…
Подключение
Существуют разные способы подключения сабвуфера: сигнал подается непосредственно с источника с обрезанием низкочастотной составляющей сигнала бортовым кроссовером басового модуля, АС при этом подсоединяются прямо к сабвуферу… Но наиболее распространенных способов два: низкоуровневый (с использованием линейного входа) и высокоуровневый (усиленный сигнал поступает на акустические клеммы). Кстати, инженеры авторитетной компании REL, специализирующейся на выпуске превосходных сабвуферов, настаивают на использовании именно высокоуровневого подключения. Однако специальный выход для сабвуфера есть далеко не у всех стереофонических усилителей (про AV-ресиверы здесь говорить не будем). Большинство имеют две пары акустических клемм, и если занять одну из них сабвуфером, то пропадает возможность подключить колонки по схеме bi-amping.
Сложность встраивания в интерьер
Известно, что одной из важных составляющих серьезной аудиосистемы является помещение, где ей предстоит работать. А также и то, что зарезервировать место для стойки с электроникой и даже для колонок существенно проще, чем для сабвуфера — самого требовательного к расположению компонента тракта. Ну а если оптимальное в звуковом плане положение низкочастотного аппарата совпадет с дислокацией любимого супругой фикуса, подаренного ей мамой (тещей аудиофила), то… Со всем отсюда вытекающим. В общем, вы меня поняли.
Подведу некоторые итоги. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что лучше, трифоник или стерео. В немалой степени ответ зависит от того, какую музыку вы слушаете. Если предпочтения отдаются в основном произведениям для струнных (и вообще камерному репертуару), то без сабвуфера вполне можно обойтись. Однако большинство из нас слушает музыку, в которой присутствуют самые разные инструменты, в том числе те, чьи диапазоны включают средний и даже глубокий бас. Анализируя доводы за и против трифоника, я не рассматривал убеждений (или предубеждений) наподобие «как ни крути, а стерео все равно лучше» или «сабвуфер нужен только для кино», так как ставил перед собой задачу оставаться на почве объективного анализа темы, вынесенной в заголовок.
В некоторых сабвуферах предусмотрена возможность настройки при помощи компьютера через порт RS-232
Игорь Максимов