50 лучших катушечных магнитофонов за всю историю
Энциклопедия бобинников
Аналоговый звук, звучание ленты – эти слова отзываются в сердцах многих аудиофилов. Действительно, даже бурная поступь цифровых технологий не сместила короля с вершины трона: именно аналоговая магнитная лента на сегодня обеспечивает наивысшее качество звучания, и именно катушечный магнитофон является сердцем настоящей High End системы. Наша энциклопедия бобинников охватит весь период их создания, расцвета, недолгого заката – и современного возрождения. Встречаем пятьдесят лучших аппаратов за всю историю аудио-индустрии! Надеемся, это описание от «А» до «Я» поможет вам выбрать и купить магнитофон – или, по крайней мере, даст пищу к размышлениям на тему.
50. Ampex Model 200A (1948)
Вышедший в 1948 году катушечный магнитофон Ampex Model 200A заложил фундамент для американской школы звукозаписи. На базе этой модели впоследствии вышла целая линейка фирменных аппаратов, получивших мировую известность. Ampex Model 200A работал на скорости 30 ips и гарантировал АЧХ от 5 до 15 000 Гц при неравномерности в 0,5 дБ. Для тех лет подобное казалось каким-то космическим достижением. Платой за техническое совершенство стали вес и цена: за стокилограммового мастодонта просили $7 500.
49. EMI BTR (1948)
До 1948 года на студиях звукозаписи в Великобритании использовались только трофейные немецкие магнитофоны! Очевидно, что ситуация не устраивала ни музыкантов, ни рекорд-лейблы: так свет увидел первый английский катушечный магнитофон EMI BTR (илиEMI BTR1), давший огромный толчок развитию рынка магнитной звукозаписи во всем мире. И хотя EMI BTR несколько уступал немецким машинам (например, в модели не было подмагничивания) – именно этот аппарат дал «зеленый свет» известнейшей британской школе звукозаписи. Работал аппарат только в студиях EMI, поддерживалась моно-запись и скорость 76,2 см/с.
48. Philips EL3501 (1952)
Выпущенный в 1952 году катушечник Philips EL3501 пережил десятки модификаций и стал настоящим стандартом звукозаписывающей отрасли. Эта модель до сих пор в строю – скажем, именно Philips EL3501 сегодня используется в студии STS Digital в качестве источника при записи на катушки серии MasterQuality. Роскошный звук и фундаментальная конструкция – залог успеха.
47. EMI BTR2 (1952)
EMI BTR2 уже «пошел в народ» – этот бобинник работал не только в студиях EMI, но и в BBC, и других компаний. Здесь появилось подмагничивание, так что звучание резко шагнуло вперед относительно английского первенца EMI BTR – хотя система записи все равно осталась моно. Скорость движения ленты на 1/4' могла составлять 19 или 38 см/с. С некоторыми переделками на базе EMI BTR2 был создан и легендарный катушечник EMI BTR3, заслуживший огромную известность благодаря студии Abbey Road и записи ранних сессий The Beatles.
46. Telefunken M10A (1957)
Звучание модели Telefunken M10A соответствует самым высочайшим стандартам – многие современные коллекционеры ставят этот катушечный магнитофон даже выше, чем культовые магнитофоны Studer. Что ж, изобретатели оригинального Magnetophon K1 выложились «по полной» – конструкция Telefunken M10A абсолютно неубиваемая (весила модель 63 кг), а срок службы модели кажется неограниченным. Усилительная часть у Telefunken M10A могла быть и ламповой, и транзисторной, а закрытый тракт давал сто очков вперед по качеству даже таким мэтрам, как Studer. Этот четырехдорожечный двухканальный аппарат мог работать на скоростях 19 и 38 см/с.
45. Brenell Mk.5 (1958)
Переносной катушечный магнитофон Brenell Mark 5 в своих поздних версиях (Mark 5 type M (Mk.5M) / Series 3) щеголял блоком из четырех головок, поддерживал четыре скорости протяжки ленты и мог работать с катушками до 8,25’. Тракт модели был полностью ламповым, звучание Brenell Mark 5 очаровывало, а сделан бобинник был «на века» (включая синхронные моторы). Кстати говоря, такой аппарат Пол Маккартни как-то раз подарил Джону Леннону.
44. RCA RT-21 (1959)
На катушечных магнитофонах RCA RT-21 записывались сами The Beatles – а за несколько десятилетий выпуска этот бобинник получил референсный статус. Модель ранее использовалась только в студиях звукозаписи – а сегодня она горячо любима и аудиофилами. Исключительно сбалансированное «бархатное» звучание, плюс бронебойная конструкция: о чем еще и мечтать?
43. Leevers Rich E200 (1962)
Leevers Rich E200 заслужил титул «вечной машинки» – аппарат мог работать сутками напролет в течение многих лет. «Железобетонная» конструкция (масса модели – 80 кг), тем не менее, не сказалась на качестве звучания: поначалу оно уступало лучшим немецким моделям. Этот момент был исправлен добавлением модуля шумоподавления Dolby SR – с ним соотношение «сигнал/шум» достигло 95 дБ. В итоге, этот и другие катушечники Leevers E-серии стали настоящим культом – из аналогов можно вспомнить, разве что, «автомат Калашникова» в стрелковом оружии. Leevers Rich E200 работал всегда и везде.
42. Rola Professional 77 mkIII (1962)
Редкая ласточка в современных частных коллекциях – австралийский бобинник Rola Professional 77 mkIII. 25 кг. «живого веса», возможность быстрой транспортировки – ориентированная для радиостанций модель, тем не менее, демонстрировала отличное звучание и весьма солидную конструкцию.Три мотора, возможность реверса, солидный корпус – все сделано весьма качественно.
41. Magnecord 1024 (1964)
В шестидесятые годы ХХ века Magnecord 1024 предлагался за $725 – гибкость инсталляции (допускалось как вертикальное настольное использование, так и монтаж в консоль), отличное соотношение «цена-качество» и достойный звук сделали этот бобинник настоящим бестселлером продаж на американском рынке. Кстати говоря, сама компания Magnecord уже заслужила похвалу за свои послевоенные модели, так что, отчасти успех 1024-ого катушечника был обусловлен доверием к бренду. Все это произошло «несмотря на» не идеальные ТТХ – модель имела показатель «сигнал/шум» в 48 дБ и работала в АЧХ от 45 до 18 000 Гц.
40. Studer J37 (1964)
Творение легендарного Вилли Штудера (Willi Studer) – четырехдорожечная модель Studer J37, вышедшая в свет в 1964 году, примечательна не только тем, что она была первой и единственной многоканальной ламповой декой фирмы. Звучание аппарата радует коллекционеров и сегодня – как и тот факт, что именно катушечный магнитофон Studer J37 выбрали The Beatles для записи своего альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band».
39. Uher 10000 Royal de Luxe (1965)
Uher 10000 Royal de Luxe выпускался не только под собственным брендом, но еще и с шильдиком Loewe (OEM производство модели началось в 1966 году) и других компаний. Шикарный внешний вид модели при не слишком высокой цене просто очаровывал поклонников – но, стоит отметить, что и «начинка» Uher 10000 Royal de Luxe была весьма качественной. Скажем, были использованы усилители на германиевых транзисторах. Опции четырехдорожечной записи и поддержка трех скоростей также присутствовали – а ТТХ были весьма впечатляющими (АЧХ от 20 до 20 000 Гц, детонация – 0,1%). Весил бобинник 13 кг.
38. Braun TG 60 (1965)
Имя Дитера Рамса навечно вписано как в историю промышленного дизайна, так и звука. Катушечник Braun TG 60 (модель впервые увидела свет в 1965 году) не только изысканно выглядит (вид модели явно опередил время), но и здорово звучит. Хотя Braun TG 60 входил в линейку блочных стереокомпонентов Braun Audio, никто не запрещал использовать модель отдельно, тем более, что характеристики устройства соответствовали жестким стандартам Hi-Fi, а звучание было пусть и не изысканным, но весьма впечатляющим.
37. Bang&Olufsen BeoCord 2000 Deluxe K (1965)
Появившийся в 1965 году Bang&Olufsen BeoCord 2000 Deluxe K стал самым успешным бобинником фирмы – несмотря на ориентацию на бытовой рынок, коэффициент детонации у модели соответствовал самым жестким стандартам студийной техники! АЧХ от 40 до 16 000 Гц, четырех- и двухдорожечная запись, четырехдорожечное воспроизведение, встроенный четырехканальный микшер, изысканный внешний вид и цена в 159 фунтов: не мудрено, что Bang&Olufsen BeoCord 2000 Deluxe K стал настоящим бестселлером.
36. Revox A77 (1967)
«Домашний бренд» Вилли Штудера, Revox, не менее известен, чем оригинальный профессиональный бренд Studer. Revox A77, выпускавшийся с 1967 по 1977 гг., был продан в количестве нескольких сотен тысяч штук (!), а число модификаций аппарата достигло шестидесяти четырех. Настоящий масс-маркет – да еще и с отличным звучанием. Детонация 0,04%, АЧХ 30 – 20 000 Гц, сигнал/шум – 66 дБ. Весил аппарат 15 кг.
35. Brüel&Kjær Type 7001 (1967)
Хотя Brüel&Kjær больше всего известна по своему измерительному оборудованию, не обошла фирма стороной и сектор катушечных магнитофонов – так появилась модель Type 7001. Ориентированный, прежде всего, на измерения, этот катушечный магнитофон щеголял трактом высочайшего качества, а его лентопротяжный механизм стал примером исключительного инженерного образца. Кроме того, модель сделана исключительно эргономично – все элементы ЛПМ доступны для обслуживания без каких-либо сложных манипуляций, даже передвигать бобинник при этом не придется. Brüel&Kjær Type 7001 поддерживал скорости ленты до 152 см/с – в этом случае АЧХ находилась в пределах от 0 до 20 000 Гц, соотношение «сигнал/шум» достигало 48 дБ, а отклонение по скорости не превышало 0,025%. Весило устройство 69 кг.
34. Crown CX 822 (1968)
Crown CX 822 – весьма интересная модель от именитого производителя усилительной техники. Этот бобинник входил в знаменитую 800-ую серию техники фирмы: в шестидесятых и семидесятых годах ХХ века она стала настоящим культом. Crown CX 822, выпущенный в 1968 году, особо отмечен за свою надежность и ошеломляющий звук.
33. Bang&Olufsen Beocord 5000/6000 (1969)
Магнитофон Bang&Olufsen Beocord 5000/6000 планировался для использования в составе системы Beosystem 6000, но, вскоре после разработки, проект свернули, а ограниченный тираж из нескольких экземпляров бобинника попал на рынок. Для 1969 года это была уникальная машина, соединяющая роскошь, уникальную конструкцию и выдающееся качество.
32. Studer A80 (1970)
Один из самых распространенных «Штудеров», A80, вышел в 1970 году и состоял в серии аж до 1988 года. Этот катушечный магнитофон в свое время использовали ABBA, Pink Floyd и другие команды, а сейчас Studer A80 можно заметить во многих домашних аудиосистемах. Устройство положило начало внедрению новой платформы Studer – в модели использовалось электронное управление даже во время перемотки ленты, датчики движения, направления и хронометража, опять же, были электронными, а систему скорости контролировала еще одна электронная система.
31. Telefunken M15A (1971)
Еще один представитель «школы магнитофонов» от легендарной компании Telefunken – ответ на выход известного Studer A80. Звучание бобинника M15A абсолютно очаровательно, оно на равных конкурирует с лучшими представителями аналогового сектора рынка, а конструкция внушает благоговейный трепет. Хотя техническое оснащение здесь не самое продвинутое – Telefunken M15A работает с четвертьдюймовой пленкой и поддерживает только две скорости вращения (38 и 19 см/с). Весил аппарат 52 кг.
30. Dual TG 29 (1971)
После появления в продаже в 1971 году немецкий бобинник Dual TG 29 заслужил овации – модель пользовалась бешеным спросом и стала по-настоящему массовой. И хотя этот магнитофон по уровню исполнения не мог тягаться с верхними Telefunken, зато он предлагал компактную конструкцию, поддерживал четырехдорожечную запись и оснащался пассиковым приводом. Одно «но» – катушки можно было использовать лишь до 7’.
29. Nagra IV-S (1971)
Даже сегодня Nagra IV-S считается лучшим в мире переносным аппаратом для записи музыкальных концертов – чего уж говорить о 1971 годе, когда устройство впервые поступило в продажу. Бобинник поддерживает двухдорожечную запись на четвертьдюймовую ленту и имеет отдельный блок головок для записи и воспроизведения. Cамое главное здесь то, что Nagra IV-S стала первым катушечником на кремниевых транзисторах. АЧХ от 30 до 20 000 Гц, «сигнал/шум» – 74,5 дБ! Было и одно «но» – синхросигнал с частотой 14 000 Гц записывался на среднюю дорожку ленты, и был несовместим с предыдущей системой «Неопилот». Сегодня купить катушечный магнитофон Nagra IV-S довольно сложно – особенно, в хорошем состоянии.
28. Маяк-001 (1973)
Отечественный «Маяк-001» был основан на исключительно удачной экспериментальной модели «Юпитер». Аппарат поступил в ограниченную серию в 1973 г. – в год выпускалось не более тысячи этих уникальных аппаратов, получивших множество золотых медалей на международных выставках и ставших настоящим раритетом на внутреннем рынке. Отличная конструкция и достойный звук – советская магнитофонная школа в те годы была сильна, как никогда. У«Маяка-001»две скорости (9,5 и 19 см/с), АЧХ от 31 до 20 000 Гц, детонация 0,1% – а весил аппарат 20 кг. Сегодня этот катушечный магнитофон можно найти в продаже за вполне доступную сумму.
27. Braun TG 1000 (1974)
Braun TG 1000 (1974 г.) – следующая ступень развития катушечных магнитофонов именитой компании. По сравнению с Braun TG 60 здесь все выполнено по высшему разряду: воспроизведение четырехдорожечное, в наличии три мотора, три головки и три скорости (максимум – 38 см/сек), поддержка катушек до 8,5’. Дизайн Дитера Рамса абсолютно не стареет – так что, этот «монстрик» массой двадцать килограммов и сегодня украшает лучшие коллекции аналоговых магнитофонов, купить его хотят многие.
26. Sony TC-880-2 (1974)
Вершина катушечного производства Sony, модель TC-880-2, появилась в 1974 году. Устройство гарантировала ошеломляющую АЧХ – вплоть до 40 000 Гц. За восемь лет в серии было выпущено лишь шестьсот экземпляров бобинника – всему виной прайс в $3 000. Что ж, такая плата за 36-килограммовую машину не кажется слишком большой, учитывая потрясающий звук Sony TC-880-2. Да и эргономика была на высоте – опционально продавался проводной пульт дистанционного управления.
25. Stephens Electronics 811D (1974)
Цены на Stephens Electronics 811D зашкаливали – в 1974 году за аппарат просили от $24 500 до $30 000 в зависимости от модификации! Что ж, игра стоила свеч – перед нами один из лучших профессиональных бобинников за всю историю индустрии. Stephens Electronics 811D пользовался сам Элвис Пресли и другие известные музыканты: полностью дискретная схемотехника для каждой дорожки, минимальный шум (никаких вентиляторов «на борту») и крайне бережное отношение к магнитной ленте (плюс абсолютно бесшумный транспортный механизм) творили настоящие чудеса. По многим оценкам именно эта модель является вершиной аналоговой звукозаписи. Весил, кстати говоря, Stephens Electronics 811D не так много – «всего» 45,6 кг.
24. Otari MX5050 (1975)
Первый Otari MX5050 появился в 1975 году, а последняя модификация бобинника (Otari MX-5050 mkIV-2) закончила выпускаться лишь в 2015 году! Самый долгоживущий из современных катушечных магнитофонов предлагает полный профессиональный набор возможностей: две дорожки, скорость движения ленты до 38 см/с. Изюминка аппарата – тонвал с сервоприводом и микропроцессорным логистическим управлением; такой блок гарантирует динамическое торможение и мгновенно исправляет ошибки натяжения ленты. АЧХ от 30 до 20 000 Гц, «сигнал/шум» 70 дБ, гармоники 0,3% – тут все хорошо.
23. Pioneer RT-2022 (1975)
Pioneer RT-2022 стоил $1 000, но за эти деньги и предлагал многое. Конструкция двухблочная – транспорт RU-11 и предварительный усилитель TAU-11 здесь оформлены в независимых корпусах. Поддержка скоростей 19 и 38 см/с, опции эквайлизации NAB и IEC, микрофонный вход, сверхжесткий корпус, собранный на базе каркаса из литых элементов: немудрено, что модель продержалась в серии пять лет.
22. Grundig TS 1000 (1976)
Grundig TS 1000 появился в продаже в 1976 году, после пары апгрейдов бобинник получил систему шумоподавления Dolby и скорость записи и воспроизведения до 38 см/с. Система оказалась весьма продвинутой – скажем, сменный блок головок позволял производить двухдорожечную либо четырехдорожечную запись. Звучание этого аппарата было весьма фундаментальным (как и его вес – 22,5 кг).
21. AKAI PRO 1000 (1976)
«Тяжелая артиллерия» – двухблочный профессиональный AKAI PRO 1000 (1976 года выпуска). Модель комплектовалась предварительным усилителем, работала на скоростях 9,5, 19 и 38 см/сек, поддерживала двухдорожечную запись и четырехдорожечное воспроизведение. Высокий прайс на позволил AKAI PRO 1000 заслужить настоящую массовость – но свой след в истории эта катушечная дека, конечно, оставила.
20. Technics RS-1500U (1976)
Настоящий прорыв для рынка Reel-2-Reel – выход бобинникаTechnics RS-1500U. Целое семейство катушечных дек под индексом 1500 предлагало пользователю огромный выбор – разные скорости воспроизведения, наличие или отсутствие встроенных предварительных усилителей и другие опции позволяли приобрести аппарат «под себя». Первенцем стал Technics RS-1500U, появившийся в 1976 году – он заложил фундаментальные основы этой линейки: использование трех мощных моторов с прямым приводом, а также уникальный лентопротяжный механизм «Isoloop» – при прохождении через него лента совершает поворот на 180 градусов вдоль своей оси. Такая конструкция обеспечила идеальное натяжение магнитной ленты.
19. Sony TC-766-2 (1976)
Sony TC-766-2 поступил в продажу в 1976 году и серийно выпускался шесть лет. Аппарат был крутой по любым меркам: три мотора, три головки, возможность работы со скоростями 19 и 38 см/сек. «Фишка» бобинника – прямое подключение головок к предварительному усилителю на FET транзисторах, это обеспечило очень прозрачный звук. Весил Sony TC-766-2 26,5 кг.
18. TEAC A-7400RX (1976)
Двухблочный TEAC A-7400RX вышел в 1976 г. – модель использовала три двигателя постоянного тока, три головки и могла воспроизводить четырехдорожечные записи. 28 кг. «живого веса», роскошное, по любым меркам, звучание: этот представитель «золотого века японского аудио» до сих пор горячо любим поклонниками аналога. Чрезвычайно низкая детонация (0,04 – 0,05%), АЧХ от 25 до 30 000 Гц, соотношение «сигнал/шум» в 60 дБ и разделение каналов до 70 дБ (с системой dbx) – все отлично. Вот только, для установки модели надо подготовить прочную полку – транспорт весит 27,5 кг, усилитель добавляет еще 12,5 кг.
17. Ampex ATR-102 (1976)
Ampex ATR-100 и ATR-102 стали стандартами профессионального рынка: бобинники использовали модульную конструкцию, которая обеспечила исключительную гибкость. Этот фактор вместе с феноменальной надежностью и отличным звучанием обеспечил (в свое время) катушечным магнитофонам признание во всем мире – несмотря на ошеломляющие цены (скажем, развитие модели, Ampex ATR-124 в 1980 году предлагался за $62 500). Сегодня за Ampex ATR-100/102 идет настоящая охота уже на другой ниве. Роскошный саунд модели стал настоящим магнитом для поклонников техники класса High End.
16. Ferrograph Logic 7 (1977)
Английский производитель катушечных магнитофонов, компания British Ferrograph Company, оказалась столь успешной, что в семидесятые годы ХХ века впрямую конкурировала с самыми именитыми японскими компаниями. Бобинник Ferrograph Logic 7 – венец творения фирмы: три скорости (9,5, 19 и 38 см/сек), полностью логическое управление, автоматический загрузчик ленты, поддержка больших катушек и шумоподавление Dolby. Такой роскошный набор вместе с относительно доступной ценой и достойным звучанием обеспечил модели настоящий бум продаж.
15. Tandberg TD 20A (1977)
Норвежская компания Tandberg не только заслужила референсный статус – ее техническими решениями пользовались многие другие фирмы, скажем, AKAI. Самый известный бобинник от именитого производителя, Tandberg TD 20A выпускался несколько десятилетий, поддерживал четырехдорожечное воспроизведение, был оснащен тремя головками и четырьмя двигателями. Кроме того, Tandberg TD 20A мог записывать фонограммы на сверхкачественную пленку «Metafine». Скоростей три - 38, 19 и 9,5 см/сек, детонация 0,03 – 0,05%, АЧХ от 15 до 34 000 (!) Гц, «сигнал/шум» – 69 дБ. Звучание модели эксперты характеризуют, как феноменальное.
14. Lyrec TR-532 (1977)
Вышедший в 1977 году Lyrec TR-532 производился целых десять лет и заслужил славу ультимативной студийной машины. Все дело в том, что компания на момент выхода модели TR-532 уже была одним из крупнейших европейских производителей магнитофонов для работы с компьютерными данными, так что конструкция модели получилась исключительно удачной, а использованные двигатели и вовсе многие признают одними из лучших. До шестнадцати дорожек на двухдюймовую ленту!
13. Revox B77 (1978)
Развитие модели Revox A77 вылилось в создание модели B77: этот исключительно удачный бобинник увидел свет в 1977 году и просуществовал в серии до 1999 года (всего вышло сорок версий устройства). Тираж был устрашающе велик – так что, именно Revox B77 можно назвать самым популярным бобинником всех времен и народов. Детонация 0,2%, АЧХ 30 – 20 000 Гц, сигнал/шум – 67 дБ. Весила дека 17 кг.
12. Stellavox Stellamaster SM8 (1979)
Компания Stellavox была основана Жоржем Келле (Georges Quellet) и группой бывших сотрудников Nagra – переносные фирменные магнитофоны серии SP оказались исключительно удачными, а их транспортные механизмы стали примерами прецизионной механики. Студийный катушечный магнитофон Stellavox Stellamaster SM8 стоил чрезвычайно высоко, но его звучание было исключительно натуральным. Немудрено, что современные бобинники во многом используют решения Stellavox Stellamaster SM8 – скажем, Kostas Metaxas не скрывает, что взял модель за основу своего инженерного творчества.
11. Soundcraft Magnetics SCM 381-8 (1979)
Soundcraft Magnetics SCM 381-8 – настоящий студийный монстр. Бобинник может работать с дюймовой лентой и записывает до восьми дорожек. Но самое главное – конструкция. И в этом плане Soundcraft Magnetics SCM 381-8 даст сто очков вперед новомодным разработкам: транспорт здесь размещен на массивной алюминиевой плите, а для каждой из дорожек был предусмотрен свой собственный тракт на дискретных элементах! Отсоединяемая передняя панель работала как пульт дистанционного управления. Плата за такое великолепие была велика – стоил Soundcraft Magnetics SCM 381-8 $10 000.
10. Philips N4522 (1979)
Апофеоз развития звукозаписывающей техники компании Philips – конечно, модель N4522. Вышедший в 1979 году, аппарат весил 28 кг и аккумулировал в себе самые лучшие наработки отрасли. Поддержка трех скоростей (9,5, 19 и 38 см/сек), лучшие двигатели швейцарской компании PAPST, работа с катушками до 10,5’, увлеченный срок службы головок – здесь все по высшему разряду. Равно как и саунд модели – точный, сбалансированный и вовлекающий.
9. Pioneer RT-909 (1979)
Четырехдорожечный двухканальный Pioneer RT-909 – аппарат, при разработке которого компания сделала ставку на дизайн. Внешний вид абсолютно уникальный, настоящая радость для глаз – наконец-то появилась модель, сравнимая с Braun TG 60. ТТХ, опять же, весьма хороши: три головки, двухскоростной синхронный двигатель, детонация – 0,1%, «сигнал – шум» – 70 дБ, АЧХ – от 20 до 28 000 Гц. И, наконец, это последний бобинник (вместе с моделью PT-707) от известнейшей японской корпорации.
8. Akai GX-77 (1981)
Миниатюрный Akai GX-77 появился в начале восьмидесятых годов ХХ века – магнитофон не только прекрасно выглядел, но стоил доступно. Готовность к использованию лент EE (Extra Efficiency), три головки, три мотора, АЧХ от 25 до 33 000 Гц и соотношение «сигнал – шум» в 63 дБ – все слагаемые успеха тут как на ладони. Так что, огромный тираж бобинника вполне оправдан.
7. Nagra T-Audio (1981)
О транспортном механизме Nagra T-Audio слагают легенды – столь бережного и аккуратного обращения с магнитной лентой до 1981 года еще не было. В основу устройства легла промышленная модель Nagra TI, так что надежность аппарата оказалась абсолютной. В 1984 году магнитофон модернизировали до поддержки тайм-кодов – после этого он прижился еще и на киностудиях.
6. AKAI GX-747 (1981)
Поступивший в продажу в 1981 году, AKAI GX-747 был целиком и полностью ориентирован на бытовой рынок. Благодаря своей конструкции, отменному звучанию и прекрасному оснащению (четыре дорожки, шесть фирменных головок GX – две записывающие, две стирающие и две воспроизводящие, система шумоподавления dbx – с ней соотношение «сигнал/шум» на частоте 1 000 Гц доходило до 128 дБ) модель заслужила признание в очень многих странах. 23,2 кг массы, опять же, говорили о надежности конструкции. Увы, но скорость деки – до 19 см/с.
5. Studer A820 (1984)
Грандиозный Studer A820 использовался (да и сейчас используется) в топовых студиях для записи известнейших альбомов; по сути, перед нами – отправная точка по части качества звучания. Аппарат может работать с катушками диаметром до 355 мм, достигать скорости движения ленты в 76 см/с: его ЛПМ построен почти «с нуля» относительно прошлых фирменных моделей.Главным прицелом при разработке была прецизионная точность. Суммарно использовано пять двигателей (три работают на движение ленты, еще пара - перемещают прижимной ролик), каждый из которых имеет фотоэлектрический датчик и управляется микропроцессором – так автоматически определяется момент инерции катушки и оптимизируются операции ускорения или торможения. Общая масса системы достигает 91 кг – конструкция уникальная во всех смыслах.
4. Studer A807 (1986)
Трехскоростной Studer A807 оказался настолько удачным по части саунда, что на данный момент времени за моделями в хорошем состоянии идет настоящая охота. Компактные размеры позволяли устанавливать деку хоть в консоль, хоть размещать на столе – а шикарный транспортный механизм и литое шасси гарантировали бесперебойность работы в режиме 24/7. Инноваций тут через край: тонвал с прямым бесколлекторным приводом, полное отсутствие необходимости обслуживать мотор во время всего срока службы эксплуатации, магнитные бесконтактые датчики скорости, кварцевый генератор частоты – настоящий космос. Скорости до 38 см/с, АЧХ от 30 до 20 000 Гц, Dolby HX-PRO – замечательно все, кроме цены. На старте продаж она составляла $10 000.
3. Lyrec PTR-1 Frida (1989)
На закате эры катушечных магнитофонов ХХ века вышел Lyrec PTR-1 Frida – для 1989 года модель была отлично оснащена (в арсенале – поддержка трех скоростей воспроизведения, блок из трех головок) и имела столь компактные размеры, что допускала переноску в специальном кейсе (масса системы – 12 кг). Несмотря на скромные габариты Lyrec PTR-1 Frida мог работать с катушками на 12’ – так что проданный тираж бобинника оказался весьма велик для конца восьмидесятых – начала девяностых годов ХХ века. Сегодня Lyrec PTR-1 Frida весьма любим у частных коллекционеров: АЧХ от 30 до 28 000 Гц, «сигнал/шум» – 65 дБ, точность движения ленты – 0,2%.
2. Ballfinger M 063 H5 (2017)
Мало кто верил, что часовой бренд Ballfinger сможет «с нуля» создать производство новых катушечных магнитофонов. Тем не менее, свершилось: сегодня в арсенале компании несколько очень удачных моделей, а линейку возглавляет Ballfinger M 063 H5 (от 24 665 евро). Здесь реализован прямой привод – с двумя бесколлекторными двигателями, управляемых микропроцессором, и электронным механизмом торможения. Есть и регулировка скорости протяжки ленты в пределах 10 процентов, а сам аппарат поддерживает скоростные режимы 9,5, 19 и 38 см/с. Все детали и схемы аудиофильского класса – скажем, в блоке питания применяются мощные тороидальные силовые трансформаторы, а питание организовано раздельно для входных и выходных электронных схем. Наличие регулируемого выхода с предварительного усилителя позволяет использовать Ballfinger M 063 H5 напрямую с активными колонками или усилителями мощности – в общем, «полный фарш».
1. Metaxas T-RX (2019)
Новые катушечники – это дорого. Вот и Metaxas T-RX Tourbillon стоит 30 000 евро – за эти деньги компания предлагает созданный на основе Stellavox SM8 / Stellavox TD9 бобинник с абсолютно новой механикой и электроникой. Фантастический дизайн, швейцарские референсные моторы Maxon, остальная механика прецизионного класса. Кстати говоря, на заре уже маячит новая модель компании – модульный бобинник Metaxas Papillon. Так что, катушечный ренессанс начался в XXI веке.