Топ-5 – активная акустика 5

1


Сравниваем лучшие мультимедийные комплекты АС для компьютера


Желающих иметь хороший домашний кинотеатр много, но позволить его себе способны далеко не все. Наименее требовательные покупатели ограничиваются бюджетными «однокоробочными» решениями, но ценители качественного звука такой пытки выдержать не могут, поэтому неустанно ищут альтернативу. Ведь она и вправду есть!

Активная акустика 5.1 для компьютера


Нет ничего проще, чем выбрать приличное оборудование и наслаждаться просмотром кинофильмов в личном кинозале. Но что делать, если выделить даже 100 000 рублей на сие удовольствие возможности нет? Существуют различные кинотеатральные «диеты», позволяющие кардинально снизить затраты на обустройство аудиочасти комплекса, сохранив драматизм звучания на хорошем уровне. В одной из прошлых статей мы предлагали пускай и не самый простой, но очень эффективный способ комплектования многоканального аудиотракта за сумму, эквивалентную всего лишь $350 (26 500 рублей по февральскому курсу). Данный же материал адресован тем, кто не любит сложностей или не считает уровень своей технической подготовки достаточным для реализации описанной схемы. Речь пойдет про готовые наборы многоканальной активной акустики для компьютера.

Что это такое?

Хороший «мультимедийный» комплект АС - это сравнительно крупные сателлиты в корпусах из древесной плиты, плюс сабвуфер. Усилительная секция, панель коммутации и управляющая электроника могут встраиваться в этот сабвуфер, либо располагаться в отдельном блоке, входящим в состав системы. Неужели набор активной акустики 5.1 заменяет связку из AV-ресивера, пассивной акустики с активного басовика? Отчасти.
Во-первых, подавляющее большинство активных наборов 5.1 не оборудовано встроенным декодером многоканального звука. Предполагается, что функцию декодирования возьмет на себя компьютер, из которого уже разложенный на 6-8 каналов аналоговый сигнал будет направлен в активные колонки. Так дешевле, но выбор источника сигнала фактически ограничен одним только компьютером. Правда, это не проблема, ведь он может быть и проигрывателем дисков (в том числе Blu-ray), и сетевым медиаплеером, и аудиосервером.
Во-вторых, мощность даже лучших комплектов активной акустики для ПК «заканчивается» там, где у компонентных систем на базе AV-ресивера и классических АС она только «начинается». Это обстоятельство влияет на максимально допустимую площадь домашнего кинозала, ограничивая ее 15-20 квадратными метрами. Более же простые системы способны охватить лишь область вокруг дивана, да и то на умеренных децибелах.

Как это работает?

Если набор активной акустики не оборудован декодером Dolby Digital и DTS (что является обычной практикой), то потребуется компьютер с внутренней или внешней звуковой картой, имеющей многоканальный аналоговый выход. Встроенный в материнскую плату домашней рабочей станции или ноутбука аудиоадаптер желательно не использовать ввиду низкого качества звучания и высокого уровня помех. Нужна именно дискретная аудиокарта, пускай даже недорогая. В этом смысле выгоднее модели, устанавливаемые внутрь стационарного системного блока. Цены на подобные адаптеры стартуют с отметки 1200 рублей.
Активная акустика 5.1 для компьютера инсталлируется согласно стандартным правилам расстановки: центральный спикер помещается под или над ТВ, а колонки фронтальной пары должны образовывать со слушателем равносторонний треугольник. Крайне желательно, чтобы центральная и фронтальные АС располагались на одном уровне от пола. Тыловая пара устанавливается чуть позади дивана, на некотором удалении и в 1,5-2 метрах от пола (чтобы голова сидящего рядом с вами человека не загораживала дальний от вас тыловой сателлит). Допускается только симметричное размещение парных колонок, относительно оси «ТВ-зритель». Сабвуфер лучше ставить поближе к компьютеру, чтобы не пришлось тянуть пучок кабелей слишком далеко. Если же усилители системы находятся в отдельном блоке, то оптимальное место для басовика нужно подбирать на слух, чтобы со зрительских мест бас был максимально мощным и одновременно чистым, разборчивым, не гудящим. Начните с пространства возле ТВ, в 10-15 см от стены. В угол, под стол и внутрь мебельных конструкций сабвуфер помещать нельзя. И конечно, стоять он должен на полу.

Все тонкие настройки звучания требуется выполнить в программном плеере компьютера или панели управления драйвером звуковой карты, а общую громкость можно регулировать как с компьютера, так на самой акустике, причем чаще всего даже посредством комплектного пульта.


Приведенные в статье цены являются ориентировочными; они актуальны по состоянию на конец февраля 2016.

5 МЕСТО - Logitech Z506


Цена – 9 100 руб.

Logitech Z506

Тот самый случай, когда речь идет сугубо о персональном домашнем кинотеатре. Дело в том, что при среднеквадратичной (RMS) суммарной выходной мощности сабвуфера и колонок 75 Вт рассчитывать на сотрясение стен не приходится. Однако в небольшой комнате с близко расположенным к ТВ (или монитору) диваном этот набор может заметно поднять градус эмоций при просмотре кино. Пластиковые сателлиты высотой с ладонь конструктивно одинаковы для фронта и тыла, центральный спикер предусмотрительно оснащен двумя СЧ-динамиками, ведь, по статистике, на «центр» приходится основная звуковая нагрузка. Сабвуфер, даром что солидный на вид, по размеру лишь немногим крупнее обувной коробки, которая, кажется, служила еще и ориентиром в выборе толщины стенок корпуса. Впрочем, в данной ценовой категории такой подход является, скорее, нормой. Динамик направлен вниз, порт фазоинвертора выведен вперед. Регулировка громкости всей системы находится на правом фронтальном сателлите (пульта ДУ в комплекте нет), при этом уровень интенсивности работы сабвуфера можно отдельно задать на его тыловой панели.
Если установить компоненты Logitech Z506 вокруг дивана, то обеспечивается неплохой эффект вовлечения с происходящее на экране. Громкость отнюдь не та, что в большом кинотеатре, но нередко хватает и ее. Ведь главное – это масштаб, во многом определяемый качеством баса. Тут он не слишком глубокий (даже «по паспорту» АЧХ системы начинается с 45 Гц), вдобавок на динамических всплесках слышны посторонние звуки из недр басовика: то ли динамик похрипывает, то ли «дышит» наполнение корпуса. Но если солидности ни «низах» можно добавить путем удачного размещения сабвуфера и зрителей в комнате, то избавиться от призвуков получается лишь после снижения громкости. Второй значимой проблемой является низкая устойчивость системы к внешним наводкам, так что электроприборы, смартфон и особенно Wi-Fi-роутер надо отодвигать подальше или отключать на время просмотра.

Плюсы:

Компактность, симпатичный внешний вид, неплохое кинотеатральное звучание на средней громкости, сравнительно длинные провода у тыловых сателлитов.

Минусы:

Умеренный запас неискаженной громкости, глубина баса не «сабвуферная», слабая устойчивость к внешним наводкам, отсутствие ПДУ.

Резюме:

При всех своих недостатках Logitech Z506 все же был включен в топ-лист наборов активной акустики 5.1. Потому что в наше время за такие деньги непросто найти более прилично звучащий аналог. Да, пара больших активных колонок 2.0, вроде Sven Stream Mega, при той же цене обеспечивает значительно более полновесное и сбалансированное звучание, которое вдобавок громче, да еще убедительнее в низкочастотной области, но это будет обычное стерео. Кроме того, на стойке с ТВ или компьютерном столе станет значительно теснее. Так что если кино вы смотрите максимум вдвоем, цените окружающий звук, не являетесь фанатом высокого звукового давления и готовы потратить на акустику 5.1 не больше 10 000 рублей, то набор Logitech Z506 может быть рекомендован к покупке в качестве приемлемого компромисса.

4 МЕСТО - Microlab FC 730


Цена – 11 000 руб.

Microlab FC-730

Комплект Microlab FC 730 всего на две тысячи рублей дороже обосновавшегося на пятой позиции Logitech Z506, но по конструкции заметно отличается в лучшую сторону. Корпуса всех сателлитов сделаны из ламинированной древесной плиты, усилители вынесены в отдельный блок, комплект поставки включает беспроводной пульт. Под съемными грилями с тканевой драпировкой у сателлитов можно обнаружить широкополосные динамики диаметром 6,5 см (в центральном спикере два, в прочих АС по одному) и… купольные твитеры! Любопытно, что об их наличии производитель нигде не сообщает, что противоречит здравому смыслу, ведь в данной ценовой категории это весомое конкурентное преимущество. Но чуда не случилось: это не твитеры, а их муляжи, установленные исключительно для красоты. К ним не подведены провода, у них нет ни магнита, ни клемм, ни диффузора. Просто кусок пластмассы. Сабвуфер – куб с ребром около 25 см – ложных надежд не внушает, при этом радует неплохим корпусом и фронтальным динамиком с длинноходной подвижной системой. Аппарат, напомним, пассивный, поскольку блок питания, панель коммутации и усиление (общая мощность комплекта 84 Вт, RMS) размещаются во внешнем блоке, который можно расположить в любом удобном месте. На фасаде усилительного модуля имеется только регулятор громкости, кнопка питания и дисплей. Настройки громкости каналов и другие операции выполняются с пульта. Все провода на сателлитах несъемные, причем у тыловых АС их длину сложно назвать рекордной. К счастью, провод применяется типовой, а разъемы на концах – стандартные RCA, поэтому нарастить длину кабелей сможет любой, кто хоть раз менял дома выключатель и знает дорогу до ближайшего магазина электротоваров. Но следует помнить, что такое вмешательство может повлечь снятие продукта с гарантии.
Звучит Microlab FC 730 почти так же, как и выглядит – «уютно» и, в какой-то степени, основательно. Неплохой сабвуфер, в целом приличный для «персонального» кинотеатра запас неискаженной громкости. Конечно, компактные широкополосные излучатели не заменят более крупных двухполосных конструкций, из-за чего скрадывается «нижняя середина» и динамика звучания в целом, а отсутствие твитеров приводит к раннему спаду на ВЧ. Однако для кинотеатра мягкость в высокочастотной области это, скорее, благо, а к прочему быстро привыкаешь. В крайнем случае, можно подстроить звучание программным эквалайзером на компьютере, что мы и сделали. Что в итоге? Та же куча оговорок, что и в случае с Logitech Z506, однако в общем и целом звучание Microlab FC 730 воспринимается как более «взрослое».

Плюсы:

Неплохой запас громкости, удобный выносной блок усилителя с пультом ДУ, солидный внешний вид, в целом комфортное звучание в кино.

Минусы:

Настоящие твитеры сателлитам все же не помешали бы, как и чуть более крупные СЧ-динамики.

Резюме:

Комплект Microlab FC 730 создан для озвучивания небольшой области вокруг дивана – и с этой задачей справляется достойно для своей цены. Совсем без нареканий техника такого класса испытания не проходит, однако в случае с Microlab FC 730 мы можем посетовать лишь на ограниченный ВЧ-диапазон, хотя принципиальных проблем при использовании АС это обстоятельство не создает, поскольку частично может быть нивелировано эквалайзером компьютера.

3 МЕСТО - Sven IHOO MT 5.1P


Цена – 16 000 руб.

Sven IHOO MT 5.1P

Система Sven IHOO – долгожитель на рынке многоканальной активной акустики. Это один из первых наборов, который помог кинотеатралам получить многоканальный звук хорошего качества за небольшую цену. С тех пор прошло много лет, IHOO модифицировался, однако даже нынешняя версия MT 5.1P (на конвейере с 2011) отличается от прародителя лишь в нюансах. В основе системы – фазоинверторный сабвуфер-башня, на фасаде которого организована панель управления с индикацией, а внутри прячется не только динамик (16,5 см), но и блок питания с 6-канальным усилителем суммарной отдачей 150 Вт (RMS). Коммутационная панель расположена сзади. К услугам пользователя стереофонический и многоканальный входы, оба на разъемах RCA. С пульта можно регулировать не только громкость и баланс каналов, но и менять режимы звучания, среди которых есть даже Dolby Pro Logic для раскладки стереосигнала на псевдомногоканальный. Огромный плюс Sven IHOO MT 5.1P заключается в том, что все сателлиты подключаются к сабвуферу простым акустическим кабелем посредством пружинных клемм. Если не хватит длины комплектного провода, можно использовать аналогичный по параметрам, только более длинный, ничего не перепаивая и не лишаясь гарантии. Правда, на стадии подключения такой способ коммутации вызывает меньше радости, но утешает то, что повозиться придется лишь один раз. Сателлиты в системе разные, хотя все имеют корпуса из древесной плиты с тыловым фазоинвертором. Центральный спикер – крупный модуль с двумя СЧ-динамиками 11,5 см и купольным твитером, на фронтальной паре используется по одному основному излучателю 11,5 см и твитеру, тыловые АС твитеров лишены, зато оборудованы проушинами для настенного монтажа.
Звучание системы Sven IHOO MT 5.1P на фоне двух предыдущих участников воспринимается как откровение, оно дарит почти что блаженство. Мощности усилителей хватает для озвучивания не только околодиванного пространства, но и небольшой комнаты целиком. При этом звучание достаточно цельное, а заявленный частотный диапазон 40 - 22 000 Гц вовсе не кажется фантазией. Переходная область между сабвуфером и сателлитами преодолевается без серьезного провала. Конечно, по мощности и качеству звучания Sven IHOO MT 5.1P – еще не «взрослый» кинотеатр. В моменты особого накала страстей усилитель пасует, сглаживая динамические всплески, не восхищает и артикуляция НЧ (стоило ли прятать динамик в недра субвуфера?). Наконец, переходящий за спины зрителей звук по пути теряет ясность из-за отсутствия твитеров в тыловых сателлитах. И все же, именно Sven IHOO MT 5.1P может считаться отправной точкой для построения не персонального в прямом смысле, а классического «комнатного» домашнего кинотеатра.

Плюсы:

Мощность и масштаб звучания достаточны для небольшой комнаты, весьма неплохая проработка звука во фронтальной области, проушины для настенного монтажа сателлитов, цена не шокирует.

Минусы:

Тыловым сателлитам, порой, очень не хватает твитеров, невысокая артикуляция баса.

Резюме:

Удивительно, но и спустя много лет Sven IHOO (в данном случае - в версии MT 5.1P) успешно выполняет функцию ориентира при определении базисной планки звучания и мощности приличной многоканальной акустики для компьютера. Рекордов громкости или басовой отдачи комплект не ставит, однако и ценник имеет вполне гуманный, а качество звучания в целом больше напоминает простые компонентные системы, нежели привычную компьютерную «мультимедию». Хороший выбор для небольших помещений. Если же озвучивать только область дивана, располагая АС не дальше двух метров от зрителей, то можно рассчитывать на весьма приличную неискаженную громкость.

2 МЕСТО - Microlab H-510


Цена – 27 000 руб.

Microlab H-510

Еще один старожил рынка многоканальной мультимедийной акустики, не потерявший актуальности и поэтому пользующийся стабильным спросом. Комплект общей массой 25 кг привлекает киноманов полноценными двухполосными сателлитами (высота каждого 23 см) в корпусах из древесной плиты с отделкой пластиковой пленкой. За воспроизведение средних частот отвечает динамик диаметром 8,9 см, верхний диапазон перекрывает простенький, но все же дискретный купольный твитер. Любопытно, что все пять АС в наборе абсолютно одинаковые. Объемное звучание при таком подходе получается максимально однородным, но мы все же пожалеем об отсутствии второго СЧ-излучателя в центральном спикере, на который приходится более серьезная нагрузка. Производители не зря «усиливают» центральную колонку, но в Microlab решили сэкономить. На полноценной металлической проушине для настенного монтажа сэкономили тоже: отверстие сделано прямо в пластиковом блоке пружинных зажимов (все сателлиты подключаются простым проводом, что хорошо), из-за чего сам блок пришлось перенести наверх, выше порта фазоинвертора. В итоге, когда колонка висит, провод нарушает центровку, вдобавок не исключено его дребезжание о корпус или стену под влиянием выхлопа фазоинвертора. Зато денег не пожалели на проводной контроллер – модуль с дисплеем и кнопкам. Учитывая весьма скромные возможности системы (помимо регулировки баланса каналов и тембров есть лишь таймер выключения и несколько режимов звучания), надобность в таком устройстве, прямо скажем, не первостепенная, тем более что в комплект поставки включен полнофункциональный пульт ДУ. Зато сабвуфер «правильный»: это крупный – 29х34х33 см – модуль с фронтальным динамиком 8 дюймов (20 см) и боковым соплом фазоинвертора. Вся усилительная секция размещается на тыловой стенке. Суммарная отдача Microlab H-510 составляет 270 Вт (RMS), включая 110 Вт собственно для басовика.
Звуковой потенциал Microlab H-510 сравнительно высок. Хотя правильнее будет сказать так: само по себе качество звучания находится примерно на уровне Sven IHOO MT 5.1P, только масштаб чуть скромнее (за счет менее крупных СЧ-динамиков, вероятно), а вот мощность и плотность баса заметно выше. Плюс, у тыловых сателлитов Microlab H-510 есть твитеры, поэтому из колонки в колонку звуки «перетекают» без каких-либо потерь. Нам не очень понравилась настройка фильтра в сателлитах: высоких частот всегда чуть больше, чем нужно, на высокой громкости это раздражает. Исправить ситуацию помогает только программный эквалайзер в компьютере – штатный темброблок колонок работает весьма своеобразно. Но это пустяки. В целом же Microlab H-510 – достойный кинотеатральный комплект акустики, способный полноценно озвучить небольшую комнату. Смущает лишь цена, позволяющая пойти уже альтернативным путем – менее привлекательным, с точки зрения удобства, но однозначно более предпочтительным в стремлении к «взрослому» звучанию.

Плюсы:

Весьма высокая неискаженная громкость, основательный бас, сбалансированная конструкция

Минусы:

Сравнительно высокая цена, в звуке многовато ВЧ (требуется коррекция сторонним эквалайзером), непродуманная система подвески сателлитов на стену

Резюме:

Система Microlab H-510 вполне может претендовать на звание оптимального комплекта 5.1, при покупке которого вы платите только за звук, а не за пафосную отделку или ненужный функционал. Ни того, ни другого тут действительно нет, но тогда на какой почве выросла 70% разница в цене с «народным» Sven IHOO? Да, Microlab H-510 заметно мощнее, у него лучше сабвуфер, однако по возможностям эти системы близки, как и по качеству звучания в целом. Так что на второе место Microlab H-510 «выехал» исключительно за счет мощности и более масштабного баса. Ведь именно эти аспекты во многом определяют и уровень эмоций во время просмотра кинофильма, и вместимость домашнего кинозала.

1 МЕСТО - Edifier S550 Encore


Цена – 34 000 руб.

Edifier S550 Encore

Заказывая Edifier S550 Encore, нужно думать, прежде всего, о спине. Ведь вам придется ворочать упаковку массой свыше 30 кг, из которых около 18 кг приходится на сабвуфер. Это немаленький даже по меркам Hi-Fi аппарат – 37x40x49 см. На его фасаде за стильной «концентрической» решеткой размещен 10-дюймовый (почти 26 см) излучатель, а на боках – пассивные радиаторы. Корпус изготовлен из толстой и очень плотной MDF. Внутри расположен блок питания, коммутационная панель (два стереовхода, один 5.1) и секция усилителей. Согласно данным производителя, на каждый из сателлитов подается до 60 Вт, а на сабвуфер – 240 Вт (в обоих случаях речь про RMS). Причем, с динамикой серьезных проблем быть не должно, поскольку мощность блока питания составляет аж 600 Вт. Каждый сателлит – это Hi-Fi в миниатюре: добротный увесистый корпус из MDF, среднечастотный излучатель диаметром 9 см, дюймовый твитер с тканым куполом и полноценный кроссовер. Фронтальная и тыловая пары колонок одинаковые, центральный спикер оснащен сразу двумя СЧ-драйверами. Подключение сателлитов производится обычным проводом через пружинные зажимы. Это не слишком удобный способ коммутации, зато у владельца нет никаких ограничений на длину соединения: если не хватит комплектного шнура, можно использовать любой аналогичный. Управляется система через выносной проводной контроллер с нарядным дисплеем, либо через компактный беспроводной пульт. В общем, все сделано на совесть и со вкусом. Нарекание всего одно: цена системы. Все-таки, $430 – сумма немалая для «компьютерной» акустики, даже если та по своей конструкции и мощности вплотную приближается к компонентному оборудованию.
Воспроизведение тестовых фрагментов кинофильмов чуть смягчило нашу позицию насчет стоимости системы. Ведь звучит она лучше любой в данном рейтинге, а если говорить о мощности и глубине баса, то отрыв увеличивается еще сильнее. Ясные высокие частоты, и, в целом, сбалансированная «середина» создают объемный и весьма реалистичный кокон вокруг зрителя, провоцируя его на более яркие эмоции. Слабое звено системы – это компактные сателлиты, которые вступают в игру на отметке около 130 Гц. Каким бы ни был мощным усилитель, масштаб звукового полотна получается не таким впечатляющим, каким мог бы быть при использовании более крупных СЧ-динамиков. Коррекция звучания эквалайзером решает проблему лишь отчасти. Поэтому комплект Edifier S550 Encore хоть и занял заслуженное первое место, абсолютного восхищения не вызвал.

Плюсы:

Основательная конструкция, качественные материалы, высокая мощность, шикарный бас, достойное качество звучания в целом.

Минусы:

Цена заставляет задуматься, вдобавок, при таком уровне технической проработки конструкции хочется более «крупного» звучания.

Резюме:

Во время анализа конструкции Edifier S550 Encore охватывает оторопь: куда не взгляни, кругом продуманные решения и добротные материалы. Звучит лидер нашего топ-листа мощно и «хайфайно». Неужели это эталон мультимедийной акустики? Очень похоже. В то же время, за такую цену можно собрать из трех пар крупных мультимедийных колонок 2.0 и активного сабвуфера такой комплект, который по качеству звучания и мощности оставит Edifier S550 Encore далеко позади, правда, заметно проиграет ему в дизайне, удобстве инсталляции и использования. Однако, дилемма…

Денис Репин

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

3.69